Свойства согласных звуков НЯ
1. Глухие щелевые согласные поизносятся с большим мышечным напряжением=>большая сила выдоха 2. Артикуляция напряженных глухих p t k сопровождается резким дыхательным толчком и характеризуются придыханием. Придыхание особенно сильно в ударных слогах, но отсутствует в без ударном положении и отсутствует в сочетании sp st. 3. Немецкие сонорные согласные поизносятся напряженно и длительно, при чем напряженность и длительность характерна и в безударных слогах. 4. Немецкие шумные согласные отличаются меньшим шумным напряжением. Голосовые связки менее активные, после глухих согласных, а так же в начале слова немецкие согласные поизносятся полузвонко. 5. Отсутствует палатализация. Но k g после гласных перед него ряда слегка смягчается. 6. Отсутствует веляризация (ы образная окраска)
Звуки в потоке речи: Слог- наименьшая единица. Щерба: один импульс мускульного усилия и характеризуется нарастанием интенсивности артикуляции со следующий спадом. Максимальное напряжение-вершина слога, ее образует гласный. Гласные звуки слогообразующий. Слог может быть: гласным, в сочетании с согласными. В НЯ при быстром темпе речи редуцированный э часто исчезает и слогообразующим становится сонант.
Различают открытые и закрытые.
Правила слогоделения: 1. Согласный после краткого гласного образует один слог 2. Если за кратким гласным следует 2 согласных, то они принадлежат к разным слогам. 3. Согласный после долгого гласного входит в состав следующего слога 4. Если после долгого гласного стоит гласный то граница слога проходит между ними Ударение в слове Выделение может осуществляться разными способами- более интенсивной артикуляцией- силовое ударение. Удлинение гласного ударного слога- квантитативное ударение. Изменение высоты звука- музыкальное ударение. Силовое с элементами музыкального. По положению ударного слога- ударение в НЯ свободное. Ударение не подвижное. Ударение в сложных словах- каждый компонент имеет ударение. Части сложного слова, имеют ударение различной силы. Главное ударение и побочное. Главное ударение падает на определяющую часть сложного слова, а определяемая часть имеет второстепенное ударение. Тип ударения зависит от смысловых отношений его компонентов. Различают сложные слова с 3 типами ударения: 1. Сложные слова имеющие главное ударение на первой части, а второстепенное ударение на второй части=>падающие ударение (самое распространенное в НЯ) 2. Не многочисленные слова, в которых определяющим является второй компонент и главное ударение падает на втрой компонент, а второстепенное ударение падает на первую часть=>повышающиеся ударение. 3. Равносильное- компоненты сложного слова получают ударение одинаковой силы
Ассимиляция: 1. Прогрессивная (предыдущему) 2. Регрессивная (по следующему) В НЯ регрессивная ассимиляция осуществляется только по глухости
Ассимиляция осуществляется на стыке морфем и слов.
Чередование фонем: Способность фонем заменить друг друга в пределах одной морфемы. Выделяются фонетические (обусловлены фонетическими причинами, в конце слова Tag-Tage) и исторические чередования (не обусловлены, свойственны глаголам lesen- lass)
Интонация складывается из: фразового ударения, мелодики, пауза, темпа, тембра=> они взаимосвязаны. Функции: 1. Оформляются типы предложения 2. Членение предложения 3. Передается степень важности слов (служебные и знаменательные слова) 4. Интонация связана с грамматикой 5. Средство передачи эмоции (главную роль играет тембр)
Фразовые ударения: 1. Главное ударение 2. Второстепенное 3. Усиленное ударение Разная сила ударения используются для различения главных и служебных слов. Особенности: 1. Число неударных слов в НЯ гораздо больше чем в РЯ и АЯ 2. В простом нераспространенном повествовательном предложении усиленное ударение стоит на сказуемом. При этом связки и вспомогательные глаголы ударения не имеют. 3. Если простое распространенное предложение содержит ряд второстепенных членов то фразовое ударение падает на последний член предложения 4. Разновидностью фразового ударения является логическое и эмфатическое ударение
Членение предложения: 1. Всегда в одну синтагму входит определение с определяемым словом 2. Сказуемое с прямым дополненеим и сказуемое с обстоятельством образа действия при прямом порядке слов- входят в одну синтагму 3. Второстепенный член предложения занимающий 1 место при инверсии выделяется в отдельную синтагму. 4. Группа из двух и более однородных членов всегда имеет более сильное ударение на отдельном компоненте 5. Группа подлежащего, выраженная сущ. с рядом определения, образует самостоятельную синтагму 6. Подлежащее (сущ) часто отделается от именного сказуемого как самостоятельная синтагма 7. В зависимости от места в предложении синтагмы делятся на 2 группы: начальные и срединные (прогредиентные), конечные
Мелодика - изменение высоты тона 3 мелодических типа (Отто Ессен): 1. Завершающая мелодика- падение тона на заударных слогах 2. Мелодика незавершенности- высказывание не закончено, все заударные слоги поизносятся на той же высоте, что и предшествующий ударный слог 3. Вопросительная мелодика- значительное повышение тона на заударных слогах, последний за ударный слог поизносится выше предыдущего
При помощи мелодики оформляются различные коммуникативные типы предложения: 1. Повествовательном предложение (содержит законченное сообщение, понижающая мелодика) 2. Побудительное предложение (не отличается от повестовательного) 3. Вопросительное (различные оформления: вопросительное предложение без вопросительного слова=>интеррогативная мелодика- скачок тона вверх; с вопросительным словом=>мелодика совпадает с мелодикой повестовательного предложения-мелодика завершенности, при переспросе мелодика меняется=>вопросительная мелодика; сложное предложение- границы знаки препинания, паузы и соответствующая мелодика: -спп- мелодика незавершенности начальной синтагмы,как у придаточного, так и главного предложения) -ссп- двоякая оформлен носить начальной синтагмы, как мелодика завершенности, так и незавершенности-это зависит от самостоятельности предложения, -альтернативный вопрос- 2 предложения с союзом oder-сочетание незавершенной и завершен ной мелодики. Иногда альтернативный вопрос может оформляться вопросительной мелодикой и в 1 и 2 части, если часть альтернативного вопроса менее тесно связана между собой -обращение в начале предложения- оформляются в отдельную синтагму с восходящей и нисходящей мелодикой. Обращение в середине или в конце=>в отдельную синтагму/ входит в одну синтагму с предшествующей частью предложения. Обращение в конце предложения- с мелодикой незавершенности в конце
|