Студопедия — Концепции постиндустриального развития в современной социальной философии.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Концепции постиндустриального развития в современной социальной философии.






Сегодня перспективы развития прежде всего Западной, а возможно и всей человеческой цивилизации наиболее глубоко разработаны в концепциях индустриальной, постиндустриальной, информационной цивилизации. Первоначально они возникли в рамках технократического направления в социально-философской мысли. Сегодня приобретают статус наиболее авторитетной социально-философской традиции для анализа современных глобальных цивилизационных трансформаций. Эти концепции обнаруживают «цивилизационный поворот», в перспективе переход целого человечества «на рельсы» нового цивилизационного пути.

Концепции постиндустриального общества (в литературе используются понятия «идеология постиндустриализма», обобщенное понятие «постиндустриализм»)это социологические и одновременно футурологические концепции, которые выделяют прогресс техники и технологии как основной фактор социального прогресса и критерий для выделения глобальных стадий развития общества.

Можно выделить три основных этапа в развитии всей совокупности концепций:

1. 50-60-е годы. Период первой «волны технократизма». В концепциях индустриального и постиндустриального общества К. Гэлбрейта, Д. Белла, З. Бжезинского, У. Ростоу преобладали техницизм, абсолютизация роли науки и техники в развитии общества, оптимизм в отношении перспектив решения западным обществом проблемы материального достатка («общество изобилия») и преодоления социально-политических противоречий. Оптимизм поддерживался высокой динамикой развития либерально-буржуазного общества, развертыванием 1-го этапа научно-технической революции (НТР).

2. 70-е годы. В аналитических докладах такого влиятельного общественного объединения, как Римский клуб (основатель — Аурелио Печчеи), прогнозируется катастрофическое сползание человечества к ряду глобальных проблем: экологической, демографической, исчерпания природных ресурсов, углубления социального, экономического, культурного разрыва между богатыми («золотой миллиард») и бедными («страны третьего мира») странами, угрозы третьей мировой войны и др. В социальной мысли возрастают настроения «катастрофизма», «алармизма», пессимизма, отхода от техницизма; возрастает внимание к проблемам кризиса ценностной основы западного общества, критики основ техногенной цивилизации. Настроения поддерживаются глубоким социально-экономическим кризисом (1973 г.) западного социума.

3. 80-90-е годы. Период второй «волны технократизма». В концепциях Д. Белла, О. Тоффлера, Дж. Несбита, Е. Масуда, Р. Арона происходит возврат к настроениям социального оптимизма на волне успехов 3-го этапа НТР (микроэлектронная революция, компьютерная революция), а также в результате бурного развития экологических проектов и решений (с 70-х по 90-е годы – так называемое «экологическое двадцатилетие»). Развиваются концепции постиндустриального и информационного общества.

Идеям постиндустриализма в 50-60-е годы (1-я «волна технократизма») предшествовали концепции «индустриального» общества. Термин «индустриальное общество» предложил О. Сен-Симон, идеи развивались О. Контом, Э. Дюркгеймом, Р. Ароном, Д. Беллом и др. Основные идеи концепции индустриализма:

Æ самые значительные перемены в обществе связаны с историческим моментом перехода западного общества от традиционного «аграрного» общества к «индустриальному», основанному на машинном производстве, фабрике, дисциплине труда, национальной системе хозяйствования, рынке;

Æ существует «логика индустриализации», которая ведет к сходству институтов обществ, идущих по пути индустриализации;

Æ переход от традиционного общества к «индустриальному — это шаг по пути прогресса, который ведет к разрушению традиционных привилегий, к равенству гражданских прав, возрастанию социальной мобильности, равных возможностей, росту демократизма;

Æ по мере развития «индустриального общества» снимается напряженность классовых конфликтов, расширяются политические и гражданские права, а значит укрепляется либерально-демократическое государство.

Æ Капитализм усовершенствуется и, в идеале, переходит в новое общество. Социализм, как иной вариант индустриального общества, также меняется. Капитализм и социализм «конвергируют», сближаются. К. Гэлбрейт говорил, что «эти изменения ведут к «обществу изобилия», в котором экономика и производство подчинены одной цели — созданию изобилия дешевых товаров для массового потребителя».

Концепция индустриального общества в 70-х годах подверглась жесткой критике из-за разразившегося в 70-х экономического, социального и культурного кризиса (война во Вьетнаме, студенческие революции, сексуальная революция, деятельность Римского клуба и пр.), который обнаружил глубокие противоречия индустриального общества и в целом западного пути цивилизационного развития.

Вторую «волну технократизма» стимулировали коренные изменения в жизни развитых обществ в 80-90-х годах.

Основоположником теории постиндустриального общества считается американский социолог Даниел Белл,который в 1973 году опубликовал книгу «Грядущее постиндустриальное общество». Концепция Д. Белла основывается на представлении об автономном развитии социальной жизни и культуры, материальной и духовной сфер. У каждой из них есть своя «ось» развития. «Ось», которую исследует Белл — развитие производства и виды используемого знания. В соответствии с этим общественное развитие подразделяется на 3 основных периода: доиндустриальное (сельскохозяйственное), индустриальное (промышленное), постиндустриальное общество.

1. В аграрном, традиционном обществе (Европа до XV ‑ XVI веков) доминирует «первичная» сфера экономики — сельское хозяйство, основанное на рутинной технике и экстенсивной технологии; основные социальные институты — армия, церковь, школа;

2. В индустриальном обществе (Европа с XVII ‑ XVIII веков до середины XX века, некоторые страны Восточной Европы и Азии – XX век) преобладает вторичная сфера экономики — промышленная индустрия. Главными факторами развития становятся труд и капитал, а также борьба между основными классами — пролетариатом и буржуазией; главными институтами — фирма, банк;

Главные черты постиндустриального общества (США, Европа, Япония с середины XX века):

1) центральная роль теоретического знания, которое становится основой технологических инноваций;

2) создание новой интегральной технологии, позволяющей находить более эффективные подходы к экономическим, технологическим, социальным проблемам;

3) рост класса носителей знания (технических специалистов и профессионалов);

4) переход от производства товаров к производству услуг, прежде всего в гуманитарной области — здравоохранении, образовании, социальном обслуживании;

5) изменение в характере труда — труд становится взаимодействием между людьми, из процесса труда исключаются природа и искусственно созданные материалы;

6) роль женщин, которые получают надежную основу для экономической независимости;

7) наука достигает своего зрелого состояния, связь науки и технологии — основная черта постиндустриального общества;

8) ситусы как политические единицы. Ситусы — вертикально расположенные социальные единицы: функциональные ситусы — научный, технический, административный, культурный; институциональные ситусы — экономические предприятия, госучреждения, университеты и научно-исследовательские центры, социальные комплексы, армия;

9) меритократия (власть знания): в постиндустриальном обществе высокий статус и престиж обусловлены образованием и квалификацией. Иначе говоря, в постиндустриальном обществе источником власти является знание;

10) конец ограниченности благ, дефицита товаров и ресурсов при порождении новых дефицитов — информации и времени;

11) экономическая теория информации: постиндустриальное общество характеризуется не трудовой теорией стоимости, а теорией стоимости, основанной на знании.

Эти положения Д. Белл сформулировал в 1998 г. в развитие его первой книги.

Однако с его точки зрения технологический рывок не всегда может порождать соответствующие изменения в культуре, социальных отношениях. Поэтому в постиндустриальном обществе сохранится социальная неоднородность, «естественное» неравенство и отчуждение личности, деление на правящую элиту и управляемые массы, частная собственность и политические конфликты. В США, по Беллу, существует все углубляющийся конфликт между американской культурой и социальной и политической структурой общества. Существует социальное напряжение между интеллигенцией и носителями экономико-производственного и государственно-политического принципов. Однако основные конфликты развернутся между знанием и некомпетентностью.

Концепция «стадий экономического роста» У. Ростоу:основа социальных изменений — прогресс в области техники и производства, который делит развитие общества на 5 основных этапов:

1. «традиционное» общество — аграрное (до конца феодализма), с сословно-классовой структурой, властью земельной собственности, примитивной техникой;

2. «переходное общество» — период создания предпосылок «сдвига» в общественном развитии (переход к домонополистическому капитализму, XVIII век), который сопровождался ростом сельскохозяйственного производства, накоплением первоначального капитала, появлением централизованных государств;

3. «сдвиг» — период промышленной революции (условно – развитие от домонополистического к монополистическому капитализму, 2-я половина XIX века ‑ 1-я треть XX века), ведущей к накоплению капитала, быстрому росту отраслей промышленности, социально-экономическим (мировой рынок, наука) и политическим преобразованиям (буржуазные революции, становление буржуазных либерально-демократических государств);

4. «зрелость» — индустриальное общество (середина XX века), бурное развитие промышленности, НТР, возникновение новых отраслей производства, урбанизация, увеличение доли квалифицированного труда;

5. эра «высокого массового потребления» — основной проблемой общества становится проблема все более качественного потребления предметов и услуг, а не их производство; основные отрасли промышленности — сфера услуг и производство товаров массового потребления.

