Краткий словарь театральных терминов 3 страница
оперного искусства. Для мюзикла характерны острая драматическая коллизия, большая динамичность действия, разнообразие музыкальных песенных форм. Жанр сформировался в США в 1920-1930-х гг. “Звуки музыки” Р.Роджера, “Вестсайдская история” Л.Бернстайна и т.д. Н Наблюдения - один из способов формирования сценического образа. Данный способ основан на копировании и подражательности реально существующей действительности, вызывающей неподдельный интерес, с перспективой художественного осмысления образа. Это наблюдения за людьми, животными, вещами, ситуациями, и т.д. Наблюдательность - важная черта художника. Накладка (театр.) - техническая или творческая ошибка при проведении репетиции,спектакля, концерта. Погрешность в работе технических служб (при смене декораций, перемене света, включении музыки). Актерская накладка (опоздал на выход, забыл текст, не успел переодеть костюм и т.п.). Наступление – проявление инициативы со стороны партнера. Основное условие – это борьба. Наличие противоположных интересов. Требование действующего лица внимания со стороны партнера к своим целям, делам, нуждам. Новаторство (лат. - обновитель) - обновление, создание новых форм художественного творчества. Методы в творчестве. Прогрессивные принципы, идеи, приемы и их осуществление. Номер (лат. - число) - в эстрадном концерте и цирковом представлении отдельное, законченное выступление одного или нескольких артистов. Термин “номер” возник в конце 18 века при зарождении стационарного цирка и первоначально означал порядок актерских выходов. Нюанс (фр. – оттенок) - едва заметный переход в звуках, цвете, суждениях, актерской игре и т. п. О Обобщение - выводы и заключения, сделанные в результате просмотра спектакля, концерта, фильма и т.д. Обозрение - эстрадное представление, где выступления артистов различных жанров объединены общим сюжетом (то же, что и ревю). Образ - Обобщенное представление действительности в чувственно - конкретной форме. Система иносказаний, посредством которых качества изображаемого в искусстве жизненного явления, события или объекта художественного внимания обогащаются, обретают новые краски и новые признаки, незамеченные другими. Образ возникает в результате олицетворения и одушевления неживых предметов или явлений и придания им человеческих свойств характера, поведения, поступков. Образная структура полностью зависит от индивидуальности исполнителя, его жизненного опыта, наблюдательности, образования, воображения и фантазии. Образ рождается в результате возникновения ассоциаций по поводу увиденных в жизни картин, прочитанной литературы и в процессе работы над пьесой. Работа над образом -основная задача актера и режиссера в процессе постановки спектакля и в работе над ролью. Образное мышление - свойство воспринимать и осмысливать картины жизни, искусства в их художественном значении, необходимое в процессе возникновения замысла постановки спектакля, представления. Общение - проявление нашего отношения к объекту. Общение - это действие двухстороннее. Общение может быть: 1. Словесное. 2. Физическое. 3.Энергетическое (“разговор глаз”). Общение может быть с партнером, без него, с самим собой, с предметом, и т.д. Общение - это активное взаимодействие партнеров, в котором участвует как физическая, так и духовная природа актера. Объект (лат. - предмет) - факт, предмет, явление, подвергающееся изучению. Составляющий часть внешнего материального мира, предмет познания деятельности человека и сам человек. Овация (лат. - ликование) - восторженные продолжительные знаки одобрения и приветствия, выраженные через аплодисменты и крики “браво”. Устроить овацию кому-либо. Ограниченность сценического пространства - реальные факторы, влияющие на развитие сценического, художественного образа и ограничивающие его пространственное и временное существование наличием рамок сцены, размера сцены, за пределами которых действие прекращается. Ограниченность выбора сценического пространства создает условную стилистику в работе над спектаклем, представлением. Одежда сцены - оформление сцены для проведения концерта, спектакля, представления и т.д. Занавес, кулисы, падуги, задник. Опера (ит. - труд, дело, сочинение) – род музыкально-драматического произведения, в котором объединяются слово, музыка, сценическое действие, живопись(декорации).