OGGVorbis
OggVorbis - это универсальный формат аудио- компрессии вышедший летом 2000 года. Этот формат разработан группой Xiphophorus и является частью из мультимедиа проекта OggSquish. OggVorbis принадлежит к тому же типу форматов аудиосжатия, что и МР3, AAC, VQF, PAC, QDesign AIFF и WMA, то есть к форматам сжатия с потерями. Психоакустическая модель, используемая в OggVorbis по принципам действия близка к МР3, но и только - математическая обработка и практическая реализация этой модели в корне отличается, что позволяет авторам объявить свой формат совершенно независимым от всех предшественников. Главное неоспоримое преимущество формата OggVorbis - это его полная открытость и бесплатность. OggVorbis создается в рамках проекта GNU и полностью подчиняется GNU GPL (генеральная публичная лицензия). А это означает, что формат совершенно открыт для коммерческого и некоммерческого использования, его коды можно модифицировать безо всяких ограничений, группа разработчиков оставляет за собой лишь право утверждать новые спецификации формата. Некоторые ограничения конечно все же есть, они определены в GNU GPL. Согласно правилам GNU GPL можно делать любые изменения в коде программы, но при этом получившийся программный продукт так же должен подчиняться уложениям GNU GPL. Помимо бесплатности, OggVorbis, как спецификация, обладает так же еще целым рядом неоспоримых достоинств. Так, вехняя планка частоты выборки составляет не 44 КГц, как у всех форматов, а 48 КГц, что безусловно более близко к живой музыку по сравнению с CD. Кроме того, число каналов не ограничено двумя как обычно - моно и стерео, а достигает 255. Спецификация OggVorbis содержит очень гибкий и развитый механизм включения комментариев и иллюстраций в тело аудиокомпозиции. Заголовок комментария легко расширяется и позволяет включать тексты любой длины и сложности, перемежающиеся изображениями. OggVorbis, так же как и МР3, изначально разрабатывался как сетевой потоковый формат. Это свойство является очень важным, особенно учитывая мультиплатформенную направленность формата OggVorbis. Интернет-радиостанция использующая низкобитрейтные версии OggVorbis сможет вещать сразу на всех платформах, тогда как такая же радиостанция, использующая для передачи WMA (в виде ASF) будет ограничена только пользователями Windows. Именно благодаря открытости формата об OggVorbis удалось узнать то, что не удавалось для всех других форматов (разве что, кроме Мр3) - как он работает. Все остальные конкуренты МР3 тщательно скрывают внутренние алгоритмы компрессии, и лишь OggVorbis выставляет их напоказ.
WMA
Кодек Windows Media Audio (сокращенно WMA) является сегодня собственной разработкой компании Microsoft и успешно продвигается. Изначально, кодек WMA разрабатывался фирмой Voxware и имел название Voxware Audio Codec, однако впоследствии компания забросила его доработку, остановившись на версии 4.0. Тогда кодек был полностью куплен фирмой Microsoft. Программисты серьезно доработали его, а фирма Microsoft переименовала кодек в Windows Media Audio, не забыв позаботиться о том, чтобы он был бесплатным. На сегодняшний день существует несколько версий кодека WMA: v1, v2, v7, v8 и v9. Версия 7 отличается от младших собратьев поддержкой битрейтов до 192 Кбит/с (в отличие от цифры 164 Кбит/с для v1 и v2), несколько худшим качеством кодирования и иной структурой данных. v8 отличается от всех предыдущих явно переработанной психоакустической моделью кодека, за счет чего качество кодирования сильно возросло. Так, при 96 Кбит/с WMA v8.0 на не сильно требовательных к качеству композициях (поп-музыка, например) почти не отличим от MP3 при 128 Кбит/с, хотя, опять же, все зависит от конкретной композиции и аппаратуры, на которой осуществляется прослушивание. Девятая версия WMA является логическим продолжением восьмой версии. Разработчики говорят о повышении качества кодирования в среднем на 20 процентов по сравнению с WMA v8. В версии 9 применена новая технология Fast Streaming, призванная сильно сократить время буферизации WMA -потока, передаваемого через Интернет конечному пользователю. Помимо этого, WMA 9 является, фактически, пакетом кодеков и включает кроме привычного lossy-кодера, также и lossless кодер (кодер без потерь), а также специальный речевой кодер.
FLAC FLAC (Free Lossless Audio Codec - свободный аудио-кодек без потерь) – это популярный свободный кодек для сжатия аудио. В отличие от кодеков с потерями Ogg Vorbis, MP3, FLAC не удаляет никакой информации из аудиопотока и подходит как для прослушивания музыки на высококачественной звуковоспроизводящей аппаратуре, так и для архивирования аудиоколлекции. На сегодня формат FLAC поддерживается многими аудиоприложениями.
AAC AAC (англ. Advanced Audio Coding) — Патентованный формат аудиофайла с меньшей потерей качества при кодировании, чем MP3 при одинаковых размерах. Формат также позволяет сжимать без потери качества исходника (профиль ALAC AAC). AAC — это широкополосный алгоритм кодирования аудио, который использует два основных принципа кодирования для сильного уменьшения количества данных, требуемых для передачи высококачественного цифрового аудио. Данный формат является одним из наиболее качественных, использующих сжатие с потерями, поддерживаемый большинством современного оборудования, в том числе портативного. Изначально создавался как преемник MP3 с улучшенным качеством кодирования. Формат AAC, официально известный как ISO/IEC 13818-7, вышел в свет в 1997 как новая, седьмая, часть семьи MPEG-2. Существует также формат AAC, известный как MPEG-4 Часть 3. Принцип работы AAC. 1) Удаляются невоспринимаемые составляющие сигнала. 2) Удаляется избыточность в кодированном аудио сигнале. 3) Cигнал обрабатывается по методу MDCT согласно его сложности. 4) Добавляются коды коррекции внутренних ошибок. 5) Сигнал сохраняется или передаётся. Аудио стандарт MPEG-4 не требует единственного или малого набора высокоэффективных схем компрессии, а скорее сложный набор для выполнения широкого круга операций от кодирования низкокачественной речи до высококачественного аудио и синтезирования музыки. - Семейство алгоритмов аудио кодирования MPEG-4 охватывает диапазон от кодирования низкокачественной речи (до 2 кбит/с) до высококачественного аудио (от 64 кбит/с на канал и выше). - AAC имеет частоту сэмплов от 8 Гц до 96 кГц и количество каналов от 1 до 48. - В отличие от гибридного набора фильтров MP3, AAC использует Модифицированное Дискретное Косинусное Преобразование (MDCT) вместе с увеличенным размером «окна» в 2048 пунктов. AAC более подходит для кодирования аудио с потоком сложных импульсов и прямоугольных сигналов, чем MP3. AAC может динамически переключаться между длинами блоков MDCT от 2048 пунктов до 256: - Если происходит единственная или кратковременная смена, используется малое «окно» в 256 пунктов для лучшего разрешения. - По умолчанию используется большое 2048-пунктовое «окно» для улучшения эффективности кодирования. Разновидности формата. На данный момент различают четыре разновидности формата ААС: - HomeboyAAC - AT&T a2bAAC - Liquifier Pro AAC - Astrid/Quartex AAC Из всех разновидностей MPEG-2 AAC особо выделяется, пожалуй, Liquifier AAC (файлы, созданные с помощью этого алгоритма обычно имеют расширение.LQT). Этот алгоритм обеспечивает как наивысшее качество звучания среди всех подобных алгоритмов, так и некоторые дополнительные возможности, например, хранение внутри LQT-файлов графических изображений обложек CD и эмблем, а также текстовую информацию.
|