Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Общественная мысль в 1830-1850 гг.: «охранительное» направление, славянофилы и западники, сторонники общинного социализма





В первые годы после подавления восстания 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади, не­смотря на стремление Николая I не допустить распространения вольнолюбивых идей и сделать невозможным развитие общественного движения, идеи декабристов по-прежнему находили своих сторонников. Это была уже не только военная молодежь дворянского происхождения. Студенчест­во, состоявшее из представителей разных социальных групп, создавало небольшие кружки. В них обсуждались наиболее острые вопросы российской действительности. Но эти кружки не успевали перерасти в тайные общества и составить свои программы. Полиция быстро обнаруживала и лик­видировала эти объединения, а их участников преследовала.

В 1827 г. в Московском университете был раскрыт кружок братьев В. И. и М. И. Критских, а в 1831 г. — кружок Н. Сунгурова. Члены кружков вели пропаганду революционных идей среди студентов, чиновников, офицеров. Придерживаясь декабристской идеологии и тактики, они вы­нашивали планы вооруженного восстания.

В 1830 г. в том же Московском университете сложился кружок В. Г. Белинского «Литератур­ное общество 11-го нумера». На собраниях этого кружка читали и обсуждали литературные произ­ведения, обсуждали и анализировали существующие российские порядки. Вскоре В. Г. Белинский был исключен из университета. В 1833 г. он вошел в кружок Н. В. Станкевича. Вокруг этого фило­софа и литератора объединились талантливые и очень разные люди: Т. Н. Грановский и К. С. Ак­саков, В. Г. Белинский и братья Киреевские, М. А. Бакунин. Они изучали взгляды зарубежных философов (Канта, Гегеля и др.) и считали необходимым распространение просвещения как глав­ного средства переустройства России. Кружок распался в связи с отъездом Станкевича за границу.

В 1834 г. полиция раскрыла кружок, основанный в 1831 г. в Московском университете А. И. Герценом и Н. П. Огаревым. На собраниях кружка изучались произведения французских про­светителей, обсуждались революционные события в европейских странах. В юношеские годы Герцен и Огарев в Москве на Воробьевых горах поклялись в вечной дружбе и твердом решении посвятить свою жизнь борьбе за свободу. За участие в кружке Герцен и Огарев были отправлены в ссылку.

В эти же годы полицией были раскрыты кружки во Владимире, Курске и других городах.

Однако общественная мысль развивалась не только в кружках. Другими центрами ее были столичные салоны, а также литературные журналы («Москвитянин», «Вестник Европы», «Оте­чественные записки» и др.).

Во второй трети XIX в. в России начали оформляться основные идейные течения: консер­вативное (или самодержавно-охранительное), либеральное и социалистическое (революционное). Приверженцев этих течений объединяли раздумья об исторической судьбе России, о ее прошлом, настоящем и будущем. При этом каждое направление видело судьбу России по-своему и нередко в острейшей полемике с оппонентами устами своих представителей отстаивало правомерность собственных убеждений.

После восстания 14 декабря 1825 г. в обществе стали нарастать консервативные настроения. Консерватизм — идейно-политическое течение, в основе которого лежат сохранение и незыбле­мость традиционных устоев в обществе. В 1830-е гг. идеолог консерватизма министр народного просвещения граф С. С. Уваров сформулировал теорию официальной народности (формула «Право­славие, Самодержавие, Народность» в качестве девиза была внесена в его графский титул). Пыта­ясь направить народное просвещение на то, чтобы удержать Россию от общественных катастроф, Уваров непрестанно размышлял над возможностью сочетания российских традиций воспитания и европейских идей. В новом поколении европейски образованных русских людей должны были, на его взгляд, оставаться незыблемыми духовная связь с православной верой и чувство вернопод­даннического долга перед царем. Православной вере Уваров отводил основное место, ибо с ослаб­лением ее творческие силы народа, его культура станут угасать. Самодержавие Уваров рассматри­вал как оптимальную, наиболее приемлемую форму правления для России, на которой держатся могущество, спокойствие, внутренний мир страны.

Сторонниками теории официальной народности были историки Н. М. Карамзин и М. П. По­годин, литераторы Ф. В. Булгарин, Н. И. Греч, М. Н. Загоскин и др.

Таким образом, впервые консервативное направление получило собственную идейную концепцию. Она объединила ту образованную часть общества, которая была уверена в исключительности истори­ческого пути России, считая его единственно и бесспорно верным. Консерваторы противопоставляли Россию Западу, который сотрясали революции. Именно от подобных потрясений пытались сторонни­ки теории оградить страну, обеспечить спокойное ее развитие на основе указанных трех принципов.

Однако предпринятые меры для борьбы с вольнодумством, многочисленные запреты не смогли остановить поиски смысла жизни, воспрепятствовать расширению социальной базы общественно­го движения в России.

