Критерии оценки знаний, навыков
Для получения высокой рейтинговой оценки за курс «Философии» студент не должен пропустить более 50% занятий без уважительной причины, должен предъявить аккуратно оформленные конспекты лекций и первоисточников, выполненные домашние самостоятельные работы. Выступления на семинарских занятиях готовятся по философским первоисточникам в русских переводах. Выступление должно продемонстрировать понимание студентом философской проблематики текста, умение изложить суть проблем и оценить актуальность решения их изучаемыми мыслителями для современности. Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале. Проверка эссе до зачета может осуществляться дистанционно (подр. см. п.10).
7. Содержание курса «История философии» Тема 1. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? (4 ч.) Феномен философии. Начало философии. Философия и философствование. Философия как образ жизни. Философия и миф. Особенности мифологического мышления. Генезис философии как переход от Мифа к Логосу. Три региона возникновения философии. Общая характеристика древнеиндийской, древнекитайской и древнегреческой философии. Периодизация европейской философии: основные подходы. Специфика философии как формы общественного сознания, ее место и роль в культуре. Гносеологический статус философии. Основные разделы философского знания.
Тема 2. ОНТОЛОГИЯ: ОТ АНТИЧНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ (16 ч.) Онтология как философская дисциплина. Основные понятия и термины. Основные типы онтологии. Космоцентризм философии Античности. Античный Космос: космос vs. хаос. Проблема Единого — Многого и различные варианты ее решения (диалектика Платона). Бытие как первая философская категория и основные вехи ее осмысления: милетцы (архэ), Пифагор (число), Гераклит (логос), Парменид (единое). Атомизм Демокрита и Эпикура. Онтология Платона: мир идей и мир вещей. Пифагорейско-платонический взгляд на природу математики. Гилеоморфизм и телеологизм Аристотеля. «Категориальная сетка» Аристотеля. «Древо» Порфирия и проблема универсалий. Понимание вещи в античности: Демокрит, Платон, Аристотель. Философия стоиков. Дальнейшяя трансформация онтологической проблематики. Новые христианские представления о Боге, мире и человеке. Христианство и неоплатонизм. Теоцентризм философии Средневековья. Трансцендентность Бога и креационизм. Апофатическая и катафатическая теология. Доказательства бытия Бога. Пантеизм, теизм, деизм, атеизм. Проблема веры и разума. Номинализм и реализм. Проблема сущности и существования. Средневековое понимание вещи. Антропоцентризм философии Возрождения. Гуманизм. Двойственное положение человека. Естественное и искусственное. Магизм. Космос–организм и космос–машина. Изменение взглядов на соотношение конечного и бесконечного, времени и вечности, пространства и материи. «Онтологический поворот» в философии XX в.: Х. Ортега-и-Гассет, М. Хайдеггер, Л. Витгенштейн, Н. Гартман. Современные трактовки бытия (У. Куайн, Э. Жильсон, С. Хоружий и др.). Онтологизм русской философии.
Тема 3. ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ НОВОГО ВРЕМЕНИ. Открытие cogito (16 ч.) Гносеология как философская дисциплина, основные понятия и термины. Типы познавательных установок в истории философии.Теория познания в онтологической парадигме: «линии» Платона и Аристотеля. Философия Нового времени. Усложнение философского дискурса в философии Нового времени. Философские системы Декарта, Спинозы, Локка, Лейбница, Беркли, французских материалистов. Открытие инстанции cоgito. Сознание и познание. Учение об «идолах» Бэкона. «Врожденные идеи» Декарта и «tabula rasa» Локка. Проблема первичных и вторичных качеств. Типы знания: истины разума и факта, априорное и апостериорное. Субъект-объектное различение. Наука как новоевропейский феномен. Философия Просвещения. Специфика английского эмпиризма и французского рационализма. Сенсуализм. Скептицизм и агностицизм (от античности до Нового времени). Кантовский «коперниканский переворот» (трансцендентализм). Развитие идей Канта в немецкой классике (Фихте, Шеллинг, Гегель) и неокантианстве.
