Студопедия — Первый урок. При входе на первый урок музыки в первом и во всех последующих классах пусть звучит в записи одна из песен (по выбору учителя)
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Первый урок. При входе на первый урок музыки в первом и во всех последующих классах пусть звучит в записи одна из песен (по выбору учителя)






 

При входе на первый урок музыки в первом и во всех последующих классах пусть звучит в записи одна из песен (по выбору учителя), которая может стать своего рода символом музыкальных занятий в


данной школе*. После звучания этой песни учителю достаточно лишь сказать, о чём эта песня, и добавить, что она будет звучать на первом уроке каждый год, а в одном из старших классов ребята выучат её и будут петь сами.

Урок следует начать со вступительной темы – из чего состоит музы- ка: сочинение (композитор), исполнение (исполнитель), слушание (слушатель). Написанная, но не исполненная музыка – ещё не музы- ка. Написанная, исполненная, но никем не услышанная музыка – тоже ещё не вполне музыка. Настоящей музыкой (искусством как частью жизни) музыка становится лишь тогда, когда она написана, исполнена и услышана. Музыка существует для людей, а не только для тех, кто её сочиняет и исполняет.

Слова «композитор», «исполнитель» и «слушатель» ребята назо- вут сами в ответ на наводящие вопросы учителя. Неизвестно, станет ли кто-нибудь из учеников этого класса композитором или исполни- телем, но слушателями музыки будут обязательно все. Чтобы стать композитором, надо учиться; чтобы стать исполнителем, тоже надо учиться; чтобы стать хорошим, настоящим слушателем, тоже надо учиться, только, конечно, не так, как учатся будущие композиторы и исполнители.

После такого начала можно приступить к главной теме уро- ка«Три кита». Сначала можно сказать несколько слов о древней легенде про трёх китов, на которых будто бы Земля держится, и о смысле этого выражения сегодня («три кита» – три основы), затем о «трёх китах» в музыке: не называя их, учитель играет на форте- пиано (баяне или аккордеоне) простейшие образцы марша, танца и песни**. Как правило, даже по первым двум-трём тактам все сразу же понимают, что звучит марш, и тут же произносят это слово. После марша – танец и, наконец, песня. Ребята сами называ- ют всех «трёх китов» и убеждаются, что давно и хорошо с ними знакомы.

Учащиеся слушают чисто музыкальные «образы» этих трёх основ- ных, широко распространённых в жизни сфер музыки и, возможно, впервые осознают, что марш – это не обязательно движение марши- рующего под музыку человека, танец – не обязательно движение тан- цующего под музыку, песня – не обязательно то, что со словами поёт- ся. Марш, танец и песня становятся для них тремя разными типами (характерами) музыки.

Опыт показывает, что на первом уроке ребята легче и скорее определяют «китов» именно в указанном выше порядке (марш – танец – песня). Если начать с песни, то при ответе на вопрос: «Что это за музыка?» или «Какая это музыка?» – они обычно думают, что должны произнести название этой музыки (песни). Если данная песня им незнакома, они, естественно, не могут этого сделать и мол- чат. Если же песня оказалась знакомой, немедленно произнесут её название или первые слова. Сказать просто, что это песня, им не приходит в голову. С маршем таких затруднений обычно не возни-

 

* Это могут быть «Школьный вальс» И. Дунаевского, «Школьные годы» Д. Кабалевского и др. В дальнейшем на протяжении всей первой четверти вход на урок и выход после урока под «Марш» С. Прокофьева.

** Эти образцы должны быть обязательно сыграны, а не спеты, иначе все они превратятся в песню.


кает. После звучания танца всегда говорят (в зависимости от того, что прозвучало): «вальс» или «полька». На повторный вопрос учи- теля: «А что такое вальс и полька?» – обязательно ответят:

«Танец!»

Исполнение русской народной песни «Во поле берёза стояла» и

«Песни о школе» (по одному куплету) на первом уроке должно быть лишь намечено. Добиваться с самого же начала занятий интонаци- онной точности надо очень осторожно, без нажима. Тем более не следует останавливать внимание на учащихся, интонирующих осо- бенно нечисто. Надо учитывать, что мелкое для учителя замечание может обернуться большим огорчением для ученика, а начинать занятия искусством с огорчений нельзя. Главная задача урока – помочь ребятам ощутить разницу в характере музыки марша, танца и песни.

«Три кита» – определение простейших образцов самими учащими- ся.

«Во поле берёза стояла» (русская народная песня)– разучивание и исполнение в ансамбле с учителем.

«Песня о школе» Д. Кабалевского – разучивание.

«Итальянская полька» С. Рахманинова – слушание и исполнение в ансамбле с учителем.

«Марш» С. Прокофьева – слушание.

 







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 455. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия