Издавна замечено, что Лермонтов – поэт юности, что именно в юношеские годы им упиваются. Наверное, потому что юноши и девушки увлекаются высокой романтикой, мятежностью страстей, безграничностью желаний.
Лирика Лермонтова разнообразна и многогранна. Если посмотреть юношескую лирику, то основной её мотив – переживание смысла своего гражданского и поэтического предназначения. Во многих юношеских стихотворениях душевные диссонансы осознаны ещё в романтическом свете. Первоначально лирическое “я” Лермонтова ещё во многом условно. Его своеобразие – в автобиографических событиях: разлука с отцом, лирическая передача впечатлений.
Ужасная судьба отца и сына жить розно и в разлуке умереть. Особенностью ранней лирики становится синхронность переживания. Это придаёт единство лирике.
В зрелой лирике герой Лермонтова по-прежнему чужд обществу. Он не может удовлетвориться. Но герой зрелой лирики становится ближе к людям и более земным по своим переживаниям. Лермонтов оборачивается к народной жизни, видит крестьянскую Россию, её природу. Таково стихотворение “Родина”.
Но всё же основным мотивом лирики Лермонтова является мотив одиночества и тоски, пронизывающей все стихотворения. Это объясняется тем, что лирика Лермонтова обозначила послепушкинский этап в развитии русской поэзии, время реакции, когда передовая дворянская интеллигенция, не мирившаяся с отсутствием духовной свободы, была лишена возможности открытой борьбы.
мрачное одиночество, скорбь и страдания. Поэзия Лермонтова — это вечные поиски смысла жизни, истины и счастья, неразделимые с разочарованием и страданием. На мой взгляд, основной ее мотив — это мотив одиночества, который пронизывает все его творчество. Одиноки герои его произведений, одинок и сам поэт.
4. нравственные проблемы в романе Лермонтова «герой нашего времени».
Это социально-психологический роман, в котором
основной задачей автора было создание образа современного ему человека,
исследование души человеческой. Автору удалось проследить, как окружающая
среда влияет на формирование личности, дать портрет всего поколения молодых
людей того времени. В предисловии к роману главный герой — Печорин —
характеризуется как «портрет, составленный из пороков всего нашего
поколения в полном их развитии». Автор, перекладывая часть вины на
общество, на среду и воспитание, в то же время не снимает с героя
ответственности за его поступки. Лермонтов указал на «болезнь» века,
лечение которой — в преодолении индивидуализма, порожденного безверием,
приносящего глубокие страдания Печорину и губительного для окружающих.