В основе оперы лежит стихотворное или прозаическое либретто, которое пишется драматургом-либреттистом или самим композитором. Оперетта (фр. - маленькая опера.) – музыкально-сценическое произведение комедийного содержания, в котором музыкально-вокальные и танцевальные номера чередуются с разговорными эпизодами. И.Кальман “Марица”, А.Александров “Свадьба в Малиновке”. Род комического, веселого музыкально- драматического представления с диалогом, пением и танцами. Организационный период - включает в себя в первую очередь процесс “собирания” материала спектакля (роли) в единое целое. Все компоненты (музыка, свет, декорация, костюмы и т.п.), необходимые для завершения работы над спектаклем. Организация творческого процесса - управление творчеством, связанное с планированием и воплощением постановки спектакля, представления. Обязательно присутствуют негласные законы организации труда под руководством режиссера, в подчинении которого группа лиц, которые осуществляют реализацию проекта, замысла и постановки. Органичность (гр. - организм) - показатель мастерства актера, который основывается на умении существовать в предлагаемых обстоятельствах; естественность и полная свобода как физическая так и внутренняя (5 органов чувств). Оригинальность (лат. - первоначальный) - самобытность, неповторимость художественного произведения и его создателя. Не имеющая аналогов театральная постановка, в которой образное решение, новизна ситуаций, идейность и средства их воплощения находятся на профессиональном уровне и во многом опережают время. Оркестровая яма (гр. - место пляски) - в театре специальное помещение для музыкантов, которое находится перед сценой, обычно ниже уровня партера и огорожено барьером от зрительного зала. Освещение - технологический процесс формирования световой партитуры с целью достижения наибольшей выразительности художественных образов (актеров, декорации и т.д.) Освобождение мышц (снятие физического зажима) - тренинг, упражнения для выработки умения двигаться выразительно и правдиво. Снятие зажимов и напряжения. Подчинение внешней и внутренней техники воли актера. Природа человеческого мастерства актера, основанная на раскрепощенности физического аппарата тела, как выразительного средства, создающего пластику сценического сосуществования актера посредством работы определенной группы мышц. Свобода физическая. (Помогают в этом - тренинг и упражнения, танец, сценическое движение, пластика и пантомима.) Осмысление - умственно-чувствительный процесс выявления законов и закономерностей в жизни и в искусстве. Отражение явлений жизни художественным методом. Поиск образных решений и логики развития событий и их композиционной завершенности. Основной конфликт - взаимоотношения между главными персонажами постановки, отличающиеся особым напряжением и драматизмом от зарождения противоборства до его логического завершения и обобщения. Остросюжетность - ярко выраженная драма, действие, создающее динамику происходящего посредствам быстро развивающихся взаимоотношений противоборствующих сторон, нагнетание психологии конфликта, решаемого неожиданными приемами и способами. Отбор выразительных средств – этап в методе физических действий. Движение артиста от события к событию. Импровизационное самочувствие артиста на репетициях. Отбор приемов, актерских приспособлений в контексте событийного ряда роли, пьесы, учитывая при этом “разведку умом” и “разведку телом” (действием). Оценка (актерская) - психологическое состояние актера в период переживания и действия партнера, вслед за которым должна возникнуть реакция, соответствующая этому действию. Это реакция (видеть и слышать) на психологическое состояние партнера, новые предлагаемые обстоятельства, события и факты. Как правило, оценка возникает в период паузы действий одного из актеров. Пауза является показателем не только оценки происходящего, но и мастерства актера. Природа оценки родственна тому состоянию души, которое называют “удивляться”. Но этим словом называют лишь сильные степени оценки то есть длительные, затрудненные в восприятии того или иного события. П Падуга - одежда сцены. Горизонтальные полосы ткани, ограничивающие высоту сцены. Своеобразный потолок. Падуга подвижна, она отпускается на сцены и поднимается вверх на определенную высоту, необходимую для спектакля, концерта, представления. Память эмоциональная - один из методов освоения элементов актерского мастерства, основанным на острых переживаниях, воспоминаниях, сильных впечатлениях в жизни, т.е. на ощущениях. Это материал, который питает творчество актера в сочетании с фантазией и воображением. Эмоциональная память дает мощный толчок творчеству. Пандус (фр. - легкий спуск) - пологая площадка, склон. Наклонная плоскость на сцене, служащая для формирования горизонта сцены на уровне, превышающим его начальное значение. Строится пандус из станков (дерево, железо) и накрывается деревянными щитами. Может быть покрыт тканью. Пантомима (гр. - воспроизводящий подражанием) - древнейший вид сценического искусства, включающий в себя беззвучные средства создания художественного образа через пластику, жесты, мимику. Папье-маше (фр. - жеваная бумага) - декоративное изделие (бутафория), выполненное по объему чего - либо путем наклеивания обрывков бумаги на форму, например - ваза, облако и т.д. Затем эти предметы просушиваются до полного затвердения и расписываются красками для достижения сходства с настоящими предметами. Парадоксальность (гр. - наоборот) - неожиданный поворот мысли (от заданного к противоположному). мнение, суждение, резко расходящиеся с обычным, общепринятым понятием. Неожиданное явление, не соответствующее обычным представлением. Парик (фр.) - искусственный головной покров из чужих волос или волокон. Пародия (гр. - песнь наизнанку) - особый жанр в литературе, театре и на эстраде, являющий собой имитацию манер, стиля, жанра или стереотипа речи, направлений игры и поведения, основным методом которого является подражание известным людям искусства, политики, общественной жизни. Партер (фр. - на земле) - места в зрительном зале, расположенные ниже сцены или на уровне ее. Партнер (лат - часть, доля) - участник совместной игры на сцене. Партнерство - непременное условие создания спектакля и роли. Чаще всего «качество хорошего партнера» проявляется в диалоге. Пасквиль (нем. - сатирические стихи) - произведение оскорбительного, клеветнического характера. Пассивный (лат. - страдательный, недеятельный) - бездеятельный, безучастный к окружающему, вялый. Играть пассивную роль. Патетический (гр. - страстный) - взволнованный, полный чувств, пафоса. Патетика является составной частью патриотических сцен, конфликтных ситуации. Пауза (лат. - прекращаю) - временная остановка, перерыв в речи или сценическом действии. С паузой связаны оценка происходящего действия, события, фактов. Существует такое понятие как режиссерская пауза, актерская пауза. Пафос (гр. чувство, страсть) - страстное воодушевление, подъем. Паяц (ит. - солома) - старинное название клоуна. Изначально так называли комический персонаж итальянского народного театра. В широком смысле слова - шут, клоун. Выражение часто используется в переносном значении, обозначая человека который паясничает. Перевоплощение актера – полное единство внутренней и внешней техники актера в процессе перевоплощения в образ. Сценический образ, созданный актером и наполненный его личным отношением к роли. Единство физического и психического начала. Исполнение, воплощение художественного образа в новой форме. Творческое состояние актера, способствующее его органическому вживанию в образ или характер для достижения яркого, зрелищного его показа на сцене. Переживание - творческий процесс актерского сосуществования в действии и событии. Психофизическое состояние актера в момент волнения и его взаимодействия с партнерами в предлагаемых обстоятельствах. Персонаж (фр. - лицо, личность) - действующее лицо драматического или литературного произведения. Художественный образ, который обладает определенным характером, играет ту или иную роль в развитии сюжета произведения. Перспектива роли - расчетливое гармоническое соотношение и распределение частей при охвате всего целого пьесы и роли. От первого появления на сцене до финальной сцены, от завязки до развязки. Движение роли по событиям пьесы, не зная, что с ним случится в дальнейшем. Действуя на сцене, актер живет мгновениями, составляющими нить роли, ее кривую, перспективу роли, характер ее, чувства и мысли. Все это подчиненно найденному сквозному действию пьесы и спектакля. Путь развития, по которому актер поведет роль через сквозное действие к сверхзадаче. Плагиат (лат. - похищаю) - присвоение, самовольное обнародование чужого произведения под своим именем. Пластика (гр. - движение) - искусство изящных, ритмических движений тела; согласованность движений и жестов. В искусстве зрелищ пластика является первоосновой действия и его выразительности. Подготовительный период - он длится с первого прочтения пьесы, встречи с актерами (режиссером) и коллективом единомышленников (художник, композитор, балетмейстер и т.д.). Подготовительный период включает в себя действенный анализ пьесы и роли. Поделка - (цех) - так обычно в театре называют столярные работы по изготовлению декораций в специальном помещении. Подиум (лат. - высокая платформа) - возвышение на эстраде, на котором происходит действие. Предназначается для демонстрации показа мод. В основном используется в массовых мероприятиях и представлениях. Подмостки - вид компактной сценической площадки, устанавливаемой под открытым небом. Изначально выполнялись в виде настила из досок на возвышении. То же, что сцена, эстрада. В переносном значении получила распространение фраза: “пьеса не сходит с театральных подмостков ”, то есть идет с постоянным успехом. Подтекст - элемент словесного действия. Понятие подтекста зависит от физического состояния данного человека в данную минуту и от его отношения к партнеру. От всей совокупности предлагаемых обстоятельств в которых произносится текст. Подтекст охватывает не только смысловое звучание фразы, но и ее эмоциональную насыщенность. Подтекст - чувство мысли. Поза (фр. - положение тела) - притворство, рисовка, неискреннее поведение. В искусстве зрелищ поза характеризует состояние актера и является пластической выразительностью его действия. Показ - итоговое представление учебных работ студентов по специальным предметам обучения (актерского, режиссуры, сцен. речи, пластики, вокала, танца и т.д.)перед зрителями. Прием, которым пользуется режиссер в работе с актером. Помощник режиссера (помреж.) - должность в театре. В обязанности помрежа входит поддержание творческой дисциплины в процессе репетиций над спектаклем и эксплуатации его. Играющий спектакль находится в полном подчинении помощника режиссера. Помпезность (фр. – пышность) - рассчитанная на внешний эффект. Явления, которым подчас подменяются представления автора о сути происходящего (торжественный концерт, юбилей, народное празднование или гуляние и т.д.) Портал (лат. - ворота) - в театре портал - сооружение из монолитных или легких переносных материалов, ограничивающее ширину сцены слева и справа от авансцены. Понятие “портал сцены” означает “архитектурное обрамление сцены, отделяющее еѐ от зрительного зала”, в результате чего образуется портальное отверстие, называемое “зеркало сцены”. Последовательность развития действия - фабульность действия, закономерная смена обстоятельств конфликта. Одно событие, вытекающее из другого, вплоть до логического завершения противоречий конфликта и сюжета произведения. Посредственность - человек средних способностей, заурядный. Отсутствие у актера “тренировки и муштры” для тела и голоса, а также отсутствие свежести и восприимчивости в области психотехники актера. Постановка - творческий процесс создания спектакля, фильма, циркового и эстрадного представления. Осуществляется режиссѐром-постановщиком совместно с художником, балетмейстером; в музыкальном театре - совместно с дирижѐром, художником; в кино - совместно с оператором, художником. Работа режиссера-постановщика над драматическим, документальным материалом для достижения определенной цели, сверхзадачи, которую ставит перед собой постановщик спектакля или представления. Постановочное искусство – готовность отказываться от знакомых навыков и приемов ради поисков новых решений, используемых для того, чтобы в лучшем виде выразить содержание и ни на что не похожую форму пьесы. Потенция (лат. – возможность) – способность, обладание достаточной силой для проявления психофизического действия в творчестве актера. Потеха - праздничные игры, основанные на традициях русского народа, в которых в основном принимают участие ряженые, богатыри. Поэтика (гр. - теория литературы) – жанр художественного произведения. Совокупность и система художественных принципов и особенностей в театральном искусстве или поэзии. Праздник - род торжества, по какому- либо случаю, выраженный особым эмоциональным, приподнятым настроением. В основе праздника - массовое чувство сопричастности к особым событиям; массовые шествия, демонстрации, ритуалы, обряды. Различаются следующие виды праздников: семейные, календарные, религиозные, исторические, производственные, отраслевые. Предлагаемые обстоятельства - (К.