ТРЕТЬЯ ЧЕТВЕРТЬ
КУДА ВЕДУТ НАС «ТРИ КИТА»
Первый урок*
О том, что выразительность и изобразительность в музыке чаще всего существуют не порознь, а вместе, уже говорилось в пояснениях к шестому уроку второй четверти. Это, разумеется, не означает, что в любом музыкальном произведе- нии обязательно существуют и выразительность, и изобразительность. Но если в таких, например, сочинениях, как «Полюшко» или «Попутная песня», мы ясно слышим изобразительное добавление (цокот копыт, перестук колес) к выразительным песенным мелодиям и можем даже практически отделить одно от другого (спеть мелодию без сопровождения, а сопровождение сыграть без мелодии), то во мно- гих других случаях эти две стороны музыки нельзя отделить друг от друга даже условно. К таким сочинениям относится, например, «Резвушка», где один голос, из которого эта пьеса состоит, одновре- менно и выражает весёлое настроение девочки, и изображает её непрерывную, резкую, подпрыгивающую походку, почти танец. То же можно сказать и о заключительном хоре из оперы М. Коваля «Волк и семеро козлят» (в этой музыке объединяются и песня, и танец, и марш). Музыка здесь одновременно и выражает беспечно веселый нрав козлят, и изображает их весёлый танец с подпрыгива- нием и притоптыванием. Всё это говорится здесь в первую очередь, конечно, для учителя, чтобы его не смущало то обстоятельство, что про одну и ту же музыку иногда одни ребята будут говорить, что она что-то «выражает», а дру- гие – что она что-то «изображает». И те и другие могут оказаться правы, хотя и не полностью, хотя и односторонне. В пьесе «Упрямый братишка» обратить внимание на то, что это музыка без слов, но кажется, будто упрямец много раз повторяет хоть и по-разному, но одно и то же слово, будто обязательно хочет настоять на своём, не поддаётся никаким уговорам. «Мы шагаем» – исполнение. «Упрямый братишка» Д. Кабалевского – слушание. «Семеро козлят» – заключительный хор из детской оперы «Волк и семеро козлят» М. Коваля – разучивание. Марш из 2-й части Второй симфонии П. Чайковского – слушание.
|