Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ТРЕТЬЯ ЧЕТВЕРТЬ. Музыка – искусство, которое раскрывается перед слушателем в движении, постепенно, шаг за шагом (звук за звуком)





РАЗВИТИЕ МУЗЫКИ

 

Первый урок*

 

Музыка – искусство, которое раскрывается перед слушателем в движении, постепенно, шаг за шагом (звук за звуком). Поэтому нет музыки без развития, даже когда она стремится изобразить полный покой, неподвижность.

Музыку куплетной формы (песни), где, казалось бы, само по себе многократное повторение одного и того же неизменного куплета пре- допределяет отсутствие развития, мы исполняем по-разному и в зави- симости от текста куплетов. Наглядным примером тому может слу- жить песня «Почему медведь зимой спит». В первом куплете нарисо- вана картина спокойного леса; медведь тихо идёт домой, в свою бер- логу. Таким же спокойным должно быть и звучание музыки. Но в самом конце первого куплета – происшествие: медведь наступил лисе на хвост. В жизни лесных обитателей переполох, шум, гам. Так же должна прозвучать и музыка: быстро, взволнованно, шумно. А в тре- тьем куплете медведь залез в берлогу, заснул, и в лесу стало спокой- нее – музыка в этом куплете исполняется тише и спокойнее, чем в первом куплете. Это яркий пример исполнительского развития музыки (композитор сочинил для трёх куплетов одинаковую музыку, но исполнение самими ребятами внесло в неё развитие, движение, изменение характера).

По-разному можно исполнить и попевку, предложенную на этом уроке: сначала спеть про спокойных ребят, потом – про непосед, затем они прозвучат одновременно, и одна и та же музыка будет вос- приниматься по-другому – две группы разных по характеру ребят как бы спорят друг с другом.

Теперь разберёмся в сказке, в которой развитие имеется в самой музыке, независимо от её исполнения, как это бывает обычно в куплетной песне.

Если мы прочитаем (без музыки) сказку «Петя и волк», то увидим, что в сказке этой происходят различные события, действующие лица совершают разные поступки, меняется их настроение, они вступают друг с другом то в дружественные переговоры, то в споры и т. д. и т. п. Всё это и называется развитием. Но если такое развитие есть в тек- сте сказки, то оно, разумеется, есть и в музыке, написанной на текст

 

* Вход на урок под музыку «Марша» Т. Хренникова, выход из класса после урока под «Марш» Ф. Шуберта.


этой сказки. Музыка выражает всё, что чувствуют и думают Петя, дедушка, охотники и другие действующие лица сказки (Прокофьев

«очеловечивает» зверей в своей сказке: они «по-человечески» разго- варивают с Петей и друг с другом, поэтому в их музыке всегда есть и выразительные интонации, словно бы это люди, и интонации изобра- зительные – птичка чирикает, кошка крадётся, волк лязгает зубами, утка крякает и т. п.).

Надо предложить ребятам проследить за развитием музыки в прокофьевской сказке, опираясь на понимание того, что такое «зерно- интонация».

Начать с Пети – определить интонацию, из которой выращена его мелодия, проследить, как она видоизменяется (развивается) на про- тяжении всей сказки в зависимости от событий, происходящих в ней; как Петя из беззаботного мальчика превращается в героя-пионера (развитие темы, начатой в первом классе). Внимательно вслушаться в основные эпизоды Петиной музыки: от начала сказки, где настрое- ние спокойное, весёлое, бодрое, не предвещающее никаких серьёзных событий (обратить внимание на то, как в Петиной музыке сочетаются элементы песни, танца и марша), до заключительного общего шествия- марша, выросшего из Петиной мелодии (Петя – герой!).

В «Марше» Ф. Шуберта надо так же выделить главную интонацию и проследить за её развитием.

«Почему медведь зимой спит» Л. Книппера – разучивание.

«Разные ребята» – исполнение.

«Петя и волк» С. Прокофьева (развитие темы Пети) – слушание.

«Марш» Ф. Шуберта – слушание.

 

Второй урок*

 

В игровой попевке «Игра в слова» ребята обнаружат ещё один из приёмов развития музыки. Необходимо добиваться очень яркого кон- траста между доступной данному классу громкой звучностью (без форсировки!) и звучностью еле слышимой. В конце последней фра- зы – «мыши зашуршали» – перейти на речевой шёпот, растягивая звук «ш», и на последнем слоге («шат») сделать произвольное глис- сандо вниз. Разумеется, добиться всего этого можно лишь постепен- но, на протяжении нескольких уроков. В сказке «Петя и волк» ребя- та могут проследить, как сопоставление и столкновение различных тембров, связанных с действующими лицами симфонической сказки, способствует развитию музыки.

«Разные ребята» – исполнение.

«Игра в слова» (попевка) – разучивание.

«Петя и волк» – развитие тем Пети, птички и утки – слушание.

«Почему медведь зимой спит» – исполнение.

 







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 494. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия