Седьмой-восьмой уроки
Обобщение тем, пройденных в течение года. Прежде всего надо сосредоточить внимание на проверке степени усвоения ребятами смысла таких широкоохватных понятий, как «песенность», «танцевальность», «маршевость»; восприятия и пони- мания интонации и развития как основ всей музыки вообще (а не осо- бенностей данных, выученных в классе сочинений); осознания ука- занных в программе типов построения музыкальной формы как неких общих закономерностей развития. Пусть ребята попытаются выяснить (с помощью учителя), что же всё-таки помогает им уже при первом прослушивании воспринимать музыкальное произведение и даже запоминать его (конечно, не наи- зусть, звук за звуком, а в общих чертах). Во-первых, это узнавание прозвучавшей ранее, т. е. уже знакомой музыки, а во-вторых – появление новой музыки, чем-то отличающей- ся от той, которая только что прозвучала. Чем больше отличается одна часть от другой, тем легче нам их сравнивать и тем легче воспри- нимается и запоминается всё сочинение. Куплетную песню, напри- мер, мы легко воспринимаем и запоминаем благодаря тому, что запев отличается от припева, трёхчастную форму – благодаря различию между крайними частями и средней частью, форму рондо – благодаря различию между главной темой и эпизодами, вариационную форму – благодаря изменениям основной темы в каждой вариации. (Вариационная форма – пример того, что сходство и различие прояв- ляются одновременно: в каждой вариации одна и та же тема, но по-разному звучащая.) Если бы в музыке не было повторений знакомых мелодий, эпизо- дов, целых частей и не было бы мелодий, эпизодов, частей новых, контрастных, вся музыка казалась бы нам расплывчатой, рыхлой, бесформенной и нам было бы трудно и неинтересно её слушать.
|