Студопедия — ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5 страница






Развивающий диапазон культуры и досуга поистине беспределен. С давних времен народ связывал культуру и досуг со свободой деятельности, творческим состоянием. Все, чем людям интересно заниматься, можно и нужно относить к сфере их досуга.

Резкое снижение активности населения в культурной жизни свидетельствует о необходимости усиления культурогенных начал, безусловно стимулирующих социально-культурную активность людей. Социологи подсчитали, что у людей в домашнем пользовании насчитывается около 40 миллиардов книг, но в то же время интерес к книге у детей крайне низок. Это социальная трагедия, которая не может оставить равнодушным каждого человека.

Каждую из функций необходимо рассматривать с точки зрения того, каким образом данная деятельность влияет на развитие человеческой личности и её профессиональной карьеры, на развитие тех или иных (физических, духовных, эмоциональных, интеллектуальных, коллективистских и т.п.) способностей человека. Каждая из функций ориентирует человека на определенный, заданный способ социально-культурных занятий: либо на пассивный (зрительский, слушательский), либо на активный (деятельностный); педагогически организованный (педагогически целесообразно использующий свободное время) и, наоборот, стихийный (спонтанно протекающий процесс использования свободного времени). Как свидетельствует практический опыт, этот процесс может быть контролируемым и неконтролируемым; коллективным и индивидуальным; подражательным и творческим; функции по своему содержанию могут носить либо опережающий (например, изыскательная перспективная деятельность), либо нормативный характер (традиционно сложившиеся модели досуга и творчества).

Другим не менее существенным основанием для характеристики функций социально-культурной деятельности является наличие различных подходов к их классификации - системного, сре-дового, ситуационного, дифференцированного и т.д.

К основным постоянным функциям социально-культурной деятельности относятся: коммуникативная, информационно-просветительная, культуротворческая, рекреативно-оздоровительная.

Совершенно естественно, что в зависимости от профессионального и непрофессионального, индивидуального и коллективного характера деятельности, от специфики её содержания и наличия возрастных, этносоциальных, профессиональных и прочих условий основные функции в каждом конкретном случае дополняются отдельным рядом специально востребованных вспомогательных функций, благодаря которым в конечном счете обеспечивается достижение конечного результата.

Одной из характерных для социально-культурной деятельности является её коммуникативная функция. Она предполагает реализацию потребности человека в общении (клубно-кружковая работа, творческие объединения, вечера встреч, дискотеки, праздники, диспуты, танцы, вечеринки и т.п.), в непрерывном информационном межсубъектном взаимодействии в различных сферах общественной социально-культурной практики.

Содержание коммуникативной функции применительно к социально-культурной сфере составляют производство, обмен, кодирование и декодирование, потребление и использование огромных объемов информации из мира науки, искусства, религии и других областей. Различны и уровни, масштабы реализации этой функции: межличностный, групповой, организационный (учрежденческий) и массовый.

Если, например, на групповом уровне эту функцию осуществляют, как правило, малые группы, то на организационном (учрежденческом) уровне в качестве субъектов коммуникативной функции выступают крупные интегрированные сети, охватывающие информационное взаимодействие множества людей и групп в учреждениях и организациях социально-культурной сферы (театрах и концертных залах, музеях и кино, учебных заведениях, библиотеках, парках и т.д.). На массовом уровне эта функция предполагает распространение культурной информации с помощью СМИ и средств современного аудиовизуального технологического комплекса: радио, телевидения, Интернета, кабельных и компьютерных сетей и т.д.

Наиболее полно развивающее начало воплощает в себе и информационно-просветительная функция социально-культурной деятельности.

Эта функция отличается постоянством и всеобщностью. Поскольку процесс просвещения носит непрерывный характер, каждый человек продолжает повышать уровень своего образования в течение всей жизни. Отметим характерные особенности этой функции, отличающие деятельность учреждений досуга и творчества от деятельности институтов народного образования (школ, вузов, техникумов). Информационно-просветительная функция не связана с определенным регламентом, установленным и обязательным в учебных заведениях, а основана на добровольности, инициативе, самостоятельности самих людей. Эта функция обеспечивает более полное удовлетворение разнообразных индивидуальных досуговых интересов, запросов и предпочтений людей различных возрастов и профессий. Она опирается на более широкий, чем в учебных заведениях, арсенал средств, форм и методов приобретения знаний, навыков, умений, продолжает, дополняет и углубляет знания и информацию, полученные в учебных заведениях и из других источников.

С этой функцией тесно взаимодействует и культуро-творческая функция социокультурной деятельности. Она связана с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой деятельностью (трудовая, техническая, спортивно-игровая, художественно-театральная, научно-исследовательская, прикладная), целенаправленной творческой учебной деятельностью детей (фестивали, олимпиады, смотры, конкурсы, каникулярные объединения, туристические походы, школы актива и т. п.).

Следует помнить, что в сфере социально-культурной деятельности иерархия интересов людей, особенно детей и молодежи, на шкале ценностей постоянно меняется. Изменяется и целевая направленность интересов. От этого зависит выбор времени, места и вида педагогически организованной творческой деятельности детей и взрослых. На выбор содержания и форм досуга активно влияют кино и телевидение.

Культуротворческая деятельность людей решает целый ряд важных социальных проблем. Прежде всего, она в значительной мере компенсирует недостаток возможностей для более полной реализации разносторонних творческих способностей ребенка, подростка, взрослого человека. Такой дефицит весьма распространен среди работающих на предприятиях.

Специфической является рекреативно-оздоровительная функция социально-культурной деятельности. По существу, она состоит в разработке и осуществлении множества развлекательных, игровых, оздоровительных досуговых программ для различных групп населения, причем с целью восстановления сил, затраченных в процессе труда, снятия производственного напряжения и одновременно развивающего воздействия. Именно поэтому при разработке программ организаторы учитывают и характер труда, его объем и уровень интенсивности, потребности людей в тех или иных видах досуговой деятельности.

Рекреативно-оздоровительная функция по содержанию и характеру ориентирована на досуг активный и пассивный, организованный (запрограммированный) и неорганизованный, коллективный (в том числе семейный) и индивидуальный. По существу, эта функция способствует физическому и духовному восстановлению ребенка и взрослого человека (прогулки на воздухе, спорт, вечера отдыха, игры, забавы, развлечения и др.), а во многих случаях она направлена на социально-культурную реабилитацию людей с ограниченными возможностями, как физическими, так и психическими.

В любом случае организаторы стремятся к созданию рациональных, активных видов рекреации, основанных на добровольном, но управляемом общении. Общим признаком для всех видов рекреации является создание среды для регулярного, неформального общения людей, игровой деятельности, танцев, проведения зрелищных мероприятий, занятий любительских объединений и клубов по интересам, реализации программ выходного дня, включающих экскурсии, соревнования и т.д.

Осуществление рекреативно-оздоровительной функции требует установления тесных контактов и взаимодействия с творческими, экскурсионно-туристскими, медицинскими учреждениями, умения учитывать самые неожиданные житейские ситуации.

Социально-культурные функции сложились на основе многолетнего опыта. Именно они в своей совокупности образуют само понятие социально-культурной деятельности. Соседствуя и взаимодополняя друг друга, они, в основном, остаются постоянными величинами в процессе проектирования и реализации социально-культурных занятий в области досуга. Взаимодействуя, эти функции образуют систему содержания и технологий социально-культурной деятельности.

На протяжении последних лет вместе с развитием функций социально-культурной деятельности динамично изменялись и функции самих организаторов этой деятельности. Они соответствуют наиболее типичным проблемам и ситуациям практики, составляющим суть профессии специалиста социально-культурной сферы.

Одной из приоритетных является экономическая функция -участие в создании необходимых социально-экономических условий развития и рекреации в различных формах досуга и творчества жителей социума. Именно эта функция является достаточно востребованной для специалистов социально-культурной сферы. Выпускники высшей школы призваны квалифицированно и компетентно решать проблемы, связанные с социально-культурным менеджментом и маркетингом, формированием и реализацией развивающих и рекреационных программ. Они должны быть общительными, способными к прогнозированию, выработке конструктивных решений, сопереживанию, эффективному взаимодействию с другими людьми, иметь навыки руководства малыми группами, неформальными общностями, стихийно складывающимися в сфере организованного и неорганизованного досуга.

Одной из важных является функция нормативно-правового обеспечения и защиты конституционных свобод личности в условиях досуга. Различные формы социальных инициатив и самодеятельности населения должны стать для каждого человека условием свободной реализации его конституционных гарантий, школой политической культуры и демократии. Специалисту социально-культурной сферы необходимо знать нормативные и правовые акты, имеющие отношение к сфере свободного времени, владеть информацией в области правового регулирования деятельности общественных организаций, добровольных обществ и любительских объединений, ориентироваться в социальной структуре региона и т. д.

Функция финансово-экономического обеспечения учреждений досуга связана не столько со способностью ориентироваться в существующих документах, регламентирующих финансовую деятельность, сколько с владением механизмом материального обеспечения самодеятельных инициатив, при котором не теряется воспитывающая суть досуговой деятельности. Будущее организации досуга - ориентация на те виды досуговой деятельности, которые не требуют больших материальных затрат, способствуют всестороннему развитию личности.

Содержание функции обеспечения досуговых форм самодеятельности населения заключается не только в разработке, корректировке и реализации социально-культурных, досуговых инициатив, программ, проектов, но и в развитии инициативы и самодеятельности населения, поскольку это и есть стратегическая линия и условие демократизации общественной жизни. Однако на местах социально-культурные инициативы населения нередко блокируются. Поэтому социальный педагог берет на себя в каком-то смысле охранительные функции по отношению к социально значимым инициативам населения, не находящим пока поддержки муниципальных органов, государственных институтов, учреждений, защищая их от некомпетентного, порой сугубо административного вмешательства.

Анализ уровня профессиональной подготовки специалистов досуговой сферы свидетельствует о том, что существующая система их обучения недостаточно соответствует требованиям времени, нуждается в совершенствовании.

Особую ролевую функцию специалиста социально-культурной сферы можно определить как организацию групповой, семейной или личностной службы досуга в социуме. Она основана на традиционном гуманизме, уважении достоинства человека независимо от его возраста и направлена на то, чтобы облегчить людям в условиях социально-экономического кризиса рациональное использование свободного времени, по возможности, кардинально решить их досуговые проблемы. Деятельность специалиста-организатора досуга является важным связующ! м звеном между жителями социума и социально-культурными институтами, действующими в сфере свободного времени.

Каждая из функций социально-культурной деятельности проникнута социально защитным, реабилитирующим содержанием, направлена на стимулирование социальной активности, духовную реабилитацию и адаптацию личности, обеспечение непрерывного образования и духовного обогащения, развитие творческих способностей личности, создание максимальных условий для полноценного социально-культурного творчества людей.

На практике знание функций необходимо для того, чтобы совершенствовать, улучшать педагогическую организацию социально-культурной сферы, исключать из нее элементы случайности, сократить ненужные затраты времени, рациональнее использовать материальные, финансовые, кадровые ресурсы. Знание этих функций создает благоприятную возможность для углубления сотрудничества государственных, общественных, частных предпринимательских структур сферы досуга. Объективной основой укрепления их взаимодействия служит выявление и творческое использование совпадающих или частично сходных функций различных типов социально-культурных институтов.

Важнейшими методологическими категориями, характеризующими суть и диалектику развития социально-культурных процессов, являются принципы социально-культурной деятельности.

Принципы в педагогике - генеральная идея, объективная норма, свод главных правил реализации воспитательного назначения субъекта или объекта. Соблюдение данных правил подразумевается всей логикой социальных, педагогических, культурных процессов.

В самой категории принципа находят отражение основные исходные положения теории, нормы поведения и деятельности группы людей или отдельного человека, основные особенности, структура и функционирование того или иного социального института.

Процессы социально-экономического и духовного обновления общества оказывают постоянное влияние на трансформацию принципов социально-культурной деятельности. Эти принципы представляют собой важнейшие (стратегические) требования, выполнение которых обязательно для всех систем управления и организации социально-культурной сферы. Конкретное отражение, развитие и обоснование они получают в практике государственных и негосударственных, общественных институтов, в документах законодательных и исполнительных органов государственной власти.

В качестве принципов нами рассматриваются основополагающие, фундаментальные идеи и положения социально-культурной деятельности. Они подвержены постоянной и непрерывной трансформации и дифференциации, обусловлены новой социально-культурной ситуацией, изменениями в политической и экономической жизни общества, процессами жизнеобеспечения, социализации и гуманизации, изменяющимися потребностями и интересами людей.

Как отрасль педагогической и культурологической наук, социально-культурная деятельность отличается множественностью принципов. Это объясняется тем, что в теории и практике самой отрасли бытуют различные подходы (сколько научных школ в вузах культуры и искусств, столько и различных подходов), и каждый из них опирается на собственный понятийный аппарат, характерные методы и способы анализа и свои принципы. Расхождения в существе и направленности принципов обусловлены также разными позициями и точками зрения авторов на нынешнюю социокультурную ситуацию в обществе и состояние социально-культурной сферы и, что вполне естественно, различиями конкретных локальных (региональных) социально-экономических, этнических, культурных и других факторов, присущих определенному краю, области, городу, району и т.д.

В то же время существуют и некоторые общие, принципиальные закономерности, характерные для различных видов общественной социально-культурной практики, учреждений и предприятий сферы досуга, образования, искусства, спорта, социально-культурной реабилитации, межкультурного сотрудничества.

К общим принципам социально-культурной деятельности прежде всего относится принцип педагогизации окружающей социально-культурной среды. Этот принцип, к сожалению, нередко воспринимают упрощенно: для того, чтобы решить в практике учреждения культуры ту или иную этическую, психологическую либо организационную проблему, полагают достаточным придать ей «статус» педагогической задачи, определить цель и наиболее подходящие способы воспитывающего воздействия, выстроить вариант соответствующего педагогического поведения субъекта и объекта, подобрать соответствующий педагогический инструментарий.

Повседневная практическая деятельность менеджеров, педагогов, технологов требует иного, более глубокого подхода к проблеме. Принцип педагогизации окружающей социально-культурной среды нацелен на учет такого важного фактора, как понятие «педагогическая закономерность». В соответствии с педагогической наукой закономерность справедливо трактовать как объективную повторяющуюся диалектическую связь различных явлений социально-культурной деятельности.

В социально-культурной практике с такими закономерностями мы сталкиваемся буквально на каждом шагу. При этом они позволяют не только обозначить наиболее существенное и устойчивое в содержании самого процесса деятельности, но и связать его со специфическими особенностями проявления в досуге, образовательной деятельности, профессиональном и непрофессиональном творчестве, социально-культурной реабилитации и других областях.

К числу таких закономерностей относится сочетание продуктивного и непродуктивного в самой сути, в содержании социально-культурной деятельности. Эта деятельность ориентирована на внутренний мир человека, на получение удовольствия от процесса производимых действий и переживаний. Но вместе с тем здесь возможен и конкретный, осязаемый результат в виде творческого продукта, изделия, услуги.

Отсюда следует еще одна закономерность - аккумулирование в этой деятельности необходимого заряда творческой энергетики, позволяющего реализовать внутренние потенции человека. Творческая энергетика людей, особенно в детском и подростковом возрасте, обычно несовершенна, нестабилизированна. Однако личностная энергетика очень часто инерционна, базируется на низком уровне духовности, общей и досуговой культуры и может привести к негативным последствиям.

Для более глубокого педагогического проникновения в сущность социально-культурной деятельности очень важно постоянно видеть и ощущать в ней диалектику соотношения времени, пространства и содержания. Вся социально-культурная деятельность протекает в рамках свободного времени, определенного культурного пространства и выбранного содержания творчества. Они взаимосвязаны и формируют вкусы людей всех возрастов, удовлетворяют их интересы, пристрастия, реализуют духовные и физические силы.

Наконец, как любая педагогическая деятельность, связанная с духовным миром, социально-культурная деятельность обладает такой закономерностью, как «зеркальность» и универсальность. Не только досуг, но и все другие её сферы, включая и образование, и искусство, и спорт, отражают и воспроизводят окружающий мир во всем его богатстве и неповторимости, что делает эту деятельность поистине волшебной.

Универсальным характером обладает и принцип личностного подхода. Он предполагает признание личности ребенка, подростка, взрослого человека высшей социальной и культурной ценностью, уважение уникальности и культурного своеобразия каждой личности, признание прав и свобод людей в социально-культурной сфере. По сути, это принцип саморазвития, самоутверждения и самореализации человека.

Принцип учета культурного многообразия взаимодействующих субъектов и объектов касается большинства многонациональных по составу регионов Российской Федерации (в том числе республик Дагестан, Татарстан, Башкортостан и др.).

Принцип ориентации на культурно-ценностные отношения и организацию культуротворчества в отдельных группах и общностях пронизан гуманистическим подходом к построению межличностных отношений в процессе досуга и творчества, к рациональному, педагогически оправданному использованию содержания и всего воспитательного потенциала социально-культурной деятельности.

Среди современных принципов социально-культурной деятельности перечислим принципы культуросообразности технологического процесса, опоры в используемых социально-культурных технологиях на национальные традиции, нравственные и эстетические нормы поведения, национально-этническую обрядность, особенности народного творчества, фольклора, национальных промы-

слов и ремесел и т.д.; принцип приоритета общечеловеческих интересов в содержании социально-культурных проектов и программ; принцип диалектического единства и преемственности культурно-исторического, социально-педагогического и национально-этнического опыта, традиций и инноваций; принцип общественно-государственного соуправления, обеспечения децентрализации и суверенности региональной политики в социально-культурной сфере.

В них отражены основные положения федеральных законодательных актов, а также принятых международных документов и программ ООН и ЮНЕСКО по реализации политики в области культуры, обеспечению активного участия населения в культурной деятельности, выделению культурного аспекта развития и утверждения культурной самобытности каждого народа.

В этих документах содержатся попытки сформулировать и обосновать концепции, связанные со стратегией и тактикой развития культуры в современном обществе. Суть и смысл их состоит в необходимости проявления со стороны правительственных и неправительственных учреждений и организаций такого же заинтересованного отношения к культуре, как к экономическому развитию и социальному благосостоянию общества.

В качестве ключевых областей и приоритетных принципиальных видов деятельности перечислим следующие: учет культурного аспекта развития; связь между культурой, наукой и техникой; сохранение культурного достояния; человек и средства массовой информации; участие в культурной жизни; стимулирование творчества и созидания в области искусств. Для оценки хода реализации программ используется ряд критериев. Среди них: учет местных условий при определении потребностей и ресурсов в сфере культуры; придание новаторского характера обычным методам и средствам социально-культурной деятельности; получение предполагаемого социального эффекта; развитие междисциплинарных связей и обеспечение тесной связи научно-исследовательской деятельности с практикой культурного развития; объединение средств для осуществления смежных или аналогичных проектов, представляющих интерес для ряда партнеров.

Таким образом, в опыте различных научно-педагогических школ мы находим широкий веер разнообразных принципиальных подходов к содержанию и организации социально-культурной деятельности. Это свидетельствует о достаточно активных поисках и интересных находках, направленных на развитие теории и практики досуга и творчества детей, подростков и взрослых.

 

3. Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности

 

Поскольку социально-культурная деятельность относится к сравнительно молодым, набирающим силу отраслям научного знания, постольку её методологическая база постоянно нуждается в пополнении и качественном обогащении. Эта сфера, как другие области педагогической общественной практики, помимо дефицита новейших современных технологических наработок в производстве качественных культурных продуктов и услуг, испытывает еще и дефицит свежих научных идей, часто элементарного здравого смысла, дефицит современных профессиональных знаний, умений и навыков. Культура, образование, искусство, досуг нуждаются в людях, умеющих вырабатывать и предлагать новые идеи, брать на себя инициативу в продвижении инновационных проектов и программ, общаться с другими, умело направлять их знания и энергию. В решении этих проблем ведущее место, естественно, принадлежит базовым научным дисциплинами - педагогике и психологии, целью которых в данном случае является психолого-педагогическое обеспечение как профессиональной, так и непрофессиональной (любительской) социально-культурной деятельности.

Включение разделов психолого-педагогического цикла в курс основ социально-культурной деятельности является естественным и закономерным. Предметом данного цикла служат психологические и педагогические факторы и феномены, определяющие эффективность любого вида и уровня социально-культурной деятельности.

Характерным признаком социально-культурной деятельности является органическое единство и взаимодействие целей, задач, принципов, направлений, содержания, средств, форм и методов занятий людей в условиях их свободного времени. Именно поэтому она объективно нуждается в научно обоснованной интерпретации и прежде всего - в надежном, аргументированном, подкрепленном обоснованными выводами и рекомендациями психолого-педагогическом обеспечении.

В основе современных концепций социально-культурной деятельности лежит подлинно гуманный, человекоцентристский взгляд на суть и смысл решений и действий, предпринимаемых в этой сфере. Именно личность как высшая ценность рассматривается совокупностью гуманитарных дисциплин - философии, социологии, педагогики, психологии, культурологии, составляющих методологическую основу теории, методики и организации социально-культурной деятельности.

В настоящее время мы являемся свидетелями последовательного разворота содержания и организации социально-культурной деятельности в сторону психологизации, поскольку именно психологические факторы, условия, механизмы во многом определяют эффективность и результативность индивидуальных и коллективных занятий участников социально-культурных общностей. Психология и, в частности, социальная психология, служит той наукой, которая помогает достигать поставленных целей, опираясь на творчество, способности, интеллект, профессиональные знания и умения детей и взрослых.

Прикладные отрасли психологии, включающие возрастную и педагогическую психологию, психодиагностику, этнопсихологию, психологию труда, психологию управления и другие, связаны с разработкой и описанием конкретных методов и технологий, направленных на преобразование сферы культуры и совершенствование различных видов как профессиональной, так и любительской социально-культурной деятельности.

Существует широкая система психологических методов -приемов и средств, с помощью которых решаются те или иные дидактические задачи, осуществляется сбор и анализ фактов и сведений, используемых для дальнейшей разработки социально-культурной теории и практики.

В разных социально-территориальных общностях широкое распространение получил метод наследования культурных ценностей; в семьях и в учебнс-творческих коллективах он прочно утвердил себя как идейно-нравственная, эстетическая и другие установки, общепринятая норма, правило. Хорошо известна практика творческой «реанимации» народных традиций и обычаев в современном массовом досуге (возрождение исконного праздничного календаря и т.п.). Большинство национальных этнокультурных технологий базируется на неукоснительном соблюдении обычая — продиктованного традицией варианта «механического» поведения в стереотипных ситуациях.

Многовековым опытом народной культуры подтверждена устойчивость воздействия традиций и обычаев на стабилизацию человеческих взаимоотношений, на воспитание молодежи. В то же время нельзя не принимать во внимание негативные свойства отдельных традиций, проявление в них определенной доли консерватизма.

В практике социально-культурной деятельности достаточно ощутима роль такого психологического феномена, как внушение. На многосторонность и неоднозначность влияния механизма внушения - восприятия объектом информации без ее осмысления - обращали внимание В.М. Вахтеров, ИП. Павлов, К.И. Платонов и другие отечественные психологи. Метод произвольного и непроизвольного, прямого и косвенного внушения сравнительно часто используется в оздоровительных целях как средство для достижения эффекта гиперамнезии (сверхзапоминания) в спорте, искусстве, педагогике. Не менее известен эффект метода психологического заражения, гипертрофированного возбуждения в массе людей, особенно в подростковой, молодежной аудитории, «стадного чувства», полной отключенности от личного отношения к окружающему (создания панической атмосферы либо достижения всеобщего экзальтированного восторга и т.п.). При этом зараженность как социально-культурный феномен способна принимать самые различные формы - от бездумного подражания в моде до всеобщей поистине дикой и безумной исступленности. Именно на методе психологического заражения замешана агрессивная природа современной массовой культуры, вся практика продвижения и утверждения её «звезд» и «кумиров». Менеджерам, педагогам, технологам, занятым в социально-культурной сфере, хорошо известно, что отсутствие при использовании заражения должной его организации, контроля и регулирования неизбежно приводит к реальному возникновению в <охэлпе» нездорового ажиотажа, массовых психологических «вывихов» и вспышек агрессивности.

Эффективность каждого из психологических методов зависит от того, насколько он соответствует ряду требований, а именно: валидности -точности измерения получаемого результата, действенности и степени адекватности исследуемой проблеме; надежности - постоянству и устойчивости получаемых результатов; трудоемкости, количеству времени и уровню квалификации, необходимым для овладения данным методом, В процессе социально-культурной деятельности получили большое распространение такие методы психологии, как метод наблюдения, опросные методы, диагностические методы и метод эксперимента (см. подробнее о характеристике каждого из них в разделе «Социально-культурные технологии»).







Дата добавления: 2015-09-06; просмотров: 746. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия