Действительное, возможное и необходимое.
Понятие модальности впервые появилось в «Метафизике» Аристотеля. Создав формально-логическую классификацию суждений по модальностям, он выделил три основных модальных понятия: необходимость, возможность и реальность: «Всякая же посылка есть посылка или о том, что присуще, или о том, что необходимо присуще, или о том, что возможно присуще» [Аристотель, цит. по http://ezolib.ru/5128.html]. Это деление перешло в классические философские системы. В логике и философии Нового времени стало традиционным предложенное И. Кантом подразделение суждений на три разряда [http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/743/МОДАЛЬНОСТЬ]: 1. Проблематические (суждения о возможности) - «S, вероятно, есть Р». Здесь можно привести примеры из корейского языка: 사라는 아마 그의 여자친구입니다. Сара, вероятно, его подруга. 2. Ассерторические (суждения о действительности) - «S есть Р». 그 사람은 제 사장님입니다. Он – мой начальник. 3. Аподиктические (суждения о необходимости) - «S необходимо, должно быть Р». Например, 그는 꼭 여기 있어야 합니다. Он обязательно должен быть здесь. Мы видим, что проблематическое суждение характеризуется некоторым ограничением связи между подлежащим и сказуемым (утверждается вероятность, возможность); в ассерторическом суждении связь подлежащего со сказуемым утверждается решительно, без колебания (утверждается действительность какого-либо факта); в аподиктическом суждении утверждение получает характер необходимости. У Михаила Эпштейна в «Философии возможного» [2001] его обобщение подходов к изучению модальности в различных сферах гуманитарного мышления. Он относит понятие модальности к основополагающим и выстраивает свою теорию возможного, опираясь на три основные, истинностные модальности бытия: действительное, возможное и необходимое.
|