С. Станиславский) - это фабула, эпоха, место и время действия, события, факты, обстановка, взаимоотношения, явления, а также условия жизни, наше актерское и режиссерское понимание пьесы; мизансцены, постановка, декорации и костюмы художника, бутафория, освещение, шумы и звуки - все то, что предлагается актеру и режиссеру принять во внимание при их творчестве. Чем больше предлагаемых обстоятельств, тем ярче выражены тема, проблема, конфликт спектакля. К предлагаемым обстоятельствам приковано внимание зрителей, иначе само понятие “зрелище” теряет свое назначение. Представление - наглядная демонстрация художественно-образного моделирования межчеловеческих отношений. Представление может быть театральным (утренник, спектакль), официальным (выставка, презентация) и т.д. Прелюдия (лат. - введение, начало, предвестие) - пролог; действие еще не примененное в движение, но готовое начать борьбу с предлагаемыми обстоятельствами. Премьера (фр. - первый) - первый показ нового спектакля, циркового или эстрадного представления. Примитивизм (лат. - первоначальный) - крайне низкий уровень сознания и творческого мышления. Принцип (лат. - начало, основание) - основное исходное значение какой-либо теории, учения, точки зрения; убеждение человека в чем-либо. Приоритет (нем. - первый) - первенство в открытии, изобретении, создании художественного произведения, преобладающее значение чего-либо.(Например: приоритет традиций, направлений в искусстве). Приспособление (актер.) - как внутренние, так и внешние приѐмы, способы актерской игры. Внутренние и внешние ухищрения в достижении цели; психологические ходы, изобретательность в воздействии одного человека на другого. Пристройка (актер.) - пристройка начинается немедленно после оценки в тот самый момент, когда в сознании возникла конкретная предметная цель, а также преодоление физических преград, препятствий на пути субъекта к его цели; соотношение своих сил и партнера. Бывают пристройки “снизу”, “сверху”, “наравне”. Притча - форма художественного творчества, один из жанров эпического рода, рассказ о каких- либо событиях приемами народного сказания; иносказание. Проблема (гр. - задача) - теоретический или практический вопрос, требующий разрешения. Совокупность задач, идей, которые требуют разрешений и доказательств. Провокация (лат. - подстрекательство) - побуждение к определенным действия, элемент воздействия на эмоциональное состояние зрителя. Провокация может быть способом репетирования режиссера в работе актера над ролью. Прогноз (гр. - предвидение) - предсказание, основанное на определенных данных; моделирование будущих отношений зрителя к проблеме, к теме спектакля, представления. Прогон - вид репетиции, целью которой является выстраивание последовательности сцен и эпизодов, заранее отрепетированных, в единое целое посредством подключения музыки, шумов, элементов декорации, костюмов, света и т. д. Пролог (гр. - впереди и слово) - необходимое предисловие к пьесе или действие к спектаклю, в котором автор (через актера) обращается к публике, чтобы ввести зрителя в круг тем, объяснить условия игры и расставить акценты, важные для понимания пьесы; предыстория отраженного в искусстве события. Вступительная часть драматического произведения. Простак - актерское амплуа, к которому относятся роли наивных, простодушных или недалеких людей в комедиях, водевилях, опереттах. Просцениум (лат.) - передняя часть сцены расположенная непосредственно перед занавесом. Прототип (гр. - прообраз) - реально существовавший человек, чей характер, судьба, внешний облик дали писателю, художнику, актеру импульс и материал для создания художественного образа. Процесс познания – интерес, любопытство ко всему, что происходит вокруг, элемент актерской техники. Этапы познания: 1) восприятие объекта 2) запоминание воспринятого 3) умение воссоздать воспринятое. Процесс творческий - постоянно изменяемая система мировоззрения, психики и действия, методов и способов реализации замысла постановки, в результате которого возникает представление о том, что мы делаем, ради чего, к чему стремимся, чего добиваемся. Псевдоним (гр. - носящий ложное имя) - вымышленное имя, которыми художники, артисты пользуются в публичных выступлениях. Публика (лат. - общественный) - лица, выступающие в качестве зрителей, слушателей. Публичное одиночество (выражение К.С. Станиславского) - произвольное внимание. Увлечение тем, что есть и событиями, происходящими на сцене, не отвлекаясь на зрителя. Творческий круг, в котором актер сосредотачивает все свое внимание на выполняемом действии или на партнере. Р Радиотеатр - представления, спектакли различного жанра, предназначенные для передачи по радио. Разведка телом (действием) – взаимосвязана с разведкой умом, они неотделимы друг от друга. Попытка актера “побывать телом” в событии, сблизить себя с материалом пьесы, сделать его своим. Стороны одного процесса познания. Основным процессом познания на этом этапе является этюд – рабочий прием в работе над ролью. Этот процесс у К.