БЛОК 10. ИМАГОЛОГИЯ
Вопрос 1: Что изучает имагология, какие понятия использует эта дисциплина? Ответ: Имагология (от лат. imago – образ, вид) – наука, изучающая образы стран и народов. Она пытается определить, как изменяются образы одних и тех же стран и народов в различных языках и культурах. В наше время имагология занимается в первую очередь исследованиями представления и восприятия национальных образов (этнических стереотипов), а также противопоставлений по линии «Свой – Чужой» в пространстве собственной и других культур. По мнению многих культурологов и социологов, имагология теперь и сама активно конструирует новые образы, манипулируя сознанием. В этом своём качестве имагология превращается в имиджмейкерство – создание средствами рекламы и PR-технологий образов политиков, бизнесменов, деятелей шоу-бизнеса, товаров для успешной продажи на рынке. Имидж – образ человека, явления, товара, формируемый с целью оказать эмоционально-психологическое воздействие на аудиторию в желательном для заказчика направлении. Имиджмейкеры – творцы этих образов. Категорию «образ» можно использовать для обозначения устойчивой совокупности представлений, которые координируют и регулируют взаимодействие индивида с явлениями внешнего мира. Образ включён в систему жизненных отношений между человеком и миром. Образ – набор ожиданий. В соответствии с ним усматриваются, отбираются, группируются и комментируются факты. В этом случае образ играет роль структурного принципа, который гарантирует целостность всей системы восприятия. Образ размещается в тех глубинах индивидуального, группового и корпоративного сознания, которые обозначаются понятиями «менталитет» и «архетипы». Менталитет – мироощущение, мировосприятие, определяющееся народно-национальными обычаями, укладом и строем жизни, мышлением, нравственностью. Архетип (греч. archetypes – древнейший образец) – первообраз, способ организации психики посредством форм, переходящих из поколения в поколение. Личностный конструкт – идея или мысль, которые используются для того, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт. Система конструктов необходима человеку для создания непротиворечивой картины мира. При этом люди одной культуры интерпретируют свой опыт почти одинаково. Милан Кундера – чешский писатель, один из основоположников имагологии.
Вопрос 2: Стереотипы: понятие, факторы формирования, степень устойчивости. Ответ: Стереотип (социальный) – схематический, стандартизированный образ или представление о социальном явлении или объекте. Они обычно эмоционально окрашены и обладают большой устойчивостью. Стереотип выражает привычное отношение человека к какому-либо явлению, сложившихся под влиянием социальных условий или опыта; составная часть установки. Сами по себе стереотипы не хороши и не плохи. В принципе надо стремиться очищать стереотипы от тех деталей, которые противоречат действительности. Однако быстро сменить стереотип невозможно. Главное в стереотипе – это его устойчивость, а не соответствие истине. Создать стереотип, полностью отвечающий действительности, никому ещё не удалось. В большинстве случаев вообще нельзя с уверенностью сказать, в чём он соответствует, а в чём не соответствует действительности. Термин «стереотип» ввёл американский социолог Уолтер Липпман в 1922 году (человек, пытаясь постичь окружающий мир, создаёт в своей голове картину тех явлений, которые непосредственно никогда не наблюдал. Когда он непосредственно сталкивается с данными явлениями, сложившийся стереотип всё равно влияет на их восприятие). Если личный опыт человека противоречит стереотипу, то он либо просто не замечает этого противоречия, либо считают его лишь некоторым исключением, подтверждающим правило. Стереотипы экономят мыслительные усилия человека. В условиях современного информационного взрыва человек не имеет физической возможности самостоятельно изучить все значимые для него явления. Поэтому легче полагаться на существующие стереотипы. Однако это открывает большие возможности для манипуляции сознанием. Кроме имагологов, стереотипы изучают психологи, социологи, социальные (культурные) антропологи, историки, литературоведы и лингвисты. Психологи подчёркивают двойственность стереотипа как одну из основных его характеристик. С одной стороны, стереотипы выступают как нерефлексируемые способы решения проблемы в рамках социальной группы, с другой, они выступают как социотипическая характеристика личности, проявляющаяся в столкновении с другой культурой. Образы народов также именуются национальными или этническими стереотипами (греч. ethnos – народ, stereos – твёрдый, typos – отпечаток). Различают эндо- (внутренние) и экзо- (внешние) этнические стереотипы. Эндоэтностереотип – то представление о своём народе, которое свойственно ему самому. Экзоэтностереотип – то представление о данном народе, которое свойственно другим народам. Каждый народ имеет свой устойчивое бытовое представление о других народах на уровне обыденного сознания. Эндоэтностереотипы, как правило, в целом позитивны, хотя отдельные несущественные недостатки в портрете собственного народа могут быть допустимы, а иногда выходят на первый план. Экзоэтностереотипы могут быть как преимущественно позитивными, так и преимущественно негативными. Это зависит как от исторической памяти, так и от современного характера отношений между странами и народами. Этнические стереотипы в обыденном языке и в научной литературе часто называют национальными характерами. Эндоэтностереотипы часто идеализируют нравственные качества своего народа. Экзоэтностереотипы, наоборот, искажают образ другого народа из-за незнания его обычаев и особенностей быта. К национальному характеру обычно относят уникальные психологические особенности данного народа. Однако объективно можно установить только тип темперамента, свойственный большинству представителей того или иного этноса. Черты же национального характера – это всего лишь стереотип. Первое эмпирическое исследование этнических стереотипов было проведено в 1933 году в США среди 100 студентов Принстоского университета. Им предложили выбрать из списка 84 личностных черт по 5 наиболее характерных для 10 этносов и этнических групп. Механизмы формирования стереотипов изучены недостаточно. Ведь они формируются на подсознательном уровне.
Вопрос 3: Генезис образов «чужого» и «своего», условия и причины их возникновения. Ответ: Этнические стереотипы одной из важнейших своих задач имеют чёткое отделение Своего и Чужого. Разделение людей на племена, роды и семьи положило начало этому противостоянию, обусловленному соперничеством в борьбе за ресурсы выживания. При контакте с прежде незнакомой культурой её носитель автоматически определяется как Чужой, причём преимущественно с негативной окраской. В памяти каждого формируется 3 образа: - личный образ (образ, в котором человек видит самого себя) - образ Своей общности – семейной, этнической, социальной - образ Чужого – народа, социума Чем больше эти 3 образа разнятся между собой, тем больше проблем возникает между людьми.
В процессе осознания людей себя отдельным этносом происходит противопоставление по линии «мы» - «они».
В народной картине мира Своё и Чужое пространство населяют человеческие существа и демонические персонажи фольклора соответственно. Чужой может быть плохим или хорошим, но он в лучшем случае может быть только Иным, но не своим.
Люди воспринимают и оценивают чужие обычаи, традиции, формы поведения, прежде всего, сквозь призму своих обычаев и традиций.
В народной культуре отношение к представителям других этносов, как правило, этноцентрично. Свои традиции, религия, обычай и язык считаются единственно «правильными» и «истинными».
Фольклорно-мифологическая трактовка образа Чужого, в свою очередь, зависит от того, как воспринимается представитель иного этноса. Если он несёт опасность, то он отвергается. Если этого нет, то Чужой может быть принят в Своё общество, на него могут распространяться существующие обряды, обычаи, нормы и законы.
Различия между Своим и Чужим проходят, прежде всего, по линии расы, языка, этнической и культурной принадлежности. Расовые различия, как правило, предопределяют формирование негативного образа Чужого на уровне индивидуального и коллективного бессознательного, и мало зависит от правительственных и иных централизованных усилий по формированию положительного образа Чужого. Язык указывает на иную этническую принадлежность. В тех случаях, когда два народа говорят на одном языке, отношения между ними обычно складываются как достаточно благожелательные. Религиозные и конфессиональные различия стали набирать силу с появлением мировых религий. Географический фактор играл существенную роль в формировании национальных образов в ряде регионов мира вплоть до середины XX века. В дальнейшем развитие транспортного сообщения, распад колониальной системы и массовые миграции населения из бывших колоний в метрополии во многом уничтожили действие географического фактора в традиционном смысле слова. Теперь стереотипы Чужого в значительной мере определяются на основе иммигрантов из этой страны. Возникающий образ Чужого при этом носит резко негативный характер, так как местным населением мигранты чаще всего воспринимаются как конкуренты в борьбе за рабочие места.
Между «своей» и «чужой» культурой может происходить процесс аккультурации (взаимное влияние разных культур, когда все или часть представителей одной культуры (реципиента) перенимают нормы, ценности и традиции другой (культуры-донора). Обычно аккультурации подвергаются иммигранты.