Значительная часть общества не только поддерживала уваровскую триаду, но и выступила с ее резкой критикой. На страницах журнала «Телескоп» в 1836 г. появилось первое из «Философи­ческих писем» П. Я. Чаадаева. Его автор — участник Отечественной войны 1812 г. и член тайного Северного общества, друг А. С. Пушкина и декабристов, крупнейший мыслитель и публицист. Чаадаев видел причину многих бед в отрыве России от Европы. Путем сравнения с Западной Ев­ропой Чаадаев показывал ничтожество николаевской России с ее самодержавным правлением. Он связывал будущее России с принятием западного пути развития, с объединением стран христианс­кой цивилизации в новую общность, которая явится основой духовной свободы всех народов. Нико­лай I, ознакомившись с письмом, приказал объявить его автора сумасшедшим, определить под надзор полиции, а журнал «Телескоп» закрыть. Но «Философическое письмо» Чаадаева уже вско­лыхнуло российское общество, сделало очевидным то, что должно предшествовать практическим попыткам переустройства страны — прежде всего, это осмысление роли России в мировой истории.

Разгоревшиеся вокруг письма Чаадаева споры способствовали тому, что среди российских ли­бералов выделились два течения — западники и славянофилы. Между ними было много общего: они осуждали крепостное право, отстаивали необходимость постепенных реформ, инициатором которых должна была выступить верховная власть. И те и другие любили Россию, верили в нее и в ее великое будущее. Но на вопрос о том, как его достичь, как изменить внутреннее состояние России, они отвечали по-разному.

Славянофилы (идеологами их были писатели, философы и публицисты К. С. и И. С. Аксако­вы, А. С. Хомяков, И. В. и П. В. Киреевские, Ю. Ф. Самарин и др.) идеализировали историю до­петровской Руси, считали разумным вернуться к патриархальным традициям. Нередко принижая прогрессивные достижения Запада, они уповали на особый исторический путь России. Деятель­ность Петра I они оценивали негативно, отрицая полезность развития России по европейскому пути. Большую популярность приобрели их размышления о национальных традициях русского народа, о патриотизме, о вреде низкопоклонства перед Западом и т. п.

Западники, в отличие от славянофилов, видели развитие России в русле европейской цивилиза­ции. Идеологи западников (историки Т. Н. Грановский и С. М. Соловьев, литераторы П. В. Анненков и И. С. Тургенев и др.), считая Россию частью Европы, связывали ее будущее с конституционной монархией и широким спектром политических свобод. Они высоко оценивали деятельность Петра I, рассматривая реформы первой четверти XVIII в. как первый этап обновления России. Второй этап, по мнению западников, должен был начаться с проведения верховной властью коренных преобразований.

Несмотря на то что и те и другие были противниками революционных способов переустройс­тва общества, правительство Николая I за критическое отношение к крепостному праву, засилью бюрократии и подавлению прав и свобод личности сочло и тех, и других неблагонадежными. При этом более сильным гонениям подверглись западники.

Революционное движение в России возникло в 1840-1850-е гг. XIX века.

Заметную роль в нем играл кружок М. В. Буташевича-Петрашевского. Он начал создаваться в середине 1840-х гг. Его посещали поэты А. Н. Плещеев и А. Н. Майков, молодые писатели М. Е. Салтыков и Ф. М. Достоевский, ученый-географ П. П. Семенов и др. По пятницам все собирались в петербургском доме Петрашевского. Петрашевцы изучали идеи европейского уто­пического социализма, основоположниками которого принято считать французских мыслителей А. Сен-Симона и Ш. Фурье (последний оказал наибольшее влияние на формирование взглядов петра­шевцев). На собраниях кружка обсуждались вопросы будущего политического устройства России, осуждалось самодержавие и крепостное право. Петрашевским был составлен «Проект об освобож­дении крестьян» — один из наиболее передовых документов времени. В нем содержалось требова­ние немедленного освобождения крестьян с той землей, которая ими обрабатывалась, без выкупа.

Члены кружка не только обсуждали проблемы и пропагандировали через печать революци­онные идеи. Они не исключали также возможность организации народного восстания. В 1849 г. кружок был разгромлен, 39 его членов арестованы, из них 21 приговорен к смертной казни, впос­ледствии замененной каторгой и ссылкой.

Если кружок Петрашевского положил начало распространению в России социалистических идей, то дальнейшее их развитие связано с деятельностью А. И. Герцена. В 1850-е гг. он сформу­лировал теорию «общинного социализма». По его мнению, крестьянское общинное землевладе­ние, общинное самоуправление и природный коллективизм русского крестьянина являют собой те основы, на которых возможно переустройство страны. Иными словами, Россия перейдет к социа­лизму через крестьянскую общину — готовую ячейку социалистического общества.

Пропаганду своих взглядов и идей А. И. Герцен осуществлял через газету «Колокол» и аль­манах «Полярная звезда», которые издавал в Лондоне в основанной им «Вольной русской типог­рафии». Таким образом, распространение во второй четверти XIX в. оппозиционных настроений в обществе, в частности революционных идей, подготавливало сознание современников к бу­дущим переменам. Удивительным временем «наружного рабства и внутреннего освобождения» назвал эту эпоху А. И. Герцен. Именно тогда в общественном движении сформировались идеи и направления, которые получили дальнейшее развитие во второй половине столетия.







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 1201. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.033 сек.) русская версия | украинская версия