Студопедия — ТЕОСОФСКИЙ СЛОВАРЬ 7 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ТЕОСОФСКИЙ СЛОВАРЬ 7 страница






БХУР-ЛОКА (Санскр.) Одна из 14 лок, или миров, в индусском Пантеизме; наша Земля.

БХУРАНЬЮ (Санскр.) "Быстроходный" или скорый. Употребляется относительно метательного оружия - тождественен также греческому Форонею.

БХУТА-САРГА (Санскр.) Элементальное или начальное Творение, то есть когда материя была несколькими степенями менее материально, чем теперь.

БХУТАДИ (Санскр.) Элементарные субстанции, начальная и зародышевая сущность элементов.

БХУТЕТА (Санскр.) Или Бхутешвара; букв., "Владыка существ или существующих жизней". Имя относящееся к Вишну, Браме и Кришне.

БХУТЫ (Санскр.) Бхута: Духи, фантомы. Называть их "демонами", как это делают востоковеды, неправильно. Ибо, если, с одной стороны, бхута есть "злой дух, появляющийся на кладбищах, скрывающийся в деревьях, оживляющий тела мертвых и обманывающий и пожирающий людей", в народном воображении, то в Индии, Тибете и Китае под бхутами понимают также "еретиков", пачкающих свои тела пеплом, или аскетов шайва (Шиву в Индии считают Царем бхутов).

БХУХТАВИШИА (Санскр.) Искусство изгнания, лечения и исцеления демонической одержимости. Букв., "знание Демонов" или "Духов".

БЫК ПАЦИС. Божественный Бык Гермеонта, посвященный Амуну-Гору; Бык Нетос Гелиополя посвящен Амуну-Ра.

БЫТИЙНОСТЬ Термин, созданный теософами, чтобы точнее перевести сущность непереводимого слова Сат. Последнее не означает "Бытие" (Being), ибо оно заключает в себе чувствующее осознание или какое-то сознание существования. Но так как термин Сат относится исключительно к абсолютному Принципу, к всемирному, неизвестному и вечно непостижимому Присутствию, которое философский Пантеизм постулирует в Космосе, называя его основным корнем Космоса и самим Космосом, - "Бытие" не является подходящим словом для его выражения. Поистине, последнее не есть даже, как переведено некоторыми востоковедами, "непостижимая Сущность", ибо оно не более Сущность, чем не-Сущность, но обе вместе. Это есть, как сказано, абсолютная Бытийность - а не Бытие, - одно без второго, неразделенное и неделимое Все - корень всей Природы, видимой и невидимой, объективной и субъективной, доступный ощущению высшей духовной интуицией, но никогда не поддающейся полному постижению.

БЭКОН Роджер. Францисканский монах, известный как адепт Алхимии и Магических Искусств. Жил в тринадцатом веке в Англии. Он верил в философский камень так, как верят в него все адепты Оккультизма, а в философскую астрологию. Его обвиняют в изготовлении бронзовой головы, которая, имея скрытый внутри акустический аппарат, казалось произносила предсказания, что было словами, произносимыми им самим в другой комнате. Он был замечательным физиком и химиком, и ему приписывают изобретение пороха, хотя он говорил, что узнал этот секрет от "Азиатских (Китайских) мудрецов".

БЭЛ (Халд.) Самый старший и могущественный бог Вавилонии, - одно из древнейших триединств: Ану (см.); Бэл, "Владыка Мира", отец богов, Создатель и "Владыка города Нипур"; и Хэа, творец судьбы, Владыка Глуби, Бог Мудрости и эзотерического Знания, и "Владыка города Эриду". Жена Бэла, или его женский аспект (Шакти), была Бэлата, или Бэлтис, "матерь великих богов" и "Госпожа города Нипур". Первоначально Бэла называли также Эну, Элу и Капту (см. труд Г. Смита "Chaldean account of Genesis"). Его старшим сыном был Лунный Бог Син (имена которого были также Ур, Агу и Иту), который являлся главным божеством города Ур, названного в честь него одним из его имен. Ур был местом рождения Авраама (см. "Астрология"). В ранней религии Вавилонии Луна была, подобно Соме в Индии, мужским, а Солнце - женским божеством. И это привело почти каждый народ к большим братоубийственным войнам между поклонниками луны и солнца, т.е. - к борьбе между Лунной и Солнечной Династиями - Чандра и Сурья-вакша в древней Арьяварте. То же, в меньшем масштабе, мы находим у семитских племен. Авраам и его отец Терах изображены переселяющимися из Ура и уносящими с собой своего лунного бога (или его отпрыска); ибо Иегова Элохим или Эл - иная форма Элу - всегда был связан с луною. Именно еврейская лунная хронология ввела европейские "цивилизованные" народы в грубейшие ошибки и заблуждения. Меродах, сын Хэа, позже стал Бэлом и почитался в Вавилоне. Другой его эпитет, Бэлас, имеет множество символических значений.

БЭЛ ШЕМЕШ (Халд., Евр.) "Владыка Солнца", название Луны в течение того периода, когда евреи становились поочередно поклонниками солнца и луны, и когда Луна была мужским, а Солнце - женским божеством. Этот период охватил время между аллегорическим изгнанием Адама и Евы из Эдема вплоть до не менее аллегорического Ноева потопа. (См. "Тайн. Докт.", I, с. 490.)

БЭС (Егип.) Фаллический бог, бог похоти и наслаждения. Он представлен стоящим на лотосе, готовым пожрать свое потомство (Абидос). Довольно современное божество чужеземного происхождения.

 

ВААЛ (Халд., Евр.) Ваал или Адон (Адонай) был фаллическим богом. "Кто взойдет на холм (высокое место) Господа; кто станет на место его Кадушу (см.)?" (Псалмы, ХХIV, 3). "Круговая пляска", совершавшаяся Царем Давидом вокруг ковчега, была пляской, предписанной Амазонкам в Мистериях, пляской дочерей Силомских ("Кн. Судей", ХХI, и след.), и тем же, что и прыжки пророков Ваала ("I Кн. Царств", ХVIII). Его звали Ваал-Цефоном или богом крипты ("Исход"), и Сетом или столбом (Фаллос), ибо он был тем же, что и Аммон (или Ваал-Хаммон) Египта, прозванный "сокрытым богом". Тифон, прозванный Сетом, великий бог Египта во время ранних династий, есть аспект Ваала или Аммона, также как и Шивы, Иеговы и других богов. Ваал, в одном смысле, есть все-уничтожающее Солнце, огненный Молох.

ВАДЖРА (Санскр.) Букв., "алмазная палица" или скипетр. В индусских сочинениях - скипетр Индры, сходный с молниями Зевса, которым это божество, бог грома, поражает своих врагов. Но в мистическом Буддизме это магический скипетр Жрецов-Посвященных, заклинателей духов и адептов - символ обладания Сиддхами или сверхчеловеческими силами; этот скипетр во время определенных церемоний находился в руке жрецов и теургов. Это также символ власти Будды над злыми духами или элементалами. Обладателя этого скипетра называют Ваджрапани (см.).

ВАДЖРАДХАРА (Санскр.) Верховный Будда у северных буддистов.

ВАДЖРАПАНИ (Санскр.) или Манджушри, Дхиани-Бодхисаттва (как духовное отражение или сын Дхиани-Будд на земле), рожденный непосредственно из субъективной формы существования; божество, которому профаны поклоняются как богу, а Посвященные - как субъективной Силе, истинная природа которой известна лишь и объясняется высшими Посвященными Школы Йогачарья.

ВАДЖРАСАТТВА (Санскр.) Имя шестого Дхиани-Будды (которых в народном Северном Буддизме лишь пять) в школе Йогачарья, - последняя насчитывает семь Дхиани-Будд и столько же Бодхисаттв - "сынов разума" первых. Поэтому востоковеды относятся к Ваджрасаттве как к "вымышленному Бодхисаттве".

