Вилка: конь ходит буквой «Г» и нападает сразу на три фигуры
Многие шахматисты воспринимают такую ситуацию на игровом поле по-другому: вместо целостной комбинации – вилки – они видят четыре шахматные фигуры, занимающие определенные позиции на доске. Если попытаться запомнить точное расположение этих фигур в разных игровых ситуациях, придется создать огромное количество блоков. Более того, если фигуры на шахматной доске вдруг станут по-новому, не в тех положениях, которые запомнил игрок, это вызовет растерянность. Сьюзен Полгар сосредоточивает внимание именно на комбинации (вилке) шахматных фигур. В этом случае ей не нужно запоминать точное расположение всех четырех фигур, а только отношения между ними. Таким образом, из одного блока можно извлечь гораздо больше пользы. Опираясь на отношения между фигурами, Сьюзен Полгар может применять один и тот же блок в самых разных игровых ситуациях, даже если расположение фигур на доске отличается от того, что встречалось ей ранее. Конечно, вилка – это достаточно простое положение фигур. В своих партиях Сьюзен использует гораздо более сложные выигрышные блоки, включающие в себя множество фигур и большое количество продуманных ходов. Но методика блоков, в основе которых лежат отношения между фигурами, будет полезна как для гроссмейстеров, так и для начинающих шахматистов. Второй отличительной особенностью Сьюзен Полгар является то, что она начинает игру с конца, то есть с результата, которого хочет достичь. В шахматах целью игры является поставить противнику мат. От этого результата Сьюзен и отталкивается, учитывая текущее расположение фигур на доске. Такой подход требует задействования рабочей памяти, но в то же время позволяет разгрузить дирижера рабочей памяти – ведь при движении с конца ему придется рассматривать меньшее количество ходов. Если начинать игру сначала, от положения фигур на доске, перед вами будет больше ходов и комбинаций, которые нужно рассмотреть и проанализировать. Но при планировании игры с конца многие ходы отпадут сами собой.
|