С. Станиславского имеет название: “ я – в роль,” он приводит к этапу “роль во мне” и к перевоплощению. Разведка умом – анализ действия, основанном на конфликтном факте или событии; познание последовательности событий, их органического движения, взаимосвязи. Развитие действия - цепь конфликтных ситуаций и событий, связанных логикой взаимоотношений персонажей, которые развиваются в постоянных столкновениях; процесс продвижения к цели. Развязка - компонент фабулы, завершения действия литературно-художественного, сценического произведения. Обычно означает разрешение художественного конфликта между действующими лицами и дается в конце представления. Ракурс (фр. - сокращение) – активный прием режиссерского искусства для построения изобразительной, монтажной композиции; режиссерский акцент, оценка происходящего. Рампа (фр. - склон, покатое место) - низкий барьер вдоль авансцены, закрывающий от зрителя осветительные приборы, направленные на сцену. Тем же словом в театре называют осветительную аппаратуру на полу сцены, служащая для освящения передней части сцены снизу. Широко применяется в переносном значении как сцена, театр. (“Огни рампы”). В современном театре в последние годы рампа не используется для постановки спектаклей и представлений. Рапид (фр. - быстрый) - вид сценического действия, выраженный замедленными движениями актеров. Выражение “двигаться в рапиде”. Рапира (фр. - оружие) - колющее холодное оружие с длинным четырехгранным клинком, употребляемое в учебном и спортивных мероприятиях.(Спектакли плаща и шпаги.) Раскрепощение - творческий и учебный процесс выработки профессиональных навыков органического сосуществования на игровой площадке в рамках творческих задач режиссера, педагога. Снятие физического зажима. Сценическая свобода. Растушевка - скрученный из плотной бумаги тонкий стерженек с острыми концами. Растушевкой актер наносит на лицо грим. Реакция (лат. - против) - психофизический отклик на событие. Действие, возникающее в ответ на то или иное воздействие, ответ организма на внешние или внутренние раздражители, резкая перемена в самочувствии. Проявление своего отношения на действие другого. Реализация замысла (лат. - вещественный) - осуществление на практике кого-либо плана, проекта, идеи и темы, выраженного в художественных образах. Режиссер (фр. - управитель) - постановщик, организатор спектакля, представления, концерта, праздника; художественный руководитель постановки. На основе собственного творческого замысла режиссер создает новую сценическую реальность, объединяя в работе над спектаклем всех участников: актеров, художника, композитора, балетмейстера и т.д. Режиссерская пауза – пауза возникает из сверхзадачи спектакля, из его атмосферы. Пауза родится из текста и в текст уходит. Так называемая немая сцена. Концентрат образности, смысла, способ работы над спектаклем. Режиссерская техника – знание законов актерского творчества, его природы; умение сопереживать вместе с актером. Непосредственность и живость восприятия. Способность мгновенного переключения, умение в каждом отдельном элементе видеть частицу целого. Ощущение, охват целого является основой режиссерской профессии. Единство “льда и пламени”. Пламя – от горячего сопереживания актеру, лед – от острого анализа пьесы, спектакля. Режиссерское мастерство – особый слух, обоняние, осязание, зрение, вкус к драматургическому произведению. Умение сохранить до конца работы над спектаклем свое первое, непосредственное впечатление от пьесы. Не растерять его при встрече с актерами, художником, при столкновении с собственными штампами, общепринятыми решениями. Способность видеть, способность мыслить, способность воплощать. Материалом режиссерского искусства является - борьба. Режиссура - это превращение литературного материала в сиюминутный, жизненный процесс, образно выраженный через игру актеров, а также через выразительные средства театра. Резонер (фр. - любитель порассуждать, моралист) - актерское амплуа. Человек, любящий вести пространные рассуждения, преимущественно нравоучительного характера. Действующее лицо в старой комедии, устами которого автор высказывает свои взгляды, нравоучения, наставления. Результат (лат. - отраженный) - конечный итог, следствие, явление, развитие чего-либо. Реквизит (лат. - потребность) - все предметы, которые находятся во время спектакля на сцене
|