СЕДЬМОЙ ВОПРОС: НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ КОММУНИКАНТАМИ, И ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕАКЦИИ КАЖДОГО.
Слайд 18: Невербальные средства коммуникации. Невербальные сигналы – это материальные, чувственно воспринимаемые действия общающихся, включая действия с предметами, несущие для собеседников вполне определенный, закрепленный данной культурой смысл. В научной литературе выделяется несколько видов невербальных сигналов: симптомы, символы и знаки (собственно невербальные сигналы). Симптомы – невербальные явления (движения, действия), бессознательно проявляющиеся в деятельности человека и отражающие психическое или физическое состояние участника общения. Симптомы преимущественно представляют собой мимические движения и их сочетания (симптомы страха, радости, удовольствия, задумчивости и т.д.). Символы – невербальные явления, являющиеся носителями так называемого социального символизма – символического значения, приписываемого обществом определенным предметам, действиям, явлениям. Социальные символы непосредственно не участвуют в коммуникации, но они несут коммуникативно релевантную информацию, опосредованно включаясь в процесс обмена информацией между людьми. Социальные невербальные символы имеют ярко выраженную национальную специфику. Знаки, или собственно невербальные сигналы, - автоматически и сознательно продуцируемые невербальные действия, имеющие в данной культуре определенный знаковый смысл, стандартное значение, с целью передачи этого значения собеседнику. Невербальные знаки включают: · знаки языка телодвижений (взгляд, мимика, поза, стойка, движение, походка, осанка, посадка, физический контакт, манипуляции с предметами); · знаки организации пространства общения (проксемические знаки); · знаки отсутствия говорения (молчания). Среди невербальных знаков самую большую группу составляют жесты. Жесты — значимые движения тела. Жесты подразделяются на следующие группы: · номинативные — их функция заменять, дополнять или дублировать вербальные средства. Номинативные знаки используются автономно или вместе с вербальными средствами («большой палец», палец к губам - «тихо», покручивание пальцем у виска — «ненормальный» и др.). К номинативным относится и большой разряд изобразительных жестов. Их особенность в том, что они передают чувственный образ предмета, действия (изображение размера, формы); · эмоционально-оценочные — выражают оценку чего-либо в ходе общения (собеседника, его действий, слов, окружающих предметов, событий, третьих лиц) — огорченная отмашка рукой, кулак как угроза, руки к груди как знак просьбы; · указательные – выделяют предмет в коммуникативной ситуации, ориентируют собеседника в пространстве (указание пальцем, ладонью, головой); · риторические – имеют усилительный характер, усиливают выражаемое содержание, акцентируют отдельные части высказывания, текста в целом. Риторические жесты могут подчеркивать ритмический рисунок высказывания, коммуникативно значимое членение речи (взмахи рукой, движение ладоней к аудитории); · игровые – шуточные, используемые для игры, развлечения («нос», рожки при фотографировании); · вспомогательные – жесты, используемые преимущественно в качестве физической помощи себе или собеседнику в конкретной ситуации (поддержать под руку, приложить ладонь ко лбу козырьком от солнца); · магические – используются в суеверных, магических целях (скрещивание пальцев, осенение крестным знамением). Мимика – это выразительные движения лицевых мышц. Наиболее эффективна и действенна мимика приветливости, ядром которой является улыбка. Улыбка в общении выполняет следующие функции: · характеризует улыбающегося как носителя положительных признаков, хорошего человека (об улыбающихся людях все думают хорошо); · вызывает ответную положительную эмоцию у собеседника, легко отражается; · поднимает настроение самому говорящему (функция самовоздействия); · стимулирует продолжение контакта (поэтому заставляют улыбаться продавщиц – от них тогда не хочется отходить, а ведь они стоят «при товаре»). Признак искренней улыбки – подвижность бровей в момент улыбки, если же брови неподвижны и человек улыбается одним губами – улыбка неискренняя. Жесты – динамические выразительные движения тела (не только рук). Жестовые сигналы подразделяются на: · оценочные сигналы (позитивные, негативные); · сигналы отношения; · сигналы намерений; · сигналы состояний; · риторические сигналы (усилительные, изобразительные, указательные). Эффективны сигналы положительной оценки, расположения к собеседнику. Это такие сигналы, как «раскрытие» грудной клетки, движение рук в сторону собеседника, демонстрация ладоней, любые жесты говорящего у своего лица (если его собеседник в закрытой позе), наклон головы, движения кистями вверх, наклон вперед, движения туловища вперед. Важны правильные риторические жесты, прежде всего усилительные (ритмические движения рукой, руками, указкой в такт речи). Указательные жесты следует делать ладонью, а не пальцем, иначе это выглядит как проявление агрессивности. Позы – фиксированные, статичные положения тела, принимаемые человеком. Позу можно рассматривать как застывший жест. Позы бывают открытыми, закрытыми и авторитарными. Для эффективного общения позы должны быть открытыми, ноги и руки не скрещены, а слегка разведены, грудная клетка должна быть открытой, подбородок слегка приподнят. Открытая поза демонстрирует стремление к контакту. Закрытые позы – руки и ноги скрещены, руки закрывают грудную клетку, подбородок опущен, человек стоит к собеседнику боком. Авторитарные позы демонстрируют высокий статус говорящего, его превосходство над собеседником, стремление оказать на него давление. Примеры авторитарных поз: ноги шире плеч, руки за спиной («поза армейского сержанта»), поза «руки в боки», взгляд поверх очков. Все они, как правило, призваны оказать давление на собеседника, подчинить его себе. Воспринимаются такие сигналы негативно. Интонация. Ряд исследователей относит к невербальным средствам общения интонацию, такие ее параметры, как мелодика, темп речи (быстро-медленно), тембр (высоко-низко), громкость (громко-тихо), паузы, логические ударения. Голос играет огромную роль в речевом воздействии. В соединении с интонацией, мелодикой речи он может казаться приятным и неприятным, тихим и громким, уверенным и неуверенным, вкрадчивым и агрессивным, красивым и некрасивым и т.д. От того, нравится ли он слушателям, зависит сила его воздействия. Однако основной параметр голоса, определяющий его воздействующую силу, – несомненно, громкость. Громкость голоса создает впечатление убежденности говорящего, его уверенности в своей правоте, компетентности. Часто (особенно в России) громкий голос в официальном общении рассматривается как признак высокого статуса человека, сигнал высокой должности, занимаемой им. Громкий голос также часто воспринимается как свидетельство решительности человека: он невольно заставляет слушать его обладателя. Фразы, произнесенные громко и безапелляционно, часто оказывают завораживающее действие на слушателей, лишают их возможности возразить собеседнику. Резкое повышение громкости голоса обычно усиливает воздействие на адресата. Высота голоса также относится к параметрам речевого воздействия. Если вы звоните в какую-либо фирму и вам отвечает девушка с тонким голоском, вы делаете вывод, что это девушка на побегушках. Слова Я директор фирмы, сказанные высоким мужским или женским голосом, не вызывают доверия: не возникает впечатления компетентности, надежности. Деловое общение должно вестись низким тоном.
|