Расчет акустики многофункционального кинозала
Основной критерий расчета – разборчивость речи (артикуляция). Для этого требуется наличие интенсивного прямого звука, малозапаздывающих отражений, диффузного звукового поля и оптимального времени реверберации
Выбор формы зала. Для многофункциональных зала и кинотеатров необходимо, чтобы на росстоянии 8м от источника разность хода отраженного и прямого звука составляла 7 – 10 м, что соответсвует времени 0,02 и 0,03 сек. На плане и разрезе показаны прямые и отраженные лучи и разница во времени их прохода для разных точек. Для начала рассмотрим зал до акустического благоустройства: Рис1. План кинозала с указанем прямых и отраженных лучей до акустического лагоустройства. Рис.2. Схема прямых и отраженных лучей на разрезе до акустического благоустройства. На расстоянии 7м и 9м от источника разница во времени равна 0,31 и 0,27сек в разрезе и 0,32 и 0,28сек, что больше предельно допустимых, см. рис.1 и рис.2. Так же из-за паралельности стен есть опасность возникновения порхающего эха. Следовательно необходимо акустическое благоустройство. Рис.3. План кинозала с указанием прямых и отраженных лучей после предварительного акустического благоустройства. Рис.4. Разрез кинозала с указанием прямых и отраженных лучей после предварительного акустического благоустройства. На рис.3 и рис.4 показана схема предварительного акустического благоустройства. Разность хода отраденного и прямого звука находится практически в допустимом интервале. На больших расстояних разница уменьшается и составляет в среднеи 0,018 сек. На разрез показан скос задней стены; он способствует отражению звука в последнию треть зала, кроме того уменьшается опасность неблагоприятного отражения от уга между потолком и задней стеной на авансцену, где может быть расположен микрофон. Для повышения диффузности звукового поля и ослабления возможного порхающего эха бокове стены предусматривают не паралельными (общее отклонение составляет 3о). Для равномерного распределния первых отражений ширина начальной части зала (общее отклонение 10о) и сценической части зала (общее отклонение 30о) сужается. Это сделано чтобы первые отражения в переднюю часть зала при перемещении источника звука. Пол зала предусмотрен со значительным подъемом, обеспечивающим меньшие потери звука за счет экранирования впереди сидящими зрителями.
|