О ТРАВОЛЕЧЕНИИ
Тело наше Бог создал «из земли», то есть из материальных элементов нашей Вселенной, нашей Галактики, нашей планеты Земля. Также «Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими» (Сир. 38, 4).Итак, лекарства — от земли, не от магии, не от сверхъестественных способностей. Бог дал человеку разумение, как те или иные вещества воздействуют на наш организм, какие страдания способны они облегчать. В этих словах и будем искать себе верный ориентир в причудливом мире современной медицины. Травы тоже создал Господь и дал их нам в употребление. Но нигде у Святых Отцов мы не читаем, что врач при этом должен совершать какие-либо магические действия над своим лекарством, воздействовать на пациента внушением, гипнозом и т. п. Врач православный может и должен молиться Богу и о пациенте, и об успехе своего дела. Причем не выдумывать ничего более того, что может пациент: запивать свои лекарства святой водой, наряду с медикаментами использовать соборное масло или масло от св. мощей, осенять крестом с молитвой «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» лекарственные средства и медицинские препараты. Однако Церковь относится однозначно неодобрительно к тем «народным целителям», которые выдумывают свои молитвы на освящение лекарства, пришептывают заговоры, тайные молитвы. Земле — земное. Нет греха в знании воздействия трав на человеческий организм, но прежде, чем пользоваться услугами травников, необходимо поинтересоваться через сведущих людей, не было ли в роду у ''целителя» или «целительницы» колдунов и знахарей, так как их знания передаются по наследству (как, например, это известно о Т. Семеновой — «целительнице» из Карелии), не собирают ли они свои травы в соответствии с некими обрядовыми действиями, не обносят ли травы вокруг свечей, не производят ли над растениями магических манипуляций, чтобы «усилить» их воздействие. С православной точки зрения, неприемлемы рассуждения и об энергетическом потенциале, и о биополях растений, так как это не подлежит вмешательству человека. В народе часто травничество идет рука об руку с чародейством, экстрасенсорикой, внушением. Все эти явления — тяжкое наследие язычества, следствие получения неких тайных знаний от падших духов. Трава, лекарство, повязка, на которой было сделано соответствующее «заклинание», внушение — есть уже орудие чародейства. Такое «лекарство» ничем не отличается от вещей, через которые колдуны делают людей бесноватыми и порчеными. Чародеи любят «целить», поэтому вывеска врача для них с давних пор более всего удобна, и нам необходимо точно знать, из чьих рук мы получаем лекарство. Широко распространена сегодня практика тибетской и ведической медицины, использующей в своем арсенале преимущественно травы. Успехи тибетских медиков поразительны. Расспрашиваю о некоем московском травнике-чудотворце, кто он по вероисповеданию. Мне сообщают, что он увлекается йогой. Тогда я задаю следующий вопрос: «Не дает ли этот травник к своим травкам еще и некой мантры для чтения или упражнений йоги?» Ответчик задумывается и вспоминает, что, действительно, врач вместе с точным назначением лекарства обязывает пациента читать небольшую молитвочку на санскрите. Кто и что исцеляет тогда? Трава или же духи, привлекаемые чтением мантры и создающие видимость исцеления для погубления души больного? Аюрведическая медицина при всех своих достоинствах неотделима от обряда молитвословий неким «божествам». Православный человек обязан знать, что «боги» эти не имеют ничего общего с Пресвятой Троицей, а следовательно, под их именами выступают падшие ангелы. На многих препаратах индийского производства стоит пометка «Аюрведикмедицин». Можно ли ими пользоваться? Ап. Павел говорит, что христианин может смело вкушать даже и идоложертвенное, если сам он твердо уверен в непоколебимости своей веры и не верит идолам (1 Кор. 10, 19—31).Это значит, что пища, принесенная в жертву идолам перед подачей на стол, не может принести вреда христианину, если мы, конечно, не забываем о крестном знамении и молитве. Блаж. Матрона говорила, что бесы барахтаются, купаются в продуктах, оставляя на них следы своих мерзких страстей, мы же, не осеняя пищу крестом, оскверняемся такой едой, а часто и болеем. То же и с лекарствами... Мы должны осведомиться о том, прошли ли эти лекарства клинические испытания в Европе, Америке, России, какие имеются противопоказания по применению препарата, внимательно изучить его химическое и фармакологическое действие. Так, например, знаменитый курс чесночной настойки с молоком, который рекламировался чуть ли не как секрет вечной молодости, — наиболее известный рецепт тибетской медицины — оказался вовсе небезобиден и не панацеей от всех болезней. Многие терапевты знают, что некоторые пациенты повредили желудок в результате приема этого средства, а «безобидный» Лив-52 в больших дозах не угнетает цирроз печени, как это написано в показаниях к применению, а напротив, способствует его развитию. Сегодня трудно и врачу, и пациенту разобраться в истинно научных и псевдонаучных теориях. Так, колдовство, гипноз, манипуляции психикой сегодня подают как виды науки, хотя истинная наука, тоже познающая мир земными средствами, открещивается от такого родства. Претендует на науку и йога, и ведическая мудрость. Да, древние люди накопили богатейший опыт наблюдений над внешним миром, но не будем забывать, что этот мир был тронут молью идолопоклонства и разъеден чародейством. Практически все из того здоровья, что несут в себе веды и йога, дают нам и обычные исследования ученых, далеких от восточной мудрости. Будем помнить, что йога есть способ утончения плотской природы человека для мистических ощущений. Однако в мир духов стремиться опасно, так как йога не очищает нас от греха и не способствует размягчению сердца, а это значит, что мы утончаем перегородку, отделяющую нас от мира падших ангелов, и Ангелы Божий уже не могут общаться с нами, нечистыми духовно. Газета «Вера-Эском» (г. Сыктывкар). 1995. № 169-170.
|