Образец сравнительного анализа текстов СМИ.
В газете «Аргументы и факты» (1999. № 11), в рубрике «Культура», помещены две публикации — «НеПОПулярные меры против фанеры» и «Собеседник ангелов». В первой публикации, посвященной современной российской поп-музыке, автор дважды употребляет профессионализм сольник (без кавычек) и один раз соответствующее составное наименование (сольный концерт), которое воспринимается как стилистически нейтральное наименование (Остановка фонограммы на последних московских сольниках Киркорова — это все мелкие шалости. Вот когда целое отделение сольного концерта исполнитель имитирует пение — это уже серьезный проступок; Почти все сольники
поп-артистов, не говоря уже о сборных «солянках», проходят под «минус»).
Вторая публикация сообщает о кончине всемирно известного музыканта — скрипача Иегуди Менухина — и рассказывает историю его жизни. В этой публикации употреблено только составное наименование сольный концерт: Первое публичное выступление состоялось в восемь лет. А в одиннадцать он выступил с сольным концертом в Карнеги-холл, что всегда свидетельствует о достижении мирового уровня в исполнительстве. Очевидно, что обе статьи расположены в пределах одной рубрики по принципу контраста: сфера популярной музыки (шоу-бизнеса) и сфера классической музыки (области высокого искусства). Контраст этих сфер и приводит к тому, что для первой из них в качестве адекватной номинации выступает профессионализм сольник, функцией которого в данном случае является представление речевого облика профессиональной среды — шоу-бизнеса (наряду с профессионализмом минус — минусовая фонограмма, т. е. запись только музыкального сопровождения, без голоса исполнителя, и профессионализмом солянка — коллективный концерт, который образован, по-видимому, с опорой на кулинарное наименование солянка сборная и находится в отношениях противопоставления со словом сольник). Составное наименование сольный концерт во второй публикации никак не может быть заменено профессионализмом сольник, поскольку обозначает в тексте «концерт исполнителя классической музыки в Карнеги- холле». Таким образом, противопоставление двух сфер — классической музыки и шоу- бизнеса — находит свое выражение на лексическом уровне анализируемых текстов и свидетельствует о диалогических отношениях между этими двумя текстами, поданными в одной рубрике («Культура») по принципу контраста.
Текст 1
Режиссер Аронофски (создавший два культовых фильма 1990-х «Число Пи» и
«Реквием по мечте») рад, когда «Черного лебедя» рассматривают как пару к его недавнему «Рестлеру» с Микки Рурком. Оба фильма — о том, что люди, пусть и в столь отдаленных профессиях, как рестлинг (американский бойцовый цирк) и классический балет, готовы жертвовать своими телами и душами ради развлечения публики. Другая распространенная трактовка: это фильм о том, что героиня способна раскрыть путь к образу Черного лебедя-искусителя лишь после того, как распахнула двери перед таившимися в ее душе демонами. Допустим. Но фильм поднимает и более универсальные, причем опасные темы. Например, что для истинного творчества недостаточно лишь чистоты, нравственности и духовности. Выйдет стерильно, скучно, технично — не более того. Для истинного творчества необходим противоположный опыт — плотского, греховного. В том числе опыт зла.
«Новое время»
Текст 2
Прелесть «Черного лебедя» в том, что это универсальная история, от которой можно получить громадное удовольствие людям с совершенно разными вкусами. Поклонники балета увидят в ней правдивую драму о закулисных интригах в мире классического танца. Фанаты триллеров получат канонический сюжет о прогессирующем безумии на почве творческой конкуренции. Ценителей кино взросления ждет рассказ о том, как незрелое дитя мучительно превращается в самостоятельную личность. Для любителей мистики лента обернется готической сказкой про «темного» двойника, пытающегося подчинить себе «светлого». Наконец, люди с философским складом ума найдут здесь притчу о непомерной цене за тягу к совершенству — картина допускает множество толкований. <…> Придраться, пожалуй, можно только к решению запечатлеть картину на ручную камеру; для проекта с эстетическими визуальными наворотами оно не слишком подходит. Однако в целом «Черный лебедь» производит впечатление отлично продуманного и снятого кино, достойного «Оскара». Уж Портман точно заслужила эту награду — и мы будем очень удивлены, если она ее не получит!
«Петербургский телезритель»
Текст 3
Драма в том, что искусства на экране нет. Есть не слишком одаренная танцовщица. Увы, хотя Портман занималась в детстве балетом, ее данных недостоточно, чтобы удивить. А выражение лица у нее меняется только в финальном гриме. Есть типичный для современного искусства кукловод, пытающийся создать нечто новое, как говорится, от противного. И есть публика-дура, готовая радоваться тому, насколько пошлы далекие от нее и живущие по законам позапрошлого века люди искусства. Конечно, можно утверждать, что Аронофски снял фильм не про балет, а про проблемы сексуального взросления. Можно искренне сравнивать «Черного лебедя» с «Рестлером» того же Аронофски, уверяя себя, что это производственные драмы о людях жестоких профессий, отдающих любимому делу свое тело и душу. Но все разбивается об очевидность. Этообычное кино для массового зрителя, льстящее ему и построенное на штампах. В этой номинации оно безупречно.
«Итоги» Задание
С использованием методики анализа, представленного в Образце сравнительного анализа текстов СМИ, проведите сравнительный анализ текста 1, текста 2 и текста 3.
|