Студопедия — Образец сравнительного анализа текстов СМИ.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Образец сравнительного анализа текстов СМИ.






 

В газете «Аргументы и факты» (1999. № 11), в рубрике «Культура», помещены две публикации — «НеПОПулярные меры против фанеры» и «Собеседник ангелов».

В первой публикации, посвященной современной российской поп-музыке, автор дважды употребляет профессионализм сольник (без кавычек) и один раз соответствующее составное наименование (сольный концерт), которое воспринимается как стилистически нейтральное наименование (Остановка фонограммы на последних московских сольниках Киркорова — это все мелкие шалости. Вот когда целое отделение сольного концерта

исполнитель имитирует пение — это уже серьезный проступок; Почти все сольники

 

поп-артистов, не говоря уже о сборных «солянках», проходят под «минус»).

 

Вторая публикация сообщает о кончине всемирно известного музыканта — скрипача Иегуди Менухина — и рассказывает историю его жизни. В этой публикации употреблено только составное наименование сольный концерт: Первое публичное выступление состоялось в восемь лет. А в одиннадцать он выступил с сольным концертом в Карнеги-холл, что всегда свидетельствует о достижении мирового уровня в исполнительстве.

Очевидно, что обе статьи расположены в пределах одной рубрики по принципу контраста: сфера популярной музыки (шоу-бизнеса) и сфера классической музыки (области высокого искусства). Контраст этих сфер и приводит к тому, что для первой из них в качестве адекватной номинации выступает профессионализм сольник, функцией которого в данном случае является представление речевого облика профессиональной среды — шоу-бизнеса (наряду с профессионализмом минусминусовая фонограмма, т. е. запись только музыкального сопровождения, без голоса исполнителя, и профессионализмом солянкаколлективный концерт, который образован, по-видимому, с опорой на кулинарное наименование солянка сборная и находится в отношениях противопоставления со словом сольник). Составное наименование сольный концерт во второй публикации никак не может быть заменено профессионализмом сольник, поскольку обозначает в тексте «концерт исполнителя классической музыки в Карнеги- холле».

Таким образом, противопоставление двух сфер — классической музыки и шоу- бизнеса — находит свое выражение на лексическом уровне анализируемых текстов и свидетельствует о диалогических отношениях между этими двумя текстами, поданными в одной рубрике («Культура») по принципу контраста.

 

 

Текст 1

 

Режиссер Аронофски (создавший два культовых фильма 1990-х «Число Пи» и

 

«Реквием по мечте») рад, когда «Черного лебедя» рассматривают как пару к его недавнему «Рестлеру» с Микки Рурком. Оба фильма — о том, что люди, пусть и в столь отдаленных профессиях, как рестлинг (американский бойцовый цирк) и классический балет, готовы жертвовать своими телами и душами ради развлечения публики.

Другая распространенная трактовка: это фильм о том, что героиня способна раскрыть путь к образу Черного лебедя-искусителя лишь после того, как распахнула двери перед таившимися в ее душе демонами. Допустим. Но фильм поднимает и более

универсальные, причем опасные темы. Например, что для истинного творчества недостаточно лишь чистоты, нравственности и духовности. Выйдет стерильно, скучно, технично — не более того. Для истинного творчества необходим противоположный опыт

— плотского, греховного. В том числе опыт зла.

 

«Новое время»

 

Текст 2

 

Прелесть «Черного лебедя» в том, что это универсальная история, от которой можно получить громадное удовольствие людям с совершенно разными вкусами. Поклонники балета увидят в ней правдивую драму о закулисных интригах в мире классического танца. Фанаты триллеров получат канонический сюжет о прогессирующем безумии на почве творческой конкуренции. Ценителей кино взросления ждет рассказ о том, как незрелое дитя мучительно превращается в самостоятельную личность. Для любителей мистики лента обернется готической сказкой про «темного» двойника, пытающегося подчинить себе «светлого». Наконец, люди с философским складом ума найдут здесь притчу о непомерной цене за тягу к совершенству — картина допускает множество толкований.

<…> Придраться, пожалуй, можно только к решению запечатлеть картину на ручную камеру; для проекта с эстетическими визуальными наворотами оно не слишком подходит. Однако в целом «Черный лебедь» производит впечатление отлично продуманного и снятого кино, достойного «Оскара». Уж Портман точно заслужила эту награду — и мы

будем очень удивлены, если она ее не получит!

 

«Петербургский телезритель»

 

Текст 3

 

Драма в том, что искусства на экране нет. Есть не слишком одаренная танцовщица. Увы, хотя Портман занималась в детстве балетом, ее данных недостоточно, чтобы удивить. А выражение лица у нее меняется только в финальном гриме. Есть типичный для современного искусства кукловод, пытающийся создать нечто новое, как говорится, от противного. И есть публика-дура, готовая радоваться тому, насколько пошлы далекие от нее и живущие по законам позапрошлого века люди искусства. Конечно, можно утверждать, что Аронофски снял фильм не про балет, а про проблемы сексуального взросления. Можно искренне сравнивать «Черного лебедя» с «Рестлером» того же Аронофски, уверяя себя, что это производственные драмы о людях жестоких профессий, отдающих любимому делу свое тело и душу. Но все разбивается об очевидность. Этообычное кино для массового зрителя, льстящее ему и построенное на штампах. В этой номинации оно безупречно.

 

«Итоги»

Задание

 

С использованием методики анализа, представленного в Образце сравнительного анализа текстов СМИ, проведите сравнительный анализ текста 1, текста 2 и текста 3.

 

 







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 588. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия