Средневековая христианская гносеология. Спор об универсалиях.
Познание Бога невозможно рациональным способом. И это было основной гносеологической характеристикой гностицизма, которая потом перешла в христианскую философию. Бог познается за счет религиозной интуиции или мысленного экстаза. Такой метод познания также перекликается с идеями неоплатонистов. Основной гносеологической характеристикой гностицизма является дуализм. Однако это положение противоречит монотеистической установке христианства и, следовательно, с гностицизмом стали вести борьбу. Во 2 в н.э. появилось учение апологетов христианства. Апологеты были защитниками христианства. С апологетами связаны первые именно философские идеи христианства. Основные представители: Юстиан Мартин, Квинт Секстилий, Ориген, Арий, Афанасий. Философы христианства боролись с язычеством и призывали защищать христианство. Они выступали и против философии и рационального способа познания. Разум ведет к ереси, как они считали. Так как между разумом и верой нет никаких точек соприкосновения, то разум противостоит божественному откровению. Бог только может открыть истину. Таким образом, философия подчинилась теологии. Ориген, Арий и Афанасий разрабатывали вопрос сущности Христа и Бога. Ориген считал, что Христос - это соединение божественной сущности и человеческой. Вопрос сущности божественной троицы являлся центральным местом для христианской полемики. Вся проблема заключалась в том, что при систематизации христианское учение наткнулось на противоречие, которое необходимо было разрешить. Христианство - это монотеистическая религия, но в ней признается наличие трех божественных сущностей - Бога отца, Бога Сына и Святого Духа. Соответственно необходимо было установить такие взаимоотношения между этими сущностями, чтобы не перейти к политеизму и остаться на позициях монотеизма. Другим камнем преткновения является вопрос о сущности Христа. Христос Бог, но в то же время сошел на землю, был распят и умер. А как Бог может умереть? Эти и многие другие вопросы пытались разрешить первые христианские теологи. Арий писал, что Христос не имеет божественной сущности, но создан по образу и подобию Бога, но он не Бог. Афанасий, считал, что бог отец и бог сын имеют одну божественную сущность. В 325г. был создан Никейский Собор, где победил Афанасий и его взгляды. В более поздний период (конец IV - начало V н.э.) появляется литература отцов церкви. Она называется патристикой. Гносеология Авг. Блаженного. Главной гносеологической категорией также является Бог. Бог - есть предмет познания. Бог есть и причина познания. Бог вносит сет в человеческий дух. Августин отрицал чувственное познание - сенсуализм. Познание и истина кроется в человеческой душе. Душа и сознание человека они неизменны в окружающем мире. Истина заложена Богом в человека. Творцом всех идей является Бог. Человек может понять божественную идею, но не создать ее. Истину о Боге можно познать только верой. Вера соотносится с волей, но не с разумом. Августин отрицает научное познание, где разум - критерий истины. Таким образом, имеем первенство веры над разумом. Истину человек может познать только верой, а церковь есть единственный источник веры. Гносеология Фомы Аквинского. В своих фундаментальных трудах "Сумма теологии" и "Сумма против язычников" Ф. Аквинский постулировал основные положения религиозных христианских догм. Ф.Аквинский признает философию. Однако, он считал, что познание должно быть ориентировано на объект, и отрицал философию, которая направлена на субъект. Наука должна заниматься познанием окружающего мира. Он считал, что богословие занимается такими областями, которые находятся вне метафизического знания. Это знание есть божественное откровение, и оно не постигается разумом, но только верой. Христианская истина, таким образом, познается верой и стоит выше разума. Задача рационального познания сводилась к тому, чтобы аргументировать истины веры и ослабить аргументы против веры. Ф. Аквинский выделил три ступени познания
Соответственно главным источником высшего знания является божественное откровение - прямое узрение истины за счет божественного внушения. СПОР ОБ УНИВЕРСАЛИЯХ происходивший в средние века спор по вопросу о бытии универсалий (общих понятий), особенно следующих пяти: рода, вида, подвида, существенного свойства, несущественного признака – акциденции. Были противопоставлены друг другу три осн. понимания (со множеством оттенков каждое) этого вопроса: 1) всеобщим понятиям соответствует всеобщая объективная (в метафизическом смысле) сущность, отличная от единичных вещей (крайний реализм, напр. у Иоанна Скота Эриугены); 2) общие понятия существуют только в слове, при помощи которого постигается подобное в вещах; 3) общие понятия являются объективно значимыми, ибо в них осознается сущность вещей (умеренный реализм, напр. у Фомы Аквинского). 17. Средневековое христианское учение о человеке. Социально-философское воззрение Августина Блаженного и Фомы Аквинского. Августин говорит, что неравенство есть на Земле. Но перед Богом все равны. Августин указывает на единство исторического развития и божественной истории. На земле идет бой двух царств - божественного и земного. В историческом процессе воплощается война этих двух миров. История - это божественное проведение. Божий град - это те, кто своим смирением, покаянием достигли и заслужили спасение. Следовательно, человек должен жить в смирении и покаянии. Земной град - это град остальных смертных грешных людей. Церковь на земле есть единственный источник истины. Она объединяет праведных людей. Церковь - воплощение Града Божьего на Земле. Вне церкви - нет спасения. Государство также должно служить церкви, т.е. идея теократического государства. При всей своей фантастичности (нелепо было бы ждать от мыслителя V в. научного, рационального анализа развития общества) философия истории Августина была огромным творческим достижением своего времени. Он понимал развитие цивилизации не как бессмысленно топтание на месте, а как закономерный направленный процесс. Этот процесс имеет свое начало (сотворение богом человека), смысл (победа христианства во всемирном масштабе) и завершение (Страшный суд и отделение грешников от праведников). Тем самым учение Августина начинает готовить почву для научной теории общественного прогресса, которая была всесторонне обоснована в XVIII-XIX вв. Несмотря на внутреннюю противоречивость и даже фантастичность, теория Августина внесла большой вклад в развитие социальной философии и философии истории. Августин был первый, кто внес принцип диалектики в исторический процесс. История стала восприниматься через принцип развития, которая когда-то началась и к чему-то идет. Принцип диалектического понимания истории будет основным при построении социальной философии нового времени и философии марксизма. Ф.Аквинский считал, что лучшая форма государственного устройства - это монархия. Власть монарха - это воплощение власти Бога в мире. Монарх для государства формообразующий принцип как душа для тела. Монарх должен вести граждан к добродетельной жизни. Задача церкви направление человека к божественному блаженству. Следовательно, церковь превосходит государство, и государство должно быть подчинено церкви. Вопрос о взаимосвязи единичного и общего решался в средневековой философии в споре номиналистов и реалистов. Возникновение этого вопроса можно отнести к философии Платона и Аристотеля. Платон, как известно, считал, что общее предшествует вещам и пребывает в особом мире- мире идей, а реальные единичные вещи производны от этих общих сущностей. Согласно Аристотелю идеи не предшествуют единичным чувственно воспринимаемым предметам, не являются причинами вещей, а, наоборот, зависят от вещей. Идеи- это понятия, возникающие в человеческом познании, а не общие сущности единичных вещей, отделенные от материального мира. В схоластике выделилось два направления, по-разному разрешавшие этот вопрос:
Номиналистическое учение было основой критики схоластики и вообще христианской теологии, так как предполагало реальность чувственно воспринимаемого мира.
|