Общая хар-ка и периодизация средневековой христианской философии
Средневековая философия охватывает следующие века: от III - начала V вв. н.э. до XIV-XV вв. н.э. Выделяют три периода средневековой философии:
Главная характеристика христианской философии - это теоцентризм (перевод. тео - бог, божественный). Предметом философского знания является Бог. Бог является центральной категорией во всех разделах философии - онтологии, гносеологии, этике, и даже социальной философии, как мы с вами убедимся. Основная онтологическая идея средневековой философии - идея о сотворении мира богом, основная идея христианской гносеологии - идея божественного откровения как непререкаемого источника знания. Христианство зародилось в I в. н.э.. Однако серьезное формирование христианской философии как главного идеологического и философского учения происходит с начала периода патристики. В самом начале зарождения христианского учения происходила серьезная борьба между христианством и конкурирующими идеологическими, философскими и религиозными учениями античного Рима, многие из которых были политеистичны. Одним из предшествовавших христианской философии течений был гностицизм. Сторонники гностицизма были нацелены на то, чтобы познать свою веру. Расцвет гностицизма приходится примерно на 2 в. н.э. Основная характеристика данного течения - это религиозно-философский сенкритизм. Гностицизм исходил из религиозных воззрений востока. Гностицизм объединяет учения неоплатонистов, неопифагорейцев, Платона. Вместо материально-чувственного космоса возник опыт личностного абсолюта, т.е. персонализм. В основе гностицизма лежит мистическое учение о знании, которое открывается путем божественного откровения и открывает человеку путь к спасению. Похожую идею потом заимствовали в христианстве.
|