Концепция «3-х волн цивилизации» О. Тоффлера: история — непрерывное волновое движение; делится на 3 этапа, 3 технологические волны, разделенные между собой глобальными индустриальными революциями:

1-я волна — аграрная цивилизация. Ее главная ценность — земля и территория;

2-я волна — индустриальная цивилизация, для которой главными ценностями выступают природные ресурсы и сырье;

3-я волна — современная супериндустриальная цивилизация. Основная ценность ее – информация.

Тоффлер отмечает, что примерно с середины 50-х годов промышленное производство стало приобретать новые черты: разнообразие (типов техники, образцов товаров, видов услуг, видов труда, форм управления и пр.) расшатывает традиционные структуры индустриального общества. Разнообразие противостоит массовому, стандартному, унифицированному, единообразному — тому, что доминировало в индустриальном производстве, массовом распределении, массовом распространении товаров, услуг, стандартов. «Тиражированный продукт стоит дешевле» — лозунг индустриального производства. Тоффлер полагает, что тенденция к унификации породила контртенденцию — появился запрос на новую технологию. Таким образом, «информационный взрыв» — это порождение отживших структур массового индустриального общества. Тоффлер считал, что будущее информационное общество — возврат к доиндустриальной эпохе, но на новой технологической базе. Экономическим костяком его станет электроника и ЭВМ, космическое производство, использование глубин океана и биоиндустрия.

Качественное преобразование индустриального общества в информационное общество ведет к гуманизации всех сфер жизни современного человека, поскольку повсеместное внедрение новейшей техники позволит перейти от стандартизированного массового обслуживания к максимально индивидуализированному. Богатство будет создаваться исключительно способностями и образованием. Не будет классовых противоречий и крупных социальных катаклизмов.

Концепция «информационного» общества (Е. Масуда) — разновидность теории постиндустриального общества. Общественное развитие рассматривается как «смена стадий», становление информационного общества с доминированием «четвертого» сектора экономики — информационного:

Æ в экономике информация становится основным ресурсом, который можно планировать, распределять, финансировать через компьютерную базу. Развивается информационная индустрия, для которой общество готовит кадры. Крупная промышленность сменяется «малыми» формами. Массовое производство уступает место индивидуальному, гибкому;

Æ В социальной сфере общество делится по профессиональному признаку. Образование становится главным «лифтом» социальной мобильности; меняется досуг, качество жизни, исчезает безработица;

Æ В политике свобода доступа к информации становится основой политического процесса, что ведет к укреплению демократии, политического плюрализма;

Æ В сфере культуры осуществляется поворот к личности, ее ценностям, гуманизму, экологизму, гармонии человека и общества.

Общее в концепциях:

1. развертывание технического прогресса непосредственно порождает многочисленные культурные нововведения, которые имеют огромные резервы в гуманизации взаимоотношений человека с миром;

2. развитие техники и науки осуществляются рывками, можно выделить целые эпохи в ее самодвижении; эти эпохи порождают многообразные социальные изменения — поэтому в истории человеческой цивилизации достаточно четко можно выделить несколько этапов (цивилизаций). Обобщенная схема включает доиндустриальную (аграрную), индустриальную (промышленную), постиндустриальную (информационную) стадию;

3. знание, информация и информационные технологии производят коренной, качественный переворот в жизни общества;

4. новые производственные технологии прямо обусловлены развитием фундаментального теоретического знания;

5. наука становится главным элементом развивающейся экономики, производства (непосредственной производительной силой), а потому становится все более социально обусловленной;

6. в целом социальные изменения обусловлены рядом факторов, в том числе развитием сферы культуры (наука, образование в центре), а не только сферой производства, противоречиями в отношениях собственности (как по Марксу).

Концепция постиндустриального общества приобрела множество приверженцев и серьезных критиков. Основные направления критики:

Æ методология постиндустриализма характеризуется технологическим детерминизмом,который не учитывает сложного, опосредованного влияния технико-технологической составляющей на общественное развитие: например, вопрос о том, являются ли социальные изменения прямым следствием прогресса техники, остается открытым. Кроме того, остается открытым и вопрос о том, что порождает сами грандиозные технологические сдвиги?

