Экологическая характеристика некоторых луговых видов растений
(по Landolt, 1979)
Опыт использования шкал Е. Ландольта уфимскими геоботаниками показал, что они хорошо «работают» при анализе горной растительности Южно-Уральского региона, которая по своему характеру близка к аналогичной растительности Центральной Европы. На рис. 1 показано положение сообществ трех классов растительности лесов Южного Урала – неморальных (Querco-Fagetea, Q-F), бореальных (Vaccinio-Piceetea, V-P) и гемибореальных (Brachypodio-Betuletea, B-B) в пространстве экологических факторов теплообеспеченности (этот фактор суммирует влияние высоты над уровнем моря и экспозиции) и увлажнения. Использование шкал Е. Ландольта позволило проиллюстрировать четкие различия экологии трех классов растительности лесов.
Рис. 1. Экологические ареалы трех классов растительности лесов Южного Урала в осях градиентов факторов увлажнения и теплообеспеченности, оцененных по шкалам Е. Ландольта
Класс Querco-Fagetea (неморальные леса) имеет наибольший диапазон распространения по фактору теплообеспеченности, так как его сообщества спускаются по градиенту высоты над уровнем моря ниже, чем сообщества двух других классов. При максимальном значении теплообеспеченности неморальные леса представлены остепненными вариантами сообществ, в состав которых входят степные виды и виды ксеротермных опушек. Класс Vaccinio-Piceetea (бореальные леса) имеет наименьшую амплитуду распространения по фактору теплообеспеченности, так как его сообщества встречаются в узком диапазоне высот в поясе горной тайги. В то же время, сообщества этого класса имеют максимальную амплитуду распространения по фактору увлажнения (от сухих лишайниковых боров до влажных приручейных ельников). Класс Brachypodio-Betuletea (гемибореальные леса) замещает неморальные леса в условиях более континентального климата восточного макросклона Южного Урала. Распространение его сообществ характеризуется наименьшими диапазонами по обоим ведущим комплексным градиентам.
|