Третий урок. Куда ведёт нас песня? То, что песня ведёт нас в самые разные обла- сти музыки, должно было стать ясным уже на прошлом уроке
Куда ведёт нас песня? То, что песня ведёт нас в самые разные обла- сти музыки, должно было стать ясным уже на прошлом уроке. Но, поскольку там речь шла о всех «трёх китах», сейчас надо подчер- кнуть, что ближайшие два урока мы будем наблюдать только за пес- ней, за тем, куда именно она поведёт нас. Основное внимание должно быть сосредоточено на различии харак- теров песен, которые прозвучат в классе. Особую важность приобре- тает здесь вопрос о связи характера музыки с характером её исполне- ния. Колыбельную песню Мамы-козы из оперы М. Коваля ребята должны петь так мягко и ласково, словно их пение действительно может убаюкать любимого малыша. Песня «Во поле берёза стояла» в исполнении ребят должна прозву- чать по-разному: от плавного, спокойного звучания (как хоровод) до быстрого, огневого. Такое исполнение песни поможет ребятам просле- дить за изменением её характера от куплета к куплету, а потом они услышат, как в симфонии Чайковского эта песня превратится в «сим- фоническую мелодию», звучащую то мягко и нежно, то печально, то быстро и тревожно, сопровождаясь тяжёлыми ударами барабана, то мелькая в разных голосах, набегающих, как волны, один на другой. Тема Мамы-козы – исполнение. Тема Всезнайки – разучивание. Тема Болтушки – слушание и участие в исполнении. «Во поле берёза стояла» – песня, фортепианная пьеса – исполне- ние в ансамбле с учителем. Финал Четвертой симфонии П. Чайковского (фрагмент) – слуша- ние.
|