Седьмой урок
В центре этого и следующего уроков – марш. Обратить внимание ребят на то, что музыка всех маршей (за исключением, конечно, кава- лерийских) передаёт шаг идущего человека, его поступь, его движе- ние: иногда чуть убыстрённое – в спортивных маршах, иногда замед- ленное – в маршах торжественных и траурных, спокойное – в обычном, походном марше (даже «игрушечные марши» изображают хоть и игру- шечный шаг, но всё-таки это «игрушки-люди»). Поэтому марш, мар- шевая поступь появляется всюду, где есть человек, где о человеке рассказывается. Без маршей нет, кажется, ни одной оперы, ни одного балета. Пусть сами ребята придут к выводу, что в опере это чаще всего марш песенного характера, в балете – марш танцевального характера. Самой важной и непростой задачей этого урока (и, пожалуй, всех прошедших занятий) будет сопоставление двух маршей в фортепиан- ном звучании: из оперы «Кармен» и из балета «Щелкунчик». Зная уже к этому времени, что песня ведёт нас в оперу, а танец в балет, ребятам надо так внимательно вслушаться в эти два марша, чтобы почувствовать (именно почувствовать, а не умозрительно понять), какой марш из балета и какой из оперы. Важно, чтобы они ощутили танцевальный характер одного из них и песенный характер другого. Это будет своего рода генеральным испытанием того, насколько глу- боко в их эмоциональном восприятии складывается представление о песенном, танцевальном и маршевом характере музыки. «Марш Тореадора» из оперы «Кармен» Ж. Бизе и «Марш» из бале- та «Щелкунчик» П. Чайковского – слушание. Тема Малыша из оперы «Волк и семеро козлят» – разучивание.
|