Тема 4. СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ (середина ХIX — начало XXI вв.) (32 ч.) Общая характеристика современной философии. Рационализм и иррационализм. Сциентизм и антисциентизм. Основные направления в философии сер. XIX — XX вв. Философия в условиях «смерти Бога» (Ницше), «смерти субъекта» (Фуко), «смерти метафизики (Хайдеггер, Карнап). 4.1. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ (15 ч.) Проблема человека. Проблема души и тела: от Платона до патристики. Христианский импульс: различение «индивида» и «личности». Вопрос о смысле жизни. Антропологический анти-гегельянский бунт: Кьеркегор, Фейербах, Маркс, Ницше. Философия жизни. Биологическое, социальное и духовное в человеке. Понимание личности в экзистенциализме и персонализме. Персоналистическая проблематика в рамках метафизики всеединства (В. Соловьев и его последователи). Диалогизм М. Бахтина. Антропологический проект Хайдеггера и Шелера. Философия любви и смерти. Психоанализ Фрейда и Юнга. Психоанализ и христианство. Homo faber. Феномен техники и его философское осмысление. Социум и история. Социальные взгляды Платона и Аристотеля. Органицизм и механицизм в понимании общества. Общество и государство. Личность и общество. Индивидуализм, коллективизм и соборность. Античное и христианское понимание истории. Исторические циклы и теория прогресса. Провиденциализм и имманентизм. Проблема смысла истории. Философия истории Гегеля и Маркса. Теория локальных цивилизаций. Модели постиндустриального и информационного обществ. Социальная концепция Поппера. Проблемы исторического знания в школе «Анналов». История и память (Рикер). История и самопознание человека. Этика. Свобода и необходимость. Добро и зло. Этика добродетелей: софисты, Сократ, Платон, Аристотель. Релятивизм и абсолютизм. Этика счастья (эвдемонизм) и этика удовольствия (гедонизм). Киренаики и эпикурейцы. Роль страдания. Киники и цинизм. Этика пользы (утилитаризм). Этика справедливости и закона (Ветхий Завет). Этика любви и милосердия (христианство). Этика долга (стоики, Кант). Категорический императив Канта и «золотое» правило нравственности. Совесть. Эгоизм и альтруизм. Права и обязанности. Нормативность этики. Этика и метафизика: должное и сущее. Этика в условиях «смерти Бога». Насилие и непротивление. Тема «другого» в этике. Открытость и ответственность. Феноменологическая этика ценностей. Эстетика. Чувственное восприятие и художественный вкус. Прекрасное и безобразное. Искусство. Мимесис и катарсис. Образ и символ (от немецких романтиков до XX в.). Возвышенное и низменное. «Игра» как философская категория (Хейзинга, Бахтин). Эстетизация философии в постмодернизме. Антропологический бунт обращается против человека. Связь эстетики и этики. 4.2. поворот к языку и Сциентистский проект (15 ч.) «Поворот к языку» в философии ХХ в. Гипотеза языковой относительности Сэпира – Уорфа. Философия языка Л. Витгенштейна. Три модуса лингвистической философии: аналитика, структурализм, герменевтика. Современные эпистемологические концепции. Индукция и дедукция. Дедукция и интуиция. Традиционная и современная логика. Различные концепции истины. Истина и антиномия (Кузанский, П. Флоренский).Социокультурная обусловленность знания. Развитие эпистемологии в феноменологии (Брентано, Гуссерль, Ингарден) и аналитике (Куайн, Гудмен, Патнэм). Концепция трех миров Поппера. Эволюционная эпистемология. Философия сознания. Основные концепция сознания в классической философии. Современные концепции сознания (Бергсон, Гуссерль, Серль, Деннет). Интенциональность. Сознание и «искусственный интеллект». Философия науки. Что такое «наука»? Философия позитивизма: идеи, периоды, представители. Постпозитивизм: модели развития науки (Поппер, Кун, Лакатос, Фейерабенд). Естественное и гуманитарное знание. Специфика математики. Математизация современной науки.
|