Вопрос 4: Какие факторы влияют на конструирование образа современной России в мире. Государственная политика. Имидж той или иной страны определяется не только её объективными характеристиками, реальными достоинствами или недостатками. Важны специфика субъективного восприятия зарубежной аудитории, установки этой аудитории, инерция культурно-политических предубеждений, штампы исторической памяти. Для западной общественности Россия всегда была неким объектом сопоставления. На протяжении многих веков Запал смотрел на Россию с целью самопознания. Это было «самопознание от противного». Вместе с тем отношение Запада к России никогда не было единодушным и однозначным. В большой степени это связано с неоднородностью самой западной аудитории. Государственная политика по формированию имиджа страны. Вопрос о том, какие цели преследуются по-разному решается экспертами: 1. Причина – самоценность благоприятного имиджа Три типа внешней политики: - политика status quo (сохранение власти) - политика империализма (усиление власти) - политика престижа (демонстрация власти): цель – впечатлить другие страны той мощью, которой в действительности обладает страна, или же мощью, несуществующей в действительности, но в которую должны поверить. Правительства, подобно остальным людям, по своей природе стремятся к созданию имиджа силы. Национальные имиджи не меняются с течением времени. 2. Ключевой момент – репутация. Репутация – совокупность характерных черт, на основе которых возможно предсказать или объяснить будущее поведение. Правительства принимают решение о том, какой имидж им нужен на данный момент, в зависимости от сиюминутной ситуаций. Имидж государства полностью зависит от ситуации. Мотивы формирования имиджа государства: - внешнее материальное вознаграждение – выгода для государства (привлечение иностранных инвестиций) - внешнее социальное вознаграждение – позитивное отношение других стран (легитимность правительства). Формирование политического имиджа страны: - международные нормы - господствующая национальная идеология. На частном уровне границы образа страны зависят от воспитания и образования, от впечатления при её посещении и личного опыта общения с людьми, от влияния моды. Официальный образ зависит от требований, предъявляемых к имиджу страны, его «экспортного» содержания и защиты от сторонних вмешательств. Мифы и идеология. Политический миф базируется на представлении России как страны политического деспотизма. Мифы, которые создаёт Россия: 1. От вторжения в Грузию Россия много выиграла. 2. После 1989 года Россию постоянно унижали. 3. Запад отказывается видеть в России равного партнёра. 4. Запад пытается окружить Россию. 5. Южная Осетия – то же самое, что Косово. 6. В Европе нет единства. 7. Россия контролирует европейские энергоносители. 8. Конец Советского Союза сделал мир безопаснее. 9. Холодная война закончилась почти 20 лет назад. 10. В девяностые годы Президент Клинтон и Президент Ельцин сумели создать стратегическое партнёрство. 11. С приходом нового американского президента Барака Обамы появится новое мышление. Культура. Культура – один из самых значительных факторов формирования образа и имиджа России. Результаты исследования центра РОМИР «Образ Москвы» по заказу Правительства Москвы. Эксперты: представители крупных зарубежных торговых представительств, сотрудники посольств, культурных фондов, информационных агентств и СМИ, исследовательских организаций, университетов. С чем ассоциируется российская культуры: 1. Литература: Достоевский и Толстой, Пушкин и Чехов, Есенин, Бунин, Маяковский, Блок, Николай Гумилёв, Мандельштам, Булгаков, Солженицын, Владимир Сорокин. 2. Музыка: Чайковский, Мусоргский, Шостакович, Шнитке, церковная музыка и народные песни. 3. Театр: Станиславский, Мейерхольд, Чехов + кино – Эйзенштейн и Тарковский. 4. Изобразительное искусство: Малевич, Кандинский, Шагал. 5. Народные обычаи и традиции и кухня 6. Музеи: Третьяковская галерея, Музей имени Пушкина, Эрмитаж 7. История и космос Соотечественники за рубежом. Впервые в новой России термин «Русский мир» официально прозвучал на Конгрессе соотечественников в Москве в 2007 году. «Русский мир» - одна из форм культурного поведения и идентичности (ощущения, лояльности и избранного служения). 21 июня 2007 года был создан Фонд «Русский мир» Указом Президента РФ (цели – популяризация русского языка, поддержка программ изучения русского языка за рубежом). Три волны миграции: 1. Дореволюционная (около 4,5 миллиона человек: большая часть - евреи) 2. Белая миграция 1918-1922 гг. (1,5 – 2 миллиона человек: большая часть – русские; появилась традиционная российская диаспора) 3. Последние десятилетия Советского Союза (около 1,8 миллионов человек) 5. Роль культуры, городской среды и повседневности в формировании мифов о России.
Культура – один из самых значительных факторов формирования образа и имиджа России. Результаты исследования центра РОМИР «Образ Москвы» по заказу Правительства Москвы. Эксперты: представители крупных зарубежных торговых представительств, сотрудники посольств, культурных фондов, информационных агентств и СМИ, исследовательских организаций, университетов. С чем ассоциируется российская культуры: 1. Литература: Достоевский и Толстой, Пушкин и Чехов, Есенин, Бунин, Маяковский, Блок, Николай Гумилёв, Мандельштам, Булгаков, Солженицын, Владимир Сорокин. 2. Музыка: Чайковский, Мусоргский, Шостакович, Шнитке, церковная музыка и народные песни. 3. Театр: Станиславский, Мейерхольд, Чехов + кино – Эйзенштейн и Тарковский. 4. Изобразительное искусство: Малевич, Кандинский, Шагал. 5. Народные обычаи и традиции и кухня 6. Музеи: Третьяковская галерея, Музей имени Пушкина, Эрмитаж 7. История и космос Город: Театры – Большой, Малый, Театр на Таганке, Сатирикон, Ленком, театр Маяковского, МХАТ, ТЮЗ. Клубы – Китайский лётчик Джао-Да, Бункер, 16 тонн, Свалка, О.Г.И. Музыканты – Аквариум, Машина времени, Сплин, АукцЫон, Ночные снайперы, Тату, Земфира. По уровню проведения и организации крупных культурных мероприятий ставят в один ряд с крупнейшими центрами мира. Позитивные оценки архитектурного облика.