Æ Вопреки претензии на принципиальную новизну постиндустриального общества, по сравнению с индустриальным обществом, главный водораздел между ними лежит все же в технологической сфере, структуре производства. Радикальные перемены в самом человеке производны от технологических. Это и есть продолжение основных принципов индустриального общества, но на информационно-технологической стадии развития;

Æ Основу концепций составляет особое понимание логики социального развития как рационального исторического выбора наиболее эффективных, выгодных социальных новаций; целерациональная схема деятельности (Вебер) предписывается историческому процессу;

Æ концепции присущ линейный характер, история схематизируется, нивелируются национально-культурные особенности исторических судеб; французские исследователи Нор и Минк в докладе президенту Франции (70-е г.г.) указывали на то, что эта модель хорошо работает в решении проблем, связанных с коммерческой деятельностью, в связях «производитель – покупатель», но игнорирует проблемы «культурной модели» каждого общества;

Æ концепции присущи универсалистские притязания, как следствие — возможность субординировать общества по одному критерию. В противовес этому универсализму постмодернистская концепция истории развивает образ «ризомного развития» — хаотического, децентрализованного разнонаправленного развития человеческих сообществ;

Æ идеологическая ангажированность: 1) концепции присущ западоцентризм (либеральный путь развития — единственно возможный). Белл, по его собственному признанию, исходит из тенденций западного мира, оставляя в стороне доиндустриальные и раннеиндустриальные общества, где проживает подавляющее большинство человечества; 2) концепции выражают интересы представителей научно-технической интеллигенции, которая стремится войти в состав правящей элиты современного западного общества;

Æ американский постструктуралист М. Постер выделяет гипотетический характер концепции. Она неправомерно экстраполирует экономические изменения на все сферы общества. Экономические изменения — количественные. Качественные же происходят прежде всего в сфере коммуникационного опыта людей: возникновение электронного письма, базы данных, компьютерной сети ведут к изменению в языковых аспектах культуры. Эти реальные изменения ведут к «рассеиванию» субъекта, он становится неустойчив (например, предоставляя разнообразные сведения о себе различным базам данных вместо идентификации себя, как ранее, с помощью единых и единственных документов — паспорта и т.д.); Такой субъект не «вписывается» в постиндустриальное и информационное будущее как его разумный проектировщик и организатор;

Как последователи, так и критики концепции постиндустриального общества, обращают внимание на необходимость прогнозирования потенциальных противоречий, проблем и трудностей, которые могут встретиться на его пути (некоторые из них уже проявляются):

Æ тенденция «онаучивания» техники и экономики быстро приобретет обратную сторону — экономизация и коммерциализация науки, изменение ее традиционного образа;

Æ серьезная критика относится к интерпретации положения человека в постиндустриальном обществе:

1) социальная реальность насквозь искусственна — обмен между людьми окончательно утрачивает непосредственный характер и сводится к обмену товарами и сообщениями;

2) в деятельности все больше символических посредников: поскольку вещи все более приобретают знаковую форму (в рекламе жвачка — символ красивой улыбки и здоровья), постольку реальную ценность теряют человеческие состояния: смерть, рождение, болезнь, старость (реклама — царство вечной молодости);

3) к лючевой формой человеческой деятельности становится потребление товаров, услуг, информации. Потребление становится важнейшим средством социального контроля;

4) поскольку это общество потребления, не возникает качественного изменения в системе ценностей. Прежние либеральные ценности (свобода, предпринимательство, ответственность и др.) уже не интегрируют общество. Они уступают место «социальной работе», пропаганде, социальной реформе, работе с человеческими отношениями (по примеру работы с коллективами в крупнейших корпорациях;

Æ произойдет углубление социокультурной изоляции между интеллектуальной элитой (носителями знаний — knowledge-class) и работниками, занятыми в сфере производства потребительских благ (consumption workers). Усилится материальная дифференциация между ними: уже с 70-х годов реальная заработная плата рабочих средней квалификации фактически не увеличивается, тогда как доходы элиты постоянно растут;

Æ усиливается поляризация и в мире в целом: западные державы — монополисты в производстве высоких технологий. В результате наиболее состоятельная 1/5 часть человечества присваивает в 61 раз больше богатств, нежели низшая 1/5. В 1960 г. этот показатель составлял только в 30 раз. При этом развитый мир, как и его высший класс, становится все более замкнутым.

Æ Возникает вопрос о том, могут ли эти и другие серьезные противоречия быть разрешены на путях естественного эволюционного развития.

Эти реальные и потенциальные противоречия ставят целый ряд философских проблем относительно характера социального развития, возможностей изменения человека

Можно сказать, что концепция постиндустриального общества проявляет проблемный характер. Но это не значит, что она неправомерна. Ее положительный потенциал в том, что:

Æ эта концепция продолжает традиции рационализма в общественном познании;

Æ она — лидер среди социологических версий развития общества и поэтому определяет возможность поступательного движения истории;

Æ она противостоит национальному и цивилизационному эгоизму, которые набирают силу на фоне разочарований как в либеральном, так и в марксистском пути развития общества.

 







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 2537. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия