Стереотип - помогает или мешает
Стереотип - устойчивый образ какого-либо явления или человека, складывающийся в условиях нехватки информации. Это привычный нам взгляд, штамп, к которому мы обращаемся при взаимодействии с этим явлением. Несмотря на то, что стереотипы не всегда точны, они позволяют нам существенно сократить время реагирования на изменяющуюся реальность, ускорить процесс познания. Таким образом, они выполняют функцию упрощения и сокращения процесса восприятия другого человека. Стереотипы представляют собой как бы прибор «грубой настройки», позволяющий человеку «экономить» психологические ресурсы. Каждый стереотип имеет свою сферу социального применения: используется при оценке групповой, национальной или профессиональной принадлежности человека. Б ходе стереотипизации мы классифицируем поведение окружающих и пытаемся объяснить причины путем отнесения к уже известным (или кажущимся известными) явлениям, т. е. отвечающим социальным стереотипам. Такие «житейские обобщения» исследовал психолог Гордон Олпорт. Например, в вашем классе есть дети, которые носят очки. И учителя, и все школьники воспринимают их как более умных, прилежных и трудолюбивых. То же самое относится к людям, имеющим высокий лоб. Эта ассоциация возникает потому, что считается, будто дети, носящие очки, могли повредить зрение, если с детства читали много книг, а люди с высоким лбом имеют большое пространство для мозга и т. д. Эксперименты Гордона Олпорта показали, что испытуемые видели в пожилых и полных мужчинах людей надежных, уверенных в себе, а улыбающихся людей воспринимали как умных и доброжелательных. Именно на стереотипности восприятия людей построена наука физиогномика (от греч. physis - природа, gnomon - знающий) - учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу людей. Физиогномисты старались «научно» по внешним признакам устанавливать психологические особенности этого типа. Уже Аристотель и Платон предлагали определять характер человека, отыскивая в его внешности черты сходства с каким-нибудь животным, а затем отождествляя его характер, как в восточном гороскопе, с характером этого животного. Так, по Аристотелю, толстый, как у быка, нос означал лень; широкий нос с большими ноздрями, как у свиньи, - глупость; нос, как у льва, - важность; волосы тонкие, как шерсть у коз, овец и зайцев, - робость; волосы жесткие, как у львов и кабанов, - храбрость. Наиболее известной стала физиогномическая система Иоганна Кас-пера Лафатера, считавшего основным путем познания человека изучение строения головы, конфигурации черепа, мимики и т. д. Так, о гениальности Гете, по мнению Лафатера, в наибольшей степени свидетельствует его нос, который «знаменует продуктивность, вкус и любовь - словом, поэзию». При описании особенностей другого человека физиогномисты использовали в качестве определяющих самые различные признаки. Так, помимо носа, внимание уделялось рту человека. Лафатер в своей «Физиогномии» писал: «Все, что содержит человеческое естество, вложено в его уста. Как в спокойном состоянии, так и в бескрайнем разнообразии своих движений они содержат целый мир характеров. Они - главная резиденция разума и безумия, силы и слабости, добродетели и порока, деликатности и грубости человеческой, они - резиденция любви и ненависти, искренности и лицемерия, смирения и гордости, истины и лжи». А Делестр отмечал, что степень сжимания губ прямо пропорциональна твердости характера; расслабленные губы - признак обладания «женскими» чертами характера (мягкость, любезность), и чем больше, тем выраженнее (у глупого человека, например, рот вообще открыт). Это объяснялось тем, что даже когда человек смеется, на его лице рефлекторно возникает определенная маска, соответствующим образом связанная с характером. Улыбка может быть самодовольной, сладкой, счастливой, светлой, холодной, насмешливой, кроткой, глупой и пр. Характерные черты человека проявляются не только в мимике его рта, но и в речи. Человек раскрывается как в содержании речи, т. е. в том, о чем преимущественно он говорит, так и в форме речи, в том, как он говорит. Великие писатели нередко подчеркивали характер героев своих произведений через их речь. Оклик Простаковой: «Лежит! Ах, она бестия! Лежит! Как будто благородная!..» - свидетельствует о бессердечии, грубости, жестокости «благородной» дворянки по отношению к преданной ей Еремеевне. Однако самым важным показателем характера считались глаза человека. Еще древние говорили: «Глаза - это зеркало души». Аристотель указывал, что большие добродушные, но выпуклые глаза являются признаком глупости. Л.Н. Толстой различал, например, хитрые глаза, лучистые, светлый взгляд, грустный, холодный, безжизненный. Он писал; «Есть люди, у которых одни глаза смеются, - это люди хитрые и эгоисты. Есть люди, у которых рот смеется без глаз, - это люди слабые, нерешительные, и оба эти смеха неприятны». В настоящее время под эти чисто беллетристические факты пытаются подвести научные доказательства. Американские психологи Дж. Глайв и Э. Клери после пятилетнего изучения черт характера и примерно 10 тыс детей доказали, что дети с темными глазами обладают большей жизненной инициативой и более неспокойным характером, нежели дети со светлыми глазами. У взрослых возможны некоторые отклонения. Авторы утверждают, что люди с темно-голубыми глазами весьма настойчивы, но имеют склонность к сентиментальности. Они легко поддаются настроению, долго помнят обиды, бывают капризны, иногда их поступки непредсказуемы. Люди с темно-серым цветом глаз - упрямы и смелы, они настойчивы и добиваются всего, несмотря на различные трудности; бывают вспыльчивы и злопамятны; ревнивы, большей частью однолюбы. Те, кто обладает темно-карими глазами, веселы, остроумны, вспыльчивы, но отходчивы; влюбчивы, но не очень постоянны; общительны, любят юмор, легко сходятся с людьми. Наиболее популярны, живучи и далеко не всегда верны этнические стереотипы - образы типичных представителей определенных наций. Даже не имея личного опыта общения, мы наделяем иностранцев строго фиксированными чертами внешности и особенностями характера. Таковы характерные для нашей культуры стереотипные представления о чопорности и худобе англичан, педантичности немцев, легкомыслии французов, эксцентричности итальянцев. Также велика живучесть профессиональных стереотипов. Мы, не работая в данных сферах, не задумываясь, говорим о дисциплинированности военного, точности математика, строгости прокурора, сердечности медсестры. М.Я. Басов писал: «Когда мы говорим о педагоге, враче, инженере, художнике, актере и т. п., нам представляются они в виде отличных друг от друга профессиональных типов, каждый имеет свое лицо, свои характерные черты, по которым мы узнаем их в жизни при первой встрече с ними. Каждая профессия имеет свой штамп». Хотя при этом внутри каждой профессии есть совершенно разные люди, они объединяются, сливаются в образ типичного профессионала. Действительно, чем проще, однороднее деятельность, выполняемая человеком, чем меньше поле проявления его активности, тем больше сфера образования стереотипов. Упражнять свою сообразительность становится таким тупым и невежественным, каким только может стать человеческое существо». Есть и другая тенденция образования внутрипрофессиональных стереотипов. В каждой профессии имеются свои стереотипы солдата, ученика, преступника, больного. Исследования психологов показали, например, что в результате длительного нахождения в профессии восприятие учителя изменяется: в его сознании формируется стереотипный образ идеального ученика. Как правило, это такой ученик, который поддерживает учителя в роли хорошего педагога и делает его работу приятной: исполнительный, готовый к сотрудничеству, стремящийся к знаниям, дисциплинированный. Важно, что ожидания, формирующиеся у учителей по отношению к ребенку, и в самом деле начинают определять его реальные достижения. Вопросы - Что такое «стереотип»? - Приведите примеры стереотипов? - Помогают они или мешают в процессе восприятия? Ответ аргументируйте.
|