6. Какое значение в конструировании образов России имеют «Русский мир» и диаспора, поведение соотечественников за рубежом.
Впервые в новой России термин «Русский мир» официально прозвучал на Конгрессе соотечественников в Москве в 2007 году. «Русский мир» - одна из форм культурного поведения и идентичности (ощущения, лояльности и избранного служения). 21 июня 2007 года был создан Фонд «Русский мир» Указом Президента РФ (цели – популяризация русского языка, поддержка программ изучения русского языка за рубежом). Три волны миграции: 1. Дореволюционная (около 4,5 миллиона человек: большая часть - евреи) 2. Белая миграция 1918-1922 гг. (1,5 – 2 миллиона человек: большая часть – русские; появилась традиционная российская диаспора) 3. Последние десятилетия Советского Союза (около 1,8 миллионов человек) Диаспора и «Русский мир» не совпадают, хотя и близки. Диаспоры могут иметь сильную заинтересованность в том, как внешняя политика родного государства влияет на их будущее. Неблагоприятный имидж России снижает стремление российских эмигрантов заявлять себя как «русские» в странах пребывания. «Русский мир», диаспора, русские, находящиеся постоянно или временно за границей, тесно взаимосвязаны меду собой и составляют единый зарубежный фактор образа России. На протяжении десятилетий этот фактор не являлся постоянным.
7. Какие структуры информационной политики и пропаганды влияют на создание позитивного и негативного образов России.
Современные структуры информации в значительной мере зависят от обмена новостями. Любая информация локального характера в этой ситуации может стать международной сенсацией. Конечный продукт СМИ должен быть конкурентоспособен. СМИ поддерживают в умах обывателей некие суждения и ценностные ориентации, востребованные в данном политическом сообществе. Сами обыватели чаще всего считают, что в условиях гарантированной свободы слова и запрета на цензуру, они способны самостоятельно судить о тех политических процессах, которые вызывают интерес. Примеры: 1. образ России в общественном мнении Великобритании в период 1МВ. Для контроля над информацией были созданы бюро новостей при МИДе. 1915 г. – открытие «Общества друзей России» в палате общин. Цель – сломать стереотипы о России. 2. «эффект CNN». Видеоряд воздушной атаки на здание Всемирного Торгового Центра в Нью-Йорке 11.09.2001 (без ТВ эффект не был бы таким сильным) 3. Гибель парохода «Челюскин» 1934 г. Информация трансформирована как успешная спасательная операция. Основные приёмы пропаганды (Институт анализа пропаганды США): Приклеивание ярлыков (например, «страна третьего мира») Сверкающие неопределённости (использование представлений аудитории о чём-то, что имеет для неё безусловный авторитете или престижность, и перенос этого отношения на что-то иное) Перенос Свидетельство (перенос авторитета к человеку или организации, озвучивающей определённую точку зрения) Подтасовка карт Фургон с оркестром (апелляция к «стадному» чувству) Лидеры мнений (люди, чьи суждения воспринимаются аудиторией как значимые)
8. Рейтинги и бренды как способ представления России В августе 2005 года был опубликован первый рейтинг-лист национальных брендов развитых и развивающихся стран. Его основой стал международный опрос, осуществлённый компанией Global Market Insite под руководством британского эксперта по проблемам странового имиджа С. Анхольта. В данном рейтинге по своей «брендовой привлекательности» Россия оказалась на 24-м месте в списке из 25 государств, опередив только Турцию. В 2006 году компания E-Generation.ru разработала систему оценок отношения иностранных СМИ к России, в результате чего появилась возможность составления рейтинга русофобии анализируемых СМИ. Материал исследования – статьи иностранных СМИ, переведённые сайтом ИноСМИ. Рейтинг русофобии иностранных СМИ: Newsday, США The Financial Times, Великобритания The Wall Street Journal, США Time, США В 2007 году в газете «Московский комсомолец» была помещена карта «Кто больше всего не любит Россию?». Рейтинг был составлен Pew Global Attitude – американский проект по исследованию мирового общественного мнения. Больше всего не любят Россию в Японии, Израиле, Германии, Турции. Больше всего русофилов в Украине, США, Китае, Великобритании.
|