Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК ГУМАНИТАРНАЯ НАУКА





 

Вопросы к практическому психологу

Эти вопросы можно задать самому себе или своим коллегам. В них заключается основное содержание книги.

I

  1. Видите ли вы свою задачу в том, чтобы диагностировать и скорректировать личность?
  2. Связываете ли вы успех в своей работе с усовершенствованием методов психодиагностики и психокоррекции?
  3. Считаете ли вы, что от прогресса в развитии технологии психодиагностики и психокоррекции зависит возможность психологического проникновения во внутренний мир личности?
  4. Думаете ли вы, что психолог должен руководствоваться, в первую очередь, объективными показателями?
  5. Складывается ли у вас цельный образ личности из совокупности объективных показателей?
  6. Какова роль вашего внутреннего опыта и интуиции в постановке диагноза и коррекции личности?

II

  1. Видите ли вы свою задачу в том, чтобы помочь человеку самоактуализироваться?
  2. Относитесь ли вы к своему клиенту как к равноправному собеседнику?
  3. Разделяете ли вы принцип "безусловного принятия" собеседника?
  4. Способны ли вы к такому принятию любого человека (в том числе лжеца, негодяя, преступника и т.п.)?
  5. Высказываете ли вы в общении с клиентами свои нравственные оценки их поступков?
  6. Разделяете ли вы идею "относительности" добра и зла?
  7. Считаете ли вы, что все возможности человека должны актуализироваться?
  8. Не вступает ли ваш клиент в панибратские отношения с вами?
  9. Сопереживаете ли вы всему тому, что выслушиваете?
  10. Испытываете ли вы чувство усталости и душевного истощения в общении с клиентами?
  11. Говорит ли ваш опыт о возможности вполне понять человека путем вчувствования в его внутренний мир?
  12. Забываете ли вы себя в общении с собеседником?
  13. Знакомо ли вам чувство открытия за внешним обликом человека совсем иного Лица: Лика, очищенного от всего случайного и затемняющего эстетически целостный образ?
  14. Если "да", проявляется ли это Лицо в процессе вашего общения с человеком?
  15. Отвечают ли вашему уму и сердцу понятия наличное "Я" и духовное "Я"?

III

  1. Видите ли вы свою задачу в том, чтобы помочь пробуждению в человеке его "духовного Я"?
  2. Различаете ли вы во внутренней речи собеседника голоса наличного "Я" и духовного "Я"?
  3. Если "да", поддерживаете ли в общении голос духовного "Я" собеседника?
  4. Помогаете ли вы человеку, находящемуся в конфликте со своим духовным "Я", осознать этот конфликт?
  5. Стараетесь ли вы поддержать голос совести человека, если его душевный дискомфорт связан с нравственным нарушением?
  6. Высказываете ли вы свою нравственную оценку поступков собеседника?
  7. Если "да", какими критериями вы руководствуетесь?
  8. В ситуации такой нравственной оценки не нарушается ли ваш контакт с собеседником?
  9. Не распространяется ли оценка поступков человека на ваше отношение к его личности?
  10. Не является ли такого рода оценивание "навязыванием" человеку вашей точки зрения?
  11. Часто ли вы слышите от консультируемых радостный возглас: "Я и сам так чувствую (думаю и т.п.)"?
  12. Различаете ли вы "моральный" и "нравственный" уровни оценивания поступков?
  13. Сохраняете ли вы свою позицию в диалоге?
  14. При осознании собеседником нравственной альтернативы не мешаете ли вы его свободе выбора?
  15. Испытываете ли вы чувство сопереживания собеседнику?
  16. Если "да", относится ли оно преимущественно к наличному "Я" или к духовному "Я" собеседника?
  17. Сопереживая состояниям наличного "Я" человека, не "увязаете" ли вы в них?
  18. Способны ли вы "отстраиваться" от негативных душевных состояний собеседника, смотреть на них "со стороны"?
  19. В ситуациях эмоциональных "взрывов" протеста, недовольства, обвинений со стороны консультируемого удается ли вам сохранить душевное спокойствие и расположение к нему?
  20. Если вам удается сохранить позицию объективности и беспристрастности, не нарушает ли это ваш контакт с консультируемым?
  21. Не вырабатываются ли у вас определенные стереотипы в работе, "классификации" случаев, готовые фразы и афоризмы?
  22. Предпочитаете ли вы творческий процесс, "экспромт" проторенным путям?
  23. Стремитесь ли вы подвести собеседника к найденному вами решению его проблемы?
  24. Является ли для вас процесс консультирования драмой с неизвестной развязкой?
  25. Часто ли ваши собеседники приходят к разрешению жизненных проблем самостоятельно?
  26. Часто ли такие самостоятельные решения бывают неожиданными для вас?
  27. Возникает ли у вас чувство превосходства над своими собеседниками?
  28. Обогащает ли вас духовно общение с вашими собеседниками?
  29. Меняется ли характер и стиль вашей речи от одного собеседника к другому?
  30. Если "да", являются ли эти изменения преднамеренными или спонтанными?
  31. Находите ли вы контакт с людьми различных мировоззрений и религиозных исповеданий?
  32. Не возникает ли у вас соблазн скорее "продвинуть" собеседника в духовном плане, "просветить" его?
  33. Внимательны ли вы к конкретному "запросу" консультируемого, пусть самому незначительному с вашей точки зрения?
  34. Возникают ли у вас личностные взаимоотношения с консультируемым (симпатии, привязанности, дружбы и т.д.)?
  35. Характерны ли для вашей деятельности проблемы "переноса"?
  36. Если "да", как вы разрешаете эти проблемы?
  37. Что более характерно для вас: эмоциональный контакт с собеседником или контакт в плане сознания и сотворчества?
  38. Испытываете ли вы в процессе общения с консультируемым творческий подъем, воодушевление?
  39. В конце рабочего дня (сеанса) вы чувствуете усталость или бодрость?
  40. Уверены ли вы в том, что нашли свое призвание в работе практического психолога?1

Каждую из трех частей этого опросника можно условно обозначить так: I - "технологизм"; II - "гуманистическая ориентация"; III - "диалогическая ориентация". Основная часть вопросов каждой группы, переведенная в утвердительную форму, выражает характерные черты данной ориентации. Но несколько вопросов I и II групп носят переходный характер, открывающий возможность осознания проблем, неразрешимых в рамках данной ориентации и требующих перехода к иным принципам. "Ключом" к развертыванию диалога по этим проблемам и является эта книга.

Последняя, наиболее развернутая группа вопросов носит откровенно "наводящий" характер. По существу это вопросительная форма выражения основных принципов диалогического общения. Психологическое консультирование выступает здесь в роли наипростейшей составляющей различных областей практической психологии.

Этот вопросник служит введением в диалог, он - не диагностический, а диалогический, поэтому вопросник принципиально не формализуется. Вопросы можно варьировать, число умножать или сокращать в зависимости от условий и целей, для которых он используется.

Способы использования вопросника также можно варьировать. Допустимо задавать вопросы устно, чтобы видеть реакции собеседника. Письменное заполнение вопросника иногда предваряет беседу консультанта, уже ознакомившегося с ответами. Разрешается усложнять вопросник, вводя показатели степени утвердительных и отрицательных ответов (от "безусловно нет" до "безусловно да"). Кроме того, можно ввести два ряда ответов: "желаемое" и "действительное" и т.д.

Одна из задач диалогического вопросника - подготовка практического психолога "проблемно-диалогическим" методом как для индивидуальной работы, так и для групповой. Оптимальная цель такой подготовки - передача опыта диалогического общения в практике диалога.

Можно ответить на эти вопросы до и после прочтения книги, а потом еще через некоторое время. Сравнение ответов покажет, есть ли продвижение в диалоге.

Культура есть среда, растящая и питающая личность;
но если личность в этой среде голодает и задыхается,
то не свидетельствует ли такое положение вещей о
каком-то коренном "не так" культурной жизни?
П. А. Флоренский







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 375. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...


Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...


Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия