Ком не нуждается, никого не боится, никого не любит, и, вследствие этого,
Никого не щадит. Как Диоген, он готов жить чуть не в бочке и за это Предоставляет себе право говорить людям в глаза резкие истины по той Причине, что это ему нравится. В цинизме Базарова можно различить две стороны: внутреннюю и внешнюю, цинизм мыслей и чувств и цинизм манер и выражений.[2] Ироническое отношение к чувству всякого рода, к мечтательности, к Лирическим порывам, к излияниям составляет сущность внутреннего цинизма. Первый зависит от склада ума и от общего мировоззрения; второй Обуславливается чисто внешними условиями развития, свойствами того Общества, в котором жил рассматриваемый субъект. На людей, подобных Базарову, можно негодовать, сколько душе угодно, но Признавать их искренность - решительно необходимо. Эти люди могут быть Честными и бесчестными, гражданскими деятелями и отъявленными мошенниками, Смотря по обстоятельствам и личным вкусам. Ничто, кроме личного вкуса, не Мешает им убивать и грабить, и ничто, кроме личного вкуса, не побуждает Людей подобного закала делать открытия в области наук и общественной жизни. Базаров не украдет платка по тому же самому, почему он не съест кусок Тухлой говядины. Если бы Базаров умирал с голоду, то он, вероятно, сделал Бы то и другое. Мучительное чувство неудовлетворенной физической
|