ВАДЖРАЧАРЬЯ (Санскр.) Духовный ачарья (гуру, учитель) йогачарьев, "Верховный Учитель Ваджры".

ВАЙБХАЧИКИ (Санскр.) Последователи "Вибхача Шастры", древняя школа материализма; философии; утверждавшей, что никакое ментальное представление не может быть образовано иначе, как только с помощью непосредственного контакта между умом (через такие чувства, как зрение, осязание, вкус, и т.д.) и внешними объектами. Вайбхачики существуют в Индии и по сей день.

ВАЙВАСВАТА (Санскр.) Имя Седьмого Ману, праотца расы после потопа, или нашего пятого человеческого рода. Предполагаемый сын Сурьи (Солнца), он, после того как спасся в ковчеге (построенном по указу Вишну) от Потопа, стал отцом Икшваку, основателя солнечной расы царей. (См. "Сурьяванша".)

ВАЙДЖАЙАНТИ (Санскр.) Магическое ожерелье Вишну, которое имитируют определенные Посвященные среди храмовых браминов. Оно сделано из пяти драгоценных камней, каждый из которых символизирует одну из пяти стихий нашего Круга: а именно, из жемчуга, рубина, изумруда, сапфира и алмаза, или воды, огня, земли воздуха и эфира, называемых "совокупностью пяти стихийных зачатков", - хотя слово "сил", возможно, более правильно, чем "зачатков".

ВАЙДХАТРА (Санскр.) То же, что Кумары.

ВАЙДЬЮТА (Санскр.) Электрический огонь, то же, что Павака, один из трех огней, которые, при делении, образуют сорок девять мистических огней.

ВАЙКУНТХА (Санскр.) Одно из имен двенадцати великих богов, отсюда Вайкунтхалока, обитель Вишну.

ВАЙКХАРИ ВАК (Санскр.) То, что произносится; одна из четырех форм речи.

ВАЙРАДЖИ (Санскр.) По народному поверью - полу-божественные существа, тени святых, неистребимые огнем, непроницаемые для воды; они обитают в Тапо-локе с надеждой, что будут перенесены в Сатиа-локу - более очищенное состояние, соответствующее Нирване. Термин этот объясняется как воздушные тела или астральные тени "аскетов, нищенствующих монахов, отшельников и кающихся грешников, завершивших свой курс сурового аскетизма". Теперь, в эзотерической философии их называют Нирманакаями, а Тапо-лока находится на шестом плане (снизу), но в прямом общении с ментальным планом. К Вайраджам обращаются как к первым богам, потому что Манарапутры и Кумары являются самыми древними в теогонии, и говорится, что даже боги поклонялись им ("Матсья Пурана"); тем, которых Брама "глазом Йога узрел в вечных сферах, и которые являются богами богов" ("Вайю Пурана").

ВАЙРОЧАНА (Санскр.) "Все-разъясняющий". Мистический символ или, вернее, родовая персонификация класса духовных существ, описанных как воплощение самой мудрости (бодхи) и абсолютной чистоты. Они обитают в четвертой Арупа Дхату (бесформенный мир), или Буддакшетра, и являются первой или высшей иерархией пяти ортодоксальных Дхиани Будд. Так же звали и одного шрамана (Архата) (см. Эйтель, "Sansk. Chin. Dict."), уроженца Кашмира, "который ввел Буддизм в Кустане и трудился в Тибете" (в седьмом веке нашей эры). Он был лучшим переводчиком полу-эзотерического Канона Северного Буддизма и современником великого Самантабхадры (см.).

ВАЙСАКХА (Санскр.) Прославленная женщина-аскет, родившаяся в Шравасти, по имени Судатта, "добродетельная жертвовательница". Она была матерью-наставницей одной вихары или монастыря Упасик и известна как основательница вихары в честь Шакьямуни Будды. Ее считают покровительницей всех буддисток-аскетов.

ВАЙШЕШИКА (Санскр.) Одна из шести Даршан или школ философии, основанная Канадой. Ее называют Атомистической Школой, так как она учит существованию вселенной атомов преходящего характера, бесконечному числу душ и определенному числу материальных принципов, посредством соотношения и взаимодействия которых происходят периодические космические изменения, без какой-либо направляющей Силы, за исключением своего рода механического закона, присущего атомам; сугубо материалистическая школа.

ВАЙШНАВА (Санскр.) Последователь любой секты, признающей и поклоняющейся Вишну как единому высшему Богу. Поклонников Шивы называют шайвами.

ВАЙЮ (Санскр.) Воздух: бог и властитель воздуха; одно из пяти состояний материи, а именно, газообразное. Одна из пяти стихий, называемая, как ветер, Вата. В "Вишну Пуране" Вайю - Царь гандхарвов. В "Рамаяне" он отец Ханумана. Троица мистических богов в Космосе, тесно связанных друг с другом, суть: "Агни (огонь), место которого на земле; Вайю (воздух или одна из форм Индры), место которого в воздухе; и Сурья (солнце), место которого в воздухе" ("Нирукта"). В эзотерическом толковании эти три космических принципа соответствуют трем человеческим принципам - Каме, Кама-Манасу и Манасу, солнцу разума.

ВАК (Санскр.) Назвать Вак просто "речью" будет неполным определением. Вак есть мистическое олицетворение речи, и женский Логос, будучи едина с Брамой, создавшим ее из половины своего тела, которое он разделил на две части; она также едина с Вирадж (называемым "женским" Вирадж), который был создан в ней Брамой. В одном смысле Вак есть "речь", с помощью которой человеку было преподано знание; в другом - "мистическая, сокровенная речь", которая нисходит на первых Риши, и входит в них, как "языки пламени", по преданию, "вошли в апостолов". Ибо ее называют "женским творцом", "матерью Вед", и т.д., и т.д. Эзотерически она есть субъективная Творящая Сила, которая, эманируя из Творящего Божества (субъективной Вселенной, ее "отсутствия", или мыслеосновы), становится проявленным "миром речи", т.е. конкретным выражением мыслеосновы, отсюда - "Слово" или Логос. Вак есть "мужской и женский" Адам первой главы "Бытия", и потому мудрецы называют ее "Вак-Вирадж". (См. "Атхарва Веда".) Она есть также "небесная Сарасвати, созданная с небес", "голос, извлеченный из немого Брама" ("Махабхарата"); богиня мудрости и красноречия. Ее называют Шата-рупа, богиня ста форм.

ВАКУУМ (Лат.) Эзотерически - символ абсолютного Божества или Безграничного Пространства.

ВАКХ (Греч.) Экзотерически и поверхностно - бог вина и урожая винограда, распущенности и веселья; но эзотерически смысл этого олицетворения более глубокий и философский. Он - Озирис Египта, и его жизнь и значение относятся к той же группе, что и другие солнечные божества, все "Грех-несущие", убитые и воскресшие, напр., Дионис или Атис Фригии (Адонис или сирийский Таммуз), Аусоний, Балдур (см.) и т.д. Всех их предавали смерти, оплакивали и возвращали к жизни. Весселья в честь Атиса происходили в Иларии на "языческую" пасху, 15-го марта. Аусоний, форма Вакха, был убиваем "во время весеннего равноденствия, 21-марта, и воскресал через три дня". Таммуз, двойник Адониса и Атиса, оплакивался женщинами в "роще", названной его именем, "за Вифлеемом, где плакал младенец Иисус", говорит Св. Иероним. Вакх умерщвлен, и его мать собирает части его расчлененного тела, так же как Изида собирает части Озириса, и так далее. Дионис Якх, растерзанный Титанами, Озирис, Кришна - все сходили в Гадес и снова возвращались. Астрономически все они представляют Солнце; психически - являются символами вечно воскресающей "Души" (Эго в своей реинкарнации); духовно - все они суть невинные козлы отпущения, искупающие грехи смертных, их собственных земных оболочек, а на самом деле - опоэтизированный образ божественного человека, формы из праха, одушевленной ее богом.

ВАЛГАЛЛА (Сканд.) Разновидность рая (Дэвачана) для павших воинов, называемая древними скандинавами "залом благословенных героев"; она имеет пятьсот дверей.

ВАЛИ (Сканд.) Сын Одина, который отмщает за смерть Балдура, "возлюбленного".

ВАЛЛАБАЧАРЬЯ (Санскр.) Имя мистика, который был чела (учеником) Вишну Свами и основателем секты вайшнавов. Его последователей называют Госвами Махарадж; им принадлежат большие земельные владения и многочисленные мандиры (храмы) в Бомбее. Они выродились в постыдно безнравственную секту.

ВАЛЬКИРИИ (Сканд.) Их называют - "выбирающие умерших". В народной поэзии скандинавов эти богини освящают павших героев поцелуем, и взяв их с поля боя, переносят в покои блаженства и к богам в Валгаллу.

ВАМАНА (Санскр.) Пятый аватар Вишну, отсюда имя того Гнома, форму которого принял этот бог.

ВАНЫ (Сканд.) Очень древняя раса богов, которой поклонялись древние скандинавы у истоков времен, а потом тевтонские племена.

ВАРА (Мазд.) Термин, употребленный в "Вендидаде", где Ахура-Мазда указывает Йиме строить Вару. Это также означает оболочку или проводник, ковчег (аргха), и в то же время Человека (стих 30). Вара есть проводник одушевляющих нас Эго; т.е. человеческое тело, в котором душа обозначается выражением "окно, самосветящееся внутри".

ВАРА (Сканд.) Одна из служанок северной Фрейи; "мудрая Вара", которая следит за желаниями каждого человеческого сердца, и мстит за каждое вероломство.

ВАРАХА (Санскр.) Вепрь-аватар Вишну; третий по счету.

ВАРНА (Санскр.) Каста; букв., "цвет". Четыре основных касты, названные Ману - брамины, кшатрии, вайшьи и шудры - называются Чатурварна.

ВАРУНА (Санскр.) Бог воды или морской бог, но совершенно непохожий на Нептуна, ибо в случае этого старшего из ведийских божеств, Вода означает "Воды Пространства", или все-облекающее небо, Акаша - в одном смысле. Варуна или Уаруна (фонетически) несомненно является прототипом греческого Урана. Как говорит Мьюир: "Варуне приписываются благороднейшие космические функции. Обладая неограниченным знанием... он поддерживает небо и землю, он обитает во всех мирах как суверенный властитель....Он заставил золотое... солнце засиять на небосводе. Ветер, гремящий в атмосфере, есть его дыхание....Благодаря действию его законов, луна движется в сиянии и звезды... таинственно исчезают при дневном свете. Он знает полет птиц в небе, пути кораблей в океане, направление далеко уносящегося ветра, и созерцает все, что было или будет сделано....Он - свидетель правдивости и лживости людей. Он наставляет Риши Васишту в мистериях; но его тайны и тайны Митры не для того, чтобы их открывали глупцам."..."Качества и функции, приписанные Варуне, сообщают его характеру нравственное величие и святость, далеко превосходящие все, приписываемое любому другому ведийскому божеству."

ВАРША (Санскр.) Область, равнина; любая открытая местность, расположенная между большими горными цепями земли.

ВАСИЛИДИЙСКАЯ (СИСТЕМА) Названа по имени Василида, основателя одной из наиболее философских гностических сект. Климент Александрийский говорит о Василиде Гностике как о "философе, посвятившем себя созерцанию божественного". Несмотря на его заявление о получении всех своих доктрин от апостола Матфея и от Петра через Глаука, Ириней ругал его, Тертуллиан свирепствовал, и Отцы Церкви не находили подходящих слов для поношения "еретика". И все же, согласно сообщению самого Св. Иеронима, который с негодованием описывает то, что он нашел в единственной подлинной еврейской копии Евангелия от Матфея (см. "Раз. Изида", т. II, с. 211), которую он достал от назареев, это заявление Василида становится более чем правдоподобным, и, если бы было принято, разрешило бы большую и запутанную проблему. Его 24 тома "Разъяснения Евангелий" были - как рассказывает Евсевий - сожжены. Нет надобности напоминать, что эти евангелия не были нашими теперешними Евангелиями. Так, истину всегда затемняли.

ВАСИШТА (Санскр.) Один из первоначальных семи великих Риши и прославленный ведийский мудрец.

ВАСУ (Санскр.) Восемь злых божеств, сопровождающих Индру. Персонифицированные космические феномены, как показывают их имена.

ВАСУДЭВА (Санскр.) Отец Кришны. Он принадлежал к ветви Ядава из Сомаванши или лунной расы.

ВАХАНА (Санскр.) Проводник, носитель чего-то нематериального и бесформенного. Поэтому все боги и богини изображены как пользующиеся ваханами, чтобы проявить себя, причем эти носители всегда символичны. Так, например, Вишну во время Пралай имеет Ананту, "бесконечное" (Пространство), символизированное змеем Шеша, а во время Манвантар - Гаруду, гигантского полу-орла, полу-человека, символ большого цикла; Брахма появляется как Брама, спускаясь в планы проявленности на Калахамсе, "лебеде во времени, или конечной вечности"; Шива появляется как бык Нанди; Озирис - как священный бык Апис; Индра путешествует на слоне; Карттикея - на павлине; Камадэва - на Макаре, иногда на попугае; Агни, всемирный (а также солнечный) бог Огня, который, как и все они, есть "Огнь поедающий", проявляется как баран и ягненок, Аджа, "нерожденный"; Варуна - как рыба; и т.д., и т.д., тогда как проводник Человека есть его тело.

ВЕ (Сканд.) Один из трех богов - Одина, Вили и Ве - которые убивают великана Имира (хаотичную силу) и из его тела, предвечной субстанции, сотворяют мир.

ВЕДА-ВЬЯСА (Санскр.) Составитель "Вед" (см.).

ВЕДАНА (Санскр.) Вторая из пяти Сканд (восприятия, чувства). Шестая Нидана.

ВЕДАНТА (Санскр.) Мистическая философская система, которая выросла из усилий многих поколений мудрецов истолковать сокровенный смысл "Упанишад" (см.). В Шад-Даршанах (шесть школ или систем доказательств) она называется Уттара Миманса, и приписывается Вьясе, составителю "Вед", который, таким образом, считается основателем Веданты. Ортодоксальные индусы называют Веданту - этот термин буквально означает "завершение всего (ведийского) знания" - Брахмаджнана, или чистым и духовным знанием Брамы. Если даже мы примем последние датировки, даваемые различным санскритским школам и трактатам нашими востоковедами, то Веданте должно быть 3300 лет, так как Вьяса, как утверждается, жил за 1400 лет до Р.Х. Если, как Эльфинстон говорит в своей "History of India", "Брахманы" суть "Талмуд" индусов, а "Веды" - Моисеевы книги, то Веданту можно правильно назвать Каббалой Индии. Но насколько неизмеримо более величественной! Шанкарачарью, который был популяризатором системы Веданты и основателем философии Адвайта, иногда называют основателем современных школ Веданты.

ВЕДДХАС (Синг.) Название дикого племени, обитающего в лесах Цейлона. Их очень трудно отыскать.

ВЕДЫ (Санскр.) "Откровение", священные писания индусов, от корня вид, "знать", или "божественное знание". Они суть наиболее древние, так же как и наиболее священные из всех санскритских трудов. "Веды" (об эпохе и древности которых никакие два востоковеда не могут придти к соглашению), как заявляют сами индусы, брамины и пандиты которых, должно быть, лучше знают о своих собственных религиозных трудах, сперва преподавались устно в течение тысячелетий и затем были собраны на берегах озера Манаса-Саровара (фонетически - Мансаровара) по ту сторону Гималаев, в Тибете. Когда это произошло? Тогда как их религиозные учителя, например Свами Даянанда Сарасвати, исчисляют их древность во многие десятки веков, наши современные востоковеды даруют им, в их теперешней форме, древность не более, чем между 1000 и 2000 гг. до Р.Х. Все же, в их конечной форме, как они составлены Веда-Вьясой, сами брамины единодушно относят их к 3100 г. до христианской эры, ко времени, когда жил Вьяса. Поэтому, возраст "Вед" должен быть не меньше, чем этот. Но их древность достаточно доказана тем фактом, что они написаны на такой древней форме Санскрита, столь отличающейся от теперешней, что нет другого такого труда в литературе этой старшей сестры всех известных языков, как его называет проф. Макс Мюллер. Лишь самые ученейшие из браминов-пандитов могут читать "Веды" в оригинале. Утверждается, что Колбрук пришел к дате 1400 г. до Р.Х., которая полностью подтверждается обнаруженным им отрывком, основанным на астрономических данных. Но если, как единодушно показано всеми востоковедами, а также индусскими пандитами, (а) "Веды" не являются целостным трудом, и даже ни одна из отдельных "Вед", но каждая "Веда", и почти каждый гимн и раздел в ней, написан различными авторами; и (б) они написаны (либо как шрути, "откровение", либо иначе) в различные периоды этнологической эволюции индо-арийской расы - то что же открытие м-ра Колбрука доказывает? Просто то что "Веды" были окончательно обработаны и составлены за четырнадцать столетий до нашей эры; но к их древности это не имеет никакого отношения. Совсем наоборот, ибо в противовес отрывку Колбрука появилась научная статья, написанная Кришна Шастри Годболе (Бомбей) на основании чисто астрономических данных, которая столь же полно и на таком же свидетельстве доказывает, что "Веды" должны были преподаваться по меньшей мере 25 000 лет тому назад. (См. "Theosophist", т. II, с. 238 и далее, Авг., 1881.) И это заявление, если и не подтверждается, то, по меньшей мере, не противоречит тому, что говорит проф. Коуэлл в Приложении VII к "History of India" Эльфинстона: "Существует разница в возрасте между различными гимнами, которые теперь объединены в их теперешней форме как "Санхита" "Риг-Веды"; но мы не имеем данных, чтобы определить их относительную древность, а чисто субъективная критика, без основательных данных, настолько часто терпела неудачу в других случаях, что мы лишь слабо можем доверять кому-либо из ее выводов в столь недавно открывшейся области исследований, как санскритская литература. (На данный момент не опубликована даже четвертая часть ведийской литературы, и очень мало из этого переведено на английский язык (1866).) Все еще неразрешенные противоречия относительно Гомеровых поэм могут довольно основательно предупредить нас не быть слишком самонадеянными в наших суждениях относительно еще более ранних гимнов Риг-Веды....Когда мы разбираем эти гимны... они представляют глубокий интерес как история человеческого разума, так как принадлежат намного более древнему периоду, чем поэмы Гомера и Гесиода." Все ведийские писания делятся на два больших раздела, экзотерический и эзотерический; первый называется Карма-Канда, "раздел деяний или трудов", второй - Джнана-Канда, "раздел (божественного) знания", причем "Упанишады" (см.) относятся к последней категории. Оба раздела считаются Шрути или откровением. Каждый гимн "Риг-Веды" начинается с имени того Провидца или Риши, кому он был открыт. Таким образом, на основании самих этих имен (таких как Васишта, Вишвамитра, Нарада и т.д.), которые все принадлежат людям, родившимся в различных манвантарах и даже эпохах, становится очевидным, что столетия, а быть может и тысячелетия, должны были пройти между временами их составления.

ВЕДЬМА От англо-саксонского слова wicce, германского wissen, "Знать", и wikken, "пророчить". Ведьм вначале называли "мудрыми женщинами", до того дня, когда Церковь решила следовать закону Моисея, который предавал каждую "ведьму" или колдунью смерти.

ВЕЛИКИЙ ВЕК Было несколько "великих веков", упоминавшихся древними. В Индии он охватывал всю Маха-манвантару, "век Брамы", каждый "День" которого представляет жизне-цикл цепи, т.е. включает период семи Кругов. (См. "Эзотерический Буддизм" А.П.Синнетта.) Таким образом, тогда как "День" и "Ночь" представляют - как Манвантара и Пралайа - 8 640 000 000 лет, "век" длится 311 040 000 000 000 лет, после чего Пралайа, или растворение вселенной, становится вселенской. У египтян и греков "великий век" относился лишь к тропическому, или звездному году, длительность которого 25868 солнечных лет. О полном веке - веке богов - они ничего не говорят, так как это представляло тему, обсуждаемую и разглашаемую лишь в Мистериях во время церемоний посвящения. "Великий век" халдеев равнялся по числовому значению индусскому.

ВЕЛЬЗЕВУБ (Евр.) Искаженное Ваал Храмов, и правильнее - Вельзевул. Букв., Вельзевуб означает "бог мух" - насмешливый эпитет, употребленный евреями, и неправильное и перепутанное толкование "бога священных скарабеев", божеств, стороживших мумии, и символов преобразования, возрождения и бессмертия. Вельзевул означает, собственно, "Бог Жилища", и в этом смысле упомянут в "Ев. от Матфея", X, с. 25. Так как Аполлон - первоначально не греческий, но финикийский бог - был богом врачевания, Пайаном, или целителем, также как и богом оракулов, он как таковой постепенно превратился в "Владыку Жилища", домашнее божество, и был, таким образом, назван Вель-зевул. В одном смысле он был также психопомпическим богом, заботящимся о душах, как это делал Анубис. Вельзевуб всегда был богом предсказаний и лишь позднее был спутан и отождествлен с Аполлоном.

ВЕНДИДАД (Пехлев.) Первая книга (Носк) в собрании фрагментов Зенд, обычно известном как Зенд-Авеста. "Вендидад" есть искажение сложного слова "Видаэво-датем", означающего "противодемонический закон", и полон учений, как избежать греха и осквернения с помощью очищения, нравственного и физического - причем каждое из этих учений основано на Оккультных законах. Это преимущественно оккультный трактат, полный символизма и часто такого значения, которое совершенно противоположно выраженному в его мертво-буквенном тексте. Как гласит предание, "Вендидад" - единственный из двадцати одной Носки (книги), который избежал аутодафе от рук пьяного Искандера Руми, того, который потомками назван Александром Великим - хотя этот эпитет оправдывается лишь по отношению к зверству, порокам и жестокости этого завоевателя. Именно благодаря вандализму этого грека, литература и знание утеряли много бесценных учений в Носках, сожженных им. Даже "Вендидад" дошел до нас лишь во фрагментах. Первые главы очень мистичны, и поэтому в токованиях европейских востоковедов называются "мифическими". В них представлены два "творца" "духо-материи" или мира дифференциации - Ахура-Мазда и Ангра-Майнью (Ахриман), а также Йима (первый человек, или олицетворенное человечество). Этот труд разделен на фаргарды или главы, и некоторая часть из них посвящена образованию нашего глобуса, или земной эволюции. (См. "Зенд-Авеста".)







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 403. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия