Третий урок. Продолжая тему прошлого урока, нужно стремиться к тому, чтобы ребята более свободно определяли построение (форму) про- изведения
Продолжая тему прошлого урока, нужно стремиться к тому, чтобы ребята более свободно определяли построение (форму) про- изведения, количество частей, составляющих его, и характер этих частей. Обратить внимание также на то, что им уже встречались сочинения одночастные, двухчастные и трёхчастные. С точки зрения естественных закономерностей детского восприятия, а не терминологии из курса музыкальных форм возможно и необходи- мо определять как одночастную форму песни, содержащие один музыкальный образ, написанные в едином, не изменяющемся характере, например «Крокодил и Чебурашка», «Перепёлочка», «Во поле берёза стояла»; как двухчастную форму – все песни, состоящие из заметно отличающихся друг от друга частей, напри- мер «Монтёр», «Калинка» (запев и припев). «Калинку» желатель- но исполнять на этом уроке в полном виде, т. е. с медленной первой частью (её играет один учитель) и с быстрой второй (её ребята исполняют в ансамбле с учителем – четырёхручие, ложки, бубны и др.). В «Танце с кубиками», представляющем собой ярко выраженную трёхчастную форму, ребятам будет интересно обнаружить марше- вую поступь в крайних частях, контрастно отличающихся от средней танцевальной части. Разумеется, что все разговоры о построении (формах) сочинений должны опираться на живое звучание близких ребятам образных музыкальных произведений и ни в коем случае не быть похожими на сухую теорию музыки. Это должно быть лишь очередным этапом накопления учащимися слухового и исполнительского опыта, раз- вития их способности слышать музыку, исполнять её и размыш- лять о ней. «Крокодил и Чебурашка» (марш, полька) – разучивание и испол- нение. «Перепёлочка» – исполнение. «Танец с кубками» – слушание. «Монтёр» – исполнение. «Калинка» – слушание и исполнение в ансамбле с учителем.
|