Диагностические признаки тяжести термической травмы
Если у пострадавшего отмечаются 4 и более из 8 перечисленных признаков, то ожоги несовместимы с жизнью. Ожоговый шок представляет собой патологический процесс, в основе которого лежит обширное термическое поражение кожи и подлежащих тканей. Ожоговый шок диагностируется, как правило, в тех случаях, когда общая площадь ожога превышает 10—15 % поверхности тела. Сопутствующее ожоговое поражение дыхательных путей увеличивает тяжесть шока. Развитие шока у стариков и детей может наступить при меньшей общей площади поражения, чем у взрослых. Длительность течения легкого ожогового шока составляет, как правило, 24 ч, а при наличии ожога дыхательных путей удлиняется до 48 ч. Длительность течения тяжелого ожогового шока определяется 48 ч, крайне тяжелого — от нескольких часов (для погибших больных) до 72 ч (для больных, выведенных из шока). В картине ожогового шока характерным и доминирующим симптомом является нарушение сосудистой проницаемости и микроциркуляции. Возрастающая сосудистая проницаемость и уменьшение скорости кровотока в микрососудах приводят к снижению объема циркулирующей крови и появлению наиболее постоянных симптомов ожогового шока — гемоконцентрации и олигурии. При ожоговом шоке происходит выход плазмы из сосудистого русла во все органы и ткани. Всасывание же из них ограничено или практически отсутствует. Увеличение проницаемости сосудов в малом круге кровообращения приводит к нарушению газообмена в легких. Снижением ОЦК обусловлена циркуляторная гипоксия. Снижение концентрации ферментов в результате перенасыщения плазмой тканей усиливает тканевую гипоксию. Таким образом, при ожоговом шоке имеют место все виды гипоксии, к которой особенно чувствительны головной мозг и почки. Гемоконцентрация является одной из ведущих причин гемокоагуляции. Возможны тромбозы сосудов и эмболии. В отличие от травматического шока артериальное давление не может считаться адекватным критерием тяжести ожогового шока. Ожоговый шок может развиваться при нормальном, повышенном или пониженном артериальном давлении. Последний вариант является неблагоприятным прогностическим признаком. Наиболее достоверные признаки ожогового шока - гемоконцентрация и олигурия вплоть до анурии. В условиях катастрофы распознавание ожогового шока должно основываться на определении легковыявляемых симптомов, а также на оценке площади и глубины поражения с учетом правила сотни. К легковыявляемым симптомам шока относятся:
Каждый из этих симптомов не является достоверным признаком ожогового шока, но их совокупность помогает его раннему распознаванию. Выявление и оценка шока по площади и глубине поражения проводятся следующим образом: при ожоге площадью 15— 20 % или при глубоких ожогах (10 % и более) развивается шок. У детей до 1 года — при поражении 3 %, до 3 лет — 5 %, до 14 лет — 10 % поверхности тела. У пожилых людей ожоговый шок может развиться при поражении 5—7 % при глубоких ожогах и 10 % при поверхностных ожогах. При общей площади поражения не более 20 % или при глубоких ожогах до 10 % развивается легкий ожоговый шок; от 20 до 40 % (глубокие — не более 20 %) — шок средней тяжести; от 40 до 60 % (глубокие — не более 40 %) развивается тяжелый ожоговый шок, а при более обширных ожогах — крайне тяжелый ожоговый шок. Острая ожоговая токсемия — это второй период ожоговой болезни, характеризующийся развитием синдрома эндогенной интоксикации в ответ на поступление во внутреннюю среду организма продуктов распада пораженных тканей и других токсичных веществ, накопившихся в результате предшествующих и текущих нарушений капиллярного кровообращения и клеточного метаболизма. Начало этого периода относится к 3-м суткам, а окончание — к 7-м суткам после травмы, когда в синдроме эндогенной интоксикации начинают преобладать токсины микробного происхождения. Клиническая картина дает представление о тяжести процесса:
Ожоговая септикотоксемия — это третий период ожоговой болезни, характеризующийся тяжелой токсико-инфекционной патологией, проявляющейся развитием гноеродных и гнилостных процессов в ожоговых ранах и резорбцией в кровеносное русло вегетирующих в них микробов, их токсинов и продуктов аутолиза погибших тканей. Глубокие ожоги всегда инфицируются. Некротические ткани в течение короткого времени превращаются в резервуар микрофлоры и создают условия для длительного поступления микробов в кровеносное русло. Развивается бактериемия, а при существенном снижении защитных сил организма — септицемия. Основными источниками инфицирования ожоговой раны служат кожа, кишечник, носоглотка, а также внутригоспитальная инфекция. В ожоговой ране обычно обнаруживаются стафилококк, синегнойная и кишечная палочки, протей и др. Присоединяются инфекционные осложнения. Развивается ожоговое истощение как результат деструктивных изменений пищеварительного тракта. Реконвалесценция — период восстановления общих и местных изменений. Полностью отторгаются некротические ткани, раневые дефекты гранулируются, прекращается нагноительный процесс. Нормализуется температура тела, улучшаются показатели крови, восстанавливается работа почек. Прибавляется масса тела. После обширных глубоких ожогов как осложнения отмечаются рубцовые контрактуры, остеомиелит, сохраняются стойкие изменения функции печени, почек, желудочно-кишечного тракта, легочной и сердечно-сосудистой систем.
|