Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Проблемы познания в философии эпохи Возрождения. Ренессансная антропология. Джованни Пико делла Мирандола.





Философы Возрождения почти единодушно советуют и требуют искать знания не в писаниях средневековых схоластов, а в изучении природы. Уарте говорил, что природа является единственным объектом философского изучения. «Естественные предметы», говорил он, надо изучать доверием к органам чувств, а не к текстам священных или схоластических писаний: «От ошибок и ложных мнений свободны пять чувств, ибо глаза не делают цвета, язык – вкуса, осязание – твердости, мягкости и шерошоватости. Все это сделано и составлено природой».

Философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое.

В эпоху Возрождения индивид приобретает гораздо большую самостоятельность, он все чаще представляет не тот или иной союз, а самого себя. Отсюда вырастает новое самосознание человека и его новая общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека. Индивид эпохи Возрождения склонен приписывать все свои заслуги самому себе. Разносторонность - вот идеал возрожденческого человека. Человек становится творцом самого себя. В результате человек уже не нуждается в божественной благодати для своего спасения. По мере того как человек осознает себя в качестве творца собственной жизни и судьбы, он оказывается и неограниченным господином над природой.

В период возрождения огромную значимость приобретает искусство, и как результат, возникает культ человека-творца. Творческая деятельность приобретает своего рода сакральный (священный) характер.

С антропоцентризмом связан характерный для Возрождения культ красоты. В эпоху Возрождения, как никогда раньше, возросла ценность отдельного человека. Выше всего в эту эпоху ставится своеобразие и уникальность каждого индивида.

Философская антропология Пико обосновывает достоинства и свободу человека, как полновластного творца собственного «я». Вбирая в себя все, человек способен стать чем угодно, он всегда есть результат собственных усилий; сохраняя возможность нового выбора, он никогда не может быть исчерпан никакой формой своего наличного бытия в мире. В отличие от своих предшественников, как античных, так средневековых и ренессансных, рассматривавших человека как микрокосм, отражающий в себе общие закономерности «большого» мира, Пико выносит человека за пределы космической иерархии и противопоставляет ей. Человек есть особый, «четвертый» мир космической иерархии, не вмещаемый ни в один из трех «горизонтальных» миров её традиционно неоплатонической структуры (элементарного, небесного и ангельского); он вертикален по отношению к ним и пронизывает их всех. Он не занимает срединное место среди ступеней иерархии, он вне всех ступеней.

Человек поставлен в центр мира, он не обладает собственной особой (земной, небесной, ангельской) природой, ни смертностью, ни бессмертием, он должен сформировать себя сам, как «свободный и славный мастер». И вид, и место человека в иерархии сущностей могут и должны быть исключительно результатом его собственного, свободного — а стало быть, и ответственного — выбора.

Продолжая гуманистическую традицию прославления и обожествления человека, Пико ставит в центр внимания свободу выбора, как главное условие всякого деяния и его моральной оценки. Речь идет о новом понимании человеческой природы — как природы становящейся, вернее, «самостановящейся». Она предстает как результат самостоятельной творческой деятельности человека, а не как раз навсегда данная.

Основной мыслью Пико было единство человеческих знаний, непрерывная нить развития человечества вне зависимости от его разделения на народы и вероисповедания.

21.

В начале ХIV в. в странах Центральной и Северной Европы вспыхивает буржуазное по существу движение,направленное против феодализма и его церковного выражения

- католицизма,против самовластия и бесстыдного вымогательства папской курии.

В первой половине ХVI в. реформационное течение стало быстро распространяться за пределами Германии. Лютеранство утвердилось в Австрии, Скандинавских странах, Прибалтике.Отдельные лютеранские общины появились в Польше, Венгрии, Франции. В это же время в Швейцарии возникают новые Отражая образ жизни людей,религия как массовая идеология во многом предопределяет их повседневную деятельность.Протестантизм в этом отношении весьма поучителен.Он выдвинул новые представления о личности и нравственности,о месте религии в обществе.Протестантизм не остался за горизонтом прошлых веков,он и сегодня - влиятельная духовно-интеллектуальная сила Запада.Его появление стало переломным моментом во всей европейской культуре.Повышенный интерес протестантизма к внутреннему,личностному миру человека,в конце-концов,объясняет его огромное влияние на европейскую историко-культурную традицию.

Протестантизм - это третья, после православия и католицизма,крупнейшая разновидность христианства,охватывающая множество самостоятельных исповеданий и церквей.

Протестантизм - это сравнительно молодая разновидность христианства.

В соответствии с общим учением христианства протестантизм всех разновидностей стоит на той позиции, что знание религиозной истины дается человеку божественным откровением. Возникает, однако, существенный вопрос о критерии того, что из человеческих знаний относится к богооткровенной истине и что не соответствует ей или даже противоречит, где гарантия богооткровенности того или иного богословского тезиса.

Протестантизм лишал папство и церковь монопольного права толкования Библии (в отличие от католицизмакатолицизм). Для этого протестанты провозгласили право каждого верующего не только самостоятельно читать, но и толковать Библию. Что же касается Священного Предания, то протестантизм отказал ему быть источником откровения. "Только Библия" - это стало основным девизом всех протестантских церквей.

Именно акцента личностном общении с Богом определил типологическую особенность протестантизма. На место церковного единообразия пришел религиозный и богословский плюрализм. Поэтому в разных странах и даже внутри одной страны возникали разные вероучения. Все они разделяли ключевые идеи и представления, определявшие их общий протестантский характер, (концепцию "личной веры", "крещения в духе", избранность и т.д.), но в зависимости от специфики политической борьбы и социальной позиции привычные символы и понятия приобретали особый характер. Так возникли его различные течения: англиканство, лютеранство, кальвинизм.

Прежде всего, атаке Мартина Лютера подверглась претензия католической церкви на небесное покровительство и представительство. Между человеком и Богом, как считал М. Лютер, не должно быть никаких посредников; Бог дает спасение по своей свободной воле, а вовсе не понуждаемый домогательствами грешника. Судьба человека определяется не церковью, но всецело милостью божьей, и верующий своими силами спасения добиться не может и не способен. Он обретает его лишь тогда, когда осознает себя безнадежно греховным существом, обретает личную веру в Бога и в искупительную жертву Иисуса Христа. Учение о "личной вере" как единственном и достаточном условии спасения, образует фундамент протестантской догматики и предполагает переосмысление всего традиционного учения.

Радикально меняется представление о месте религии в жизни верующего: священной признается вся повседневная деятельность безотносительно к церковной регламентации. Важно не то, что делает человек, не род его занятий и место в обществе, а осознание им своего долга перед Богом, важен не результат деятельности, а внутреннее состояние, цель, которую человек ставит перед собой. Таким образом, протестантизм выдвигает особую этику - этику мотивов.

Личная вера, по учению Лютера, вызывает радикальный переворот в душе человека, делает его "внутренне" свободным. А поэтому лозунг любви к ближнему приравнивается к службе ближнему: человек не должен наподобие монаха бежать от мира.

Протестантская концепция избранности к спасению отдельных людей, в индивидуальном порядке осознающих собственную судьбу, освятила авторитетом Бога частнопредпринимательскую деятельность, которая в ту пору была лишена официальной санкции.

Протестантизм выступает с самого начала за упрощение и удешевление культа, отвергает молитву за умерших, поклонение Богородице и святым, почитание мощей, икон и других реликвий. На передний план в богослужении выдвигается проповедь.

Одним из ранних направлений протестантизма является англиканство. Его вероучение представляет собой конгломерат католицизма, лютеранства и кальвинизма. Оно изложено в "Книге общинного богослужения" (1549 г) и "Символе веры", принятом в 1571 году. В нем концепция спасения соединяет принцип спасающей силы церкви, унаследованной от католицизма, с лютеранским учением о спасении только одной верой.

В лютеранской церкви, названной так в честь основателя Мартина Лютера, на передний план в концепцию спасения выдвигается "обращение" и "оправдание".

Еще одно направление протестантизма - кальвинизм. В нем нашли более последовательное воплощение антикатолические требования буржуазии. отличие от лютеранства в кальвинизме нет символа веры, обязательного для всех, единственным источником вероучения является Библия. Доминирующее значение Кальвин придавал учению о предопределении, ибо Бог избрал одних к веччому блаженству, других - к погибели. Человек спасается потому, что получает дар веры, избран к спасению. При этом кальвинизм требует от человека инициативы: он должен поступать так, чтобы быть достойным вечного блаженства, если он к нему предопределен.

Главным в кальвинизме является учение о "мирском призвании" или "мирском аскетизме". Свидетельством возможной избранности может рассматриваться успех в предпринимательской деятельности, в профессионализме. Ради этого кальвинист должен отказаться от мирских наслаждений, расточительности, вести скромный образ жизни.

Одним из новых направлений стал баптизм. Первая баптистская община возникла в начале XVII века среди английских эмигрантов в Голландии. Их вероучение основано на лютеранстве и кальвинизме. Особое значение придается личной вере.

Реформация совпадает по времени с борьбой буржуазии за свои права. Абсолютная власть сдерживала развитие рыночных отношений и ограничивала возможности средних собственников развивать капиталы. Когда произвол абсолютизма происходит на фоне в лучшем случае безразличия церкви, а в худшем - сама католическая церковь является типичным примером абсолютизма, прихожане начинают разделять веру и священнослужителей. Но самым главным фактором, который веками приводил к противостоянию власти и общества, является то, что абсолютная власть не гарантировала буржуазии сохранение капитала, то есть частной собственности на движимое и недвижимое имущество.

Известно, что политика – это продолжение экономики в иных формах. Если с начала средневековья монархи и короли зависели от Ватикана, то к 16 веку уже Ватикан искал поддержки у монархов. Религиозные войны Реформации подорвали влияние папы римского на светскую политику.
Протестантизм стал религиозным знаменем буржуазии, не только потому, что наиболее полно соответствовал менталитету мелких собственников, но и потому, что активно формировал этот менталитет. Если читатель хочет подробно познакомиться с качествами и свойствами цивилизационной парадигмы Запада, ему надо вначале узнать особенности протестантских учений.
Католическая вера заложила основы, а протестантизм в полной мере отразил сущность цивилизационной парадигмы западных народов.

 







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 2084. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...


Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...


Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия