Студопедия — Указатель географических названий 2 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Указатель географических названий 2 страница






Этолия 620

Эфес, г. 304

Эфиопия 418, 524, 620

 

Южная Италия 7, 447, 453, 454, 456, 492

Южное море, см. Эгейское море

Юскюдар, г. 556

 

Янина, г. 156, 162, 503, 504

Япигия 85, 461

Ясона холм 337

Яффа, г. 307, 308 {684}

 

Указатель этнических названий [1697]

 

 

Абхазцы, см. также авасги 465, 627

Авасги (абхазцы) 627

Агаряне (турки, арабы) 96, 122, 276, 300, 305–307, 465, 545

Аланы 13, 36, 353, 462

Албанцы 187, 499

Амальфитяне 156, 184, 185, 518, 519

Арабы, см. также агаряне, исмаилиты, сарацины, вавилоняне, египтяне 7, 307, 465, 509, 577,

Армяне 265, 307, 313, 322, 395, 396, 552, 588, 612, 613

Ассирийцы 331

Афиняне 195

Ахейцы 206

 

Беотийцы 280

Болгары 26, 232, 461, 462, 507, 530, 541

Брабанцы 564

 

Вавилоняне 308

Варяги 26, 109, 148, 209, 439, 472, 486, 497

Венгры, см. также даки, угры 473, 494

Венецианцы 21, 31, 142–144, 156, 182–185, 439, 484, 492, 493, 495, 517–519, 561

Ветоны (неренчане) 339, 391

Византийцы, ромеи, греки – passim

Влахи 22, 26, 232, 267, 268, 503, 506, 507, 530, 540, 541, 554

 

Генуэзцы 316, 585

Германцы, см. также немцы 319, 338, 472, 503, 561

Геты (торки) 131, 484

Гипербореи 524

Гунны (торки) 214

 

Даки (венгры), см. также угры 131, 384, 396

Далматы (сербы), см. также сербы 187, 220, 240, 241, 263, 328, 463, 548

 

Евреи, см. также иудеи 307

Египтяне 607

 

Исмаилиты (турки, арабы) 274, 276, 369, 391, 393, 525, 557

Испанцы 596

Италийцы 63, 171, 172, 336

Иудеи 565 {685}

 

Карфагеняне 599

Кельтиберы (испанцы) 338

Кельты (выходцы из стран Западной Европы), см. также латиняне, франки 57, 64, 147, 150–154, 159, 162–166, 168, 169, 176, 178, 192, 193, 202, 203, 219, 232, 236, 275–278, 285, 287, 289, 291–302, 304, 305, 307, 310, 312, 316, 317, 320, 322, 327, 334, 337, 351–358, 361, 373, 381, 384–386, 388, 406, 442, 446, 504, 561

Киликийцы 55

Критяне 246

Куманы (половцы), см. также скифы 208, 213–215, 233–240, 266–274, 384, 394, 396, 397, 528, 542, 543, 555, 556

 

Лакедемоняне, см. также лаконцы, спартанцы 195

Лаконцы, см. также лакедемоняне, спартанцы 216

Латиняне (выходцы из стран Западной Европы), см. также кельты, франки, норманны 21, 26, 44, 82, 134, 141, 147, 151, 153, 159, 162–164, 167–170, 172, 176, 177, 185, 188, 193, 196, 202, 203, 209, 210, 214, 217, 219, 222, 278–282, 284–286, 288, 289, 291–296, 299–302, 306, 308–311, 317–319, 337, 350, 359, 362, 376, 377, 442, 527, 561, 563, 578, 601, 608, 609

Лидийцы 55

Ломбардцы 581

Лонгиварды 319, 356

 

Македонцы 63, 145, 396, 473

Мариандины 274, 557

Мизийцы (печенеги) 131

Митиленцы 247, 248

 

Немцы, см. также германцы 109, 110, 472

Неренчане, см. также ветоны 596

Норманны, см. также латиняне 7, 20, 26, 277, 278, 310, 311, 439, 446, 447, 452, 454, 489, 492, 497, 499, 500, 508, 511, 520, 538, 561, 568, 584, 586, 596, 600–602

 

Памфилийцы 55

Персы (древние) 195, 556

Персы (сельджуки) 57, 179, 196, 217

Печенеги, см. также скифы 8, 13, 22–24, 208, 212, 213, 216, 217, 233, 235, 439, 448, 466, 484, 500, 517, 527–529, 533, 536, 540, 542, 543, 548

Пизаны 313, 314

Половцы, см. также куманы. скифы 8, 22, 556

 

Римляне 140

Румыны 529

Русские, см. также тавроскифы 7, 517, 529, 541, 612

 

Савроматы 131, 170, 201, 203, 274, 484, 508, 528, 529

Сагудаты 615

Сакеонцы 83

Сарацины (арабы) 275, 307, 317, 369, 378, 391, 560, 561

Сарматы 462

Сельджуки 22, 26, 31, 440, 452. 453, 472, 479, 485, 525, 570, 573, 577, 587, 609

Сербы, см. также далматы 148, 251, 439, 463, 544, 548, 549

Сирийцы 55

Скифы (печенеги, узы, куманы) 13, 22, 66, 88, 121, 159, 179, 181, 196, 201–217, 219, 221–239, 251, 273, 336, 337, 353, 388, 391, 394, 396, 406, 411, 485, 517, 527, 528

Славяне 91

Спартанцы, см. также лакедемоняне, лаконцы 537

 

Тавроскифы (русские) 612

Тавры 394, 612

Тарентийцы 140

Татраны 539

Торки, см. узы

Троглодиты 196, 524

Турки‑вардариоты, турки охридские 135, 494

Турки (сельджуки), см. также агаряне, исмаилиты, персы 7, 8, 13, 20, 23, 44, 57, 59, 62, 64, 67, 68, 94, 104, 133, 136–138, 142, 152, 169, 170, 189–194, 196, 200, 217, 220, 232, 242, 248, 266, 272, 274, 275, 277–279, 289, 292–295, 297, 305, 307, 309–311, 322, 351, 353, 365, 374, 375, 382, 386, {686} 388, 389, 400–403, 406–410, 412–415, 441–443, 448, 462, 464, 465, 470, 478, 495, 498, 505, 540, 557, 561, 562, 571, 582, 589, 609, 611, 616–618, 625

Турки охридские, см. вардариоты

 

Узы (торки), см. также скифы, геты, гунны 8, 22, 214, 484, 508, 509, 528, 529

 

Фессалийцы 145

Фивийпы 537

Фракийцы 63, 396, 473, 507

Франки (выходцы из стран Западной Европы), см. также кельты, латиняне 26, 67, 167, 275, 279, 292, 295, 305, 308, 310, 313, 316, 317, 319, 375, 376, 385, 447, 449, 507, 556, 561, 576

 

Халдеи 395

Хоматинцы 64

 

Эллины 140, 281, 285, 288, 395

Эфесяне 302

 

Южные славяне 20, 47 {687}

 

 


[1]В фигурные скобки {} здесь помещены номера страниц (окончания) оригинального издания – Ю. Ш.

 

[2]На податных сборщиков горько жалуется в конце XI в. архиепископ Болгарии Феофилакт (PG, 126, col. 405, 433, ср. col. 333, 357, 444).

 

[3]См. Ангелов, История на Византия, стр. 390–391.

 

[4]К этой мере прибегал в начале своего правления и Алексей I (Ал., V, 2, стр. 158 и сл.).

 

[5]Ostrogorsky, History..., pp. 283–284.

 

[6]См. прим. 359.

 

[7]См. Литаврин, Болгария и Византия, стр. 376 и сл.

 

[8]См. Каждан, Загадка Комнинов.

 

[9]Oster, Anna Komnena, III, S. 16.

 

[10]Еще в 1059 г. Анна Далассина пыталась утвердить на престоле своего мужа, отца Алексея, Иоанна Комнина (см. прим. 289). Судя по «Алексиаде», в 1081 г. Анна Далассина руководила каждым шагом своих сыновей.

 

[11]См. ниже, стр. 14.

 

[12]Zon., XVIII, 22. До нас дошел акт, по которому Алексей передавал во владение своему брату Адриану полуостров Кассандра.

 

[13]Так, например, испытывая финансовые затруднения в 1082 г., Алексей в первую очередь обращается к своим ближайшим родственникам, которые помогают императору из своих личных средств (V, 1–2, стр. 157 и сл.).

 

[14]Zon., XVIII, 29.

 

[15]Характерно, что, описывая события до воцарения Алексея, Анна дважды упоминает сенат как самостоятельный орган (I, 9, стр. 74; II, 5, стр. 100).

 

[16]См. Force, Les conseillers...

 

[17]Большинство наших свидетельств о развитии провинциальных городов и о расцвете там ремесла и торговли относится ко времени правления наследников Алексея. Можно, однако, предположить, что этот процесс начался уже при первом Комнине, тем более что Анна несколько раз говорит о деятельности своего отца по восстановлению старых и строительству новых городов (XI, 10, стр. 315; XIV, 1, стр. 374; XIV, 9, стр. 398). Любопытно указание писательницы на то, что «Алексей, как известно, повсюду соорудил города» (ας πανταχοΰ ισμεν ανοικοδομηθείσασ αυτω – XV, 7, стр. 418).

 

[18]Совсем недавно было издано небольшое исследование Р. Браунинга (Browning, An unpublished...), посвященное неопубликованной монодии на смерть писательницы, близкого к Анне человека, эфесского митрополита Георгия Торника. В монодии есть ряд интереснейших сведений об Анне. К сожалению, Р. Браунинг дает лишь краткие отрывки из этого произведения.

Отдельные детали к биографии Анны содержатся в опубликованном прологе к завещанию Анны (Kurtz, Unedierte Texte..., Ss. 93 sq.). Terminus ante quem для этого документа – дата смерти Ирины Дукены, которая упомянута в прологе как живая. Е. Курц, относящий смерть Ирины к 1123 г., датирует составление завещания 1122 г. Однако 1123 г. нельзя считать твердо установленной датой смерти Ирины (см. прим. 1595). Сохранилась также печать Анны (см. Tailliez, Le sceau...).

 

[19]Nic. Br., Praef., р. 8.

 

[20]См. Ал., III, 1, стр. 117. Вряд ли Мария посвящала семи‑восьмилетнюю девочку во все тайны! По‑видимому, эта деталь рассказа Анны – результат «стилизации истории».

 

[21]Скорее всего это произошло в 1091 г. Анна говорит, что она воспитывалась в доме Марии до восьми лет (III, 1, стр. 117), и глухо упоминает о несчастьях, постигших ее в этом возрасте. Видимо, в это время она и была разлучена с низложенным Константином и, таким образом, потеряла перспективу стать императрицей.

 

[22]По словам Зонары (Zon. XVIII, 22), Константин умер до того, как Анна достигла подходящего для брака возраста.

 

[23]В 1097 г., в тринадцатилетнем возрасте Анна, возможно, была уже замужем. На эту мысль нас наводит глава 9 книги X «Алексиады», где Никифор назван зятем императора и «моим господином кесарем». Впрочем, быть может, эти слова ни о чем еще не свидетельствуют. Ведь называет же Анна Вриенния кесарем и тогда, когда он еще не имел этого титула.

 

[24]Kurtz, Unedierte Texte..., Ss. 94, 100.

 

[25]О Вриеннии см. прим. 750.

 

[26]См. об этом ниже, стр. 18.

 

[27]Ср. пролог к завещанию Анны (Kurtz, Unedierte Texte..., S. 99).

 

[28]Browning, An unpublished..., р. 5 и Appendix, extract 2.

 

[29]См. прим. 1591.

 

[30]Эти сообщения ввиду их большого интереса приводятся нами в русском переводе в прим. 1591.

 

[31]Zon., XVIII, 24.

 

[32]Иного мнения придерживается Дж. Баклер (Buckler, Anna Comnena..., рр. 27–32), отмечающая, что Анна нигде в «Алексиаде» прямо не подвергает сомнению законность права Иоанна на престол. Можем прибавить, что версию о соперничестве Анны и Иоанна опровергает Торник (Browning, An unpublished..., Appendix, 3). Но Торник, безусловно, писал со слов Анны, а ей, видимо, не хотелось ухудшать и без того плохие отношения с царственным братом и гораздо выгоднее было представить себя безутешной дочерью, нежели неудачной претенденткой на престол.

 

[33]Nic. Chon., р. 15.

 

[34]Ibid., рр. 16–17.

 

[35]Этот монастырь, основанный Ириной Дукеной, по‑видимому, находился в северо‑западной части города (Janin, La géographie..., р. 196 sq.).

 

[36]ММ, V, рр. 327–391. Интересующая нас часть типика (рр. 382–391) представляет собой позднейшее дополнение к основному тексту, составленному еще до 1111 г. Датировка «до 1118 г.», предложенная издателями для всего типика, является ошибочной (см. Пападимитриу, Феодор Продром, стр. 142 и сл.). Неверно датирует дополнение к типику временем после 1138 г. Р. Жанен (Janin, La géographie..., рр. 197–198). Дополнение, как и основной текст, составлено от имени Ирины, которая умерла до 1138 г.

 

[37]«Ioannis Tzetzae epistolae», рр. 45–46. Письмо Анне датируется между апрелем 1146 и мартом 1147 г. (см. Giske, De Ioannis Tzetzae scriptis..., рр. 7–8).

 

[38]Browning, An unpublished..., p. 6 sq.

 

[39]Ibid., Appendix, 4.

 

[40]См. ниже, стр. 19.

 

[41]Browning, An unpublished..., р. 4.

 

[42]Ibid., р. 8.

 

[43]См. Kurtz, Unedierte Texte..., Ss. 95–96.

 

[44]Репутация образованнейшей женщины своего времени прочно утвердилась за Анной уже в Византии. Так, Феодор Продром называет Анну «тринадцатой музой», «обиталищем харит» и т. д. (Пападимитриу, Феодор Продром, стр. 119–120, прим. 4). Образованностью Анны восхищался Зонара (Zon., XVIII, 24). Младший современник Анны Константин Манасси в монодии на кончину внука Анны, Никифора (между 1171 и 1175 гг.), не знает, кому отдать пальму первенства: Никифору Вриеннию или Анне. Манасси сравнивает Анну с знаменитыми женщинами‑философами античности Феано, Гиппархией, Ипатией, поэтессой Сапфо, а «по царственности, изяществу и приятности нрава» уподобляет ее Клеопатре (Курц, Евстафия Фессалоникийского..., стр. 306–307). Любовь Анны к философии и ее приверженность к наукам отмечает Никита Хониат (Nic. Chon., p. 15). Интересно, что все византийские авторы свидетельствуют об увлечении Анны философией и науками. О занятиях же Анны историей вскользь упоминает лишь Торник.

 

[45]См. прим. 19.

 

[46]Неизвестно, занималась ли Анна литературным трудом до этого времени. Под ее именем до наших дней дошло лишь одно небольшое стихотворение (см. Buckler, Anna Comnena..., рр. 5–6).

 

[47]Начиная с 1118 г.

 

[48]Эпохе Алексея Комнина посвящены гл. 19–29 кн. XVIII. Время написания «Хроники» Зонары неизвестно. Можно лишь утверждать, что она была создана между 1118 и 1159 гг. (см. Moravcsik, Byzantinoturcica, I, S. 344; Browning, An unpublished..., p. 5).

 

[49]Времени правления Алексея I посвящены стр. 618 и сл. хроники Глики (Glycas).

 

[50]Времени правления Алексея I посвящены стр. 177–187 хроники (Anon. Syn. Chron.).

 

[51]См. Moravcsik, Byzantinoturcica, I, Ss. 526–528; Charanis, Byzantium, the West..., p. 30 sq.

 

[52]Следует отметить, что многие восточные источники не переведены на европейские языки, и мы не имели возможности произвести сопоставления их данных со свидетельствами Анны. Нет сколько‑нибудь полного сопоставления и в научной литературе.

 

[53]Н. Радоjчич, Вести..., стр. 15.

 

[54]Leib, Complots...

 

[55]См. выше, стр. 12.

 

[56]В этом отношении Анна почти не прибавляет ничего нового к сообщениям пресвитера Кузьмы и Евфимия Зигавина (см. прим. 1477). Сама писательница плохо разбирается в тонкостях еретической теологии и имеет туманное представление о различиях между ересями.

 

[57]Свидетельства Анны бросают свет на социальный состав участников еретических движений (см. прим. 1477).

 

[58]См. выше, стр. 9 и сл.

 

[59]Chalandon, Essai..., р. XVIII.

 

[60]См. Ал., XIV, 6, стр. 390–391.

 

[61]Вопрос о характере и даже о самом факте существования этого источника по‑разному решается различными исследователями. Подробно см. об этом: Любарский, Об источниках..., стр. 110 и сл.

 

[62]См. Любарский, Об источниках..., стр. 107 и сл.

 

[63]См. Любарский, Фрейденберг, Девольский договор 1108 г..., стр. 262.

 

[64]См. Любарский, Замечания...

 

[65]Следует отметить, что некоторые датировки упомянутых у Анны событий, по традиции переходящие из одного ученого исследования в другое, не выдерживают критики. Это и заставило нас попытаться с возможной полнотой проанализировать в комментарии хронологические указания историографа.

 

[66]См. Jenkins, The classical background, p. 20 sq.

 

[67]См. об этом Leib, Les silences d'Anne Comnene..., pp. 1–11.

 

[68]Мы далеки от мысли приуменьшать значение этой работы, проделанной византийскими гуманистами. Только благодаря ей современные ученые имеют представление о многих исчезнувших памятниках античности.

 

[69]Анна с большим уважением относится к Пселлу (см. V, 8, стр. 172); в «Алексиаде» мы находим немало заимствований из его «Хронографии».

 

[70]См. «Византийская сатира „Тимарион“», стр. 365.

 

[71]См. Browning, An unpublished..., р. 8.

 

[72]Пападимитриу, ‛Ο Πρόδρομος..., стр. 155–163.

 

[73]См. Koukoulès, Vie et civilisation..., I, p. 105.

 

[74]Успенский, Синодик, стр. 16, 17.

 

[75]Browning, A new source..., pp. 192, 200.

 

[76]Пападимитриу, Феодор Продром, стр. 123 и сл.

 

[77]Browning, An unpublished..., р. 8.

 

[78]Подробно см.: Любарский, Мировоззрение..., стр. 159 и сл.

 

[79]Об этом же говорит Анна и в прологе к завещанию (Kurtz, Unedierte texte..., S. 99).

 

[80]Nic. Br., Praef.

 

[81]Подтверждение зависимости этических взглядов Анны от Аристотеля мы находим в данных монодии Торника (Browning, An unpublished..., рр. 6–7): в философском кружке, во главе которого стояла Анна, был выполнен комментарий к «Этике Никомаха» Евстратия Никейского и Михаила Эфесского.

 

[82]См. об этом прим. 284.

 

[83]«Личность Анны, – пишет Хассей, – доминирует в „Алексиаде“ так же, как и личность Пселла в его „Хронографии“» (Hussey, Church and learning..., р. 109).

 

[84]Последнее менее вероятно, ибо в этом случае Анна ликвидировала бы отдельные противоречия, встречающиеся в тексте, и заполнила лакуны.

 

[85]«Однако конь исторического повествования свернул с дороги, вернем его, вырвавшегося из узды, обратно на прежний путь» (I, 16, стр. 89). Подобными выражениями пестрят страницы «Алексиады».

 

[86]Как известно, еще Дионисий Галикарнасский упрекал Фукидида за то, что в его «Истории» «изложение крупных событий разрывается на мелкие отделы и возникает неясность рассказа» (см. «История греческой литературы», III, стр. 163).

 

[87]Нам известна лишь одна работа С. Антониадиса, посвященная этому вопросу – ’Αντονιάδης ‛Η περιγραφική...

 

[88]Этому стилю следовали, конечно, не все писатели, но тенденция к нему явно ощущается в византийской литературе, особенно до X в.

 

[89]Jenkins, The classical background..., р. 14.

 

[90]См.: I, 10, стр. 75 (Роберт); II, 6, стр. 102; III, 2, стр. 119 (Мария); III, 3, стр. 121 (Ирина) и др.

 

[91]См., например, Oster, Anna Komnena, III, Ss. 1–16.

 

[92]Следует с сожалением отметить, что еще не написана о языке Анны Комниной работа, которая по обстоятельности и тщательности анализа могла бы сравниться с такими исследованиями языка Пселла, как работы Е. Рено и Г. Бэлига (Renaud, Étude...; Böhlig, Untersuchungen). Отдельные замечания о языке Анны см. Buckler, Anna Comnena..., рр. 479–516.

 

[93]Сама Анна убеждена в том, что она в совершенстве владеет древним языком (см., например, Ал., Введ., 1, стр. 53). Но на самом деле в языке писательницы встречаются отступления от грамматических норм как аттического диалекта, так и κοινή. Анна, например, весьма вольно пользуется наклонениями и временами глаголов, согласует существительное среднего рода множественного числа с множественным числом глаголов, не всегда придерживается правил глагольного и предложного управления и т. д. Что касается лексики, то Анна нередко для обозначения понятий, не существовавших в античности, прибегает к иностранным, чаще всего к латинским терминам, придает старым словам новые значения и т. п.

 

[94]О рукописной традиции сочинения Анны см. предисловие к изданию Б. Лейба (Leib, Alexiades..., I, рр. CLXIII–CLXXX).

 

[95]См. Leib, Alexiade... Следует, правда, отметить, что Б. Лейб в комментарии часто некритически следует за другими авторами, особенно при датировке отдельных событий. Комментарий имеет существенный недостаток: его автор почти вовсе не учитывает работы славянских исследователей, которые немало сделали для изучения «Алексиады», особенно в той ее части, где речь идет о взаимоотношениях Византии с южными славянами.

 

[96]См. Moravcsik, Byzantinoturcica, I, Ss. 220–221

 

[97]Dawes, Anna Comnena... – Этот перевод получил высокую оценку в научной печати (см. рецензию А. Грегуара в Byz., IV, 1929), однако в смысле точности он далеко не безукоризнен.

 

[98]Библиография работ до 1955 г. приводится Г. Моравчиком (Моravcsik, Byzantinoturcica, I, Ss. 222–223).

 

[99]Софокл, Аякс, 647.

 

[100] Порфира – особая, украшенная пурпуром палата Большого дворца, где рожали императрицы (см.: Janin, Constantinople byzantine..., р. 121 sq.; Treitinger, Die oströmische Kaiser– und Reichsidee..., S. 58). Анна подробнее говорит о ней ниже: VI, 8, стр. 188; VII, 2, стр. 205. Порфирородными назывались дети императоров, рожденные в Порфире. Феодор Продром в стихах, обращенных к Анне, именует ее порфирородной (Пападимитриу, Феодор Продром, стр. 89).

 

[101]Аристотель всегда был почитаемым византийцами автором. Отношение к Платону было более настороженным. В XI в. византийская интеллигенция обратилась к изучению Платона: митрополит Евхаитский Иоанн Мавропод в одной из эпиграмм взывает к Христу с просьбой признать Платона и Плутарха «своими» (Iohannis Euchaitorum..., р. 24); Михаил Пселл называл себя учеником Платона (Psellos, Scripta minora, II, р. 252, 5–6) и защищал его от нападок Иоанна Ксифилина (Sathas, Bibl. gr., V, р. 444, 5–8). Феодор Продром в речи к Исааку Комнину хвалит последнего за то, что тот изучил Аристотеля и Платона (Praechter, Beziehungen zur Antike in Theodoras Prodromos Rede..., S. 317). Однако и среди современников Анны оставалось немало ортодоксально настроенных людей, которые, подобно Михаилу Глике, признавали авторитет лишь одного античного философа – Аристотеля (Krumbacher, Michael Glykas, S. 394 sq.).

 

[102]Анна имеет в виду квадривиум наук, включавший в себя арифметику, геометрию, астрономию и музыку.

 

[103] Природа (греч. φύσις) и стремление к знанию (η περι τας επιστήμας σπουδή). Ниже писательница утверждает, {437} что приступает к рассказу не с целью показать свое умение владеть слогом (греч. η περι λόγους ασκησις). Все три термина, которыми в данном случае пользуется Анна [φύσις, επιστήμη (τέχνη), ασκησις], восходят к античным теориям ораторского искусства (см. Isocr., XIII, 14–15; Dionys, De imitat., II, 27; Aristid, XLV, 114). По мнению древних авторов, совокупность этих качеств необходима истинному оратору. Анна обладает всеми достоинствами настоящего оратора, однако выступает против смешения жанров историографии и риторики (см. прим. 131).

 

[104]Начиная со слов «... а чтобы...» текст представляет собой скрытую цитату из Иоанна Епифанийского (Hist. gr. min., I, p. 376).

 

[105]Намек на «Политику» Аристотеля (1277в14). Анна вообще находится под большим влиянием этических представлений Аристотеля (см. Предисл., стр. 37).

 

[106]Бытие, IX, 18–27.

 

[107]Ил., XI, 654; XIII, 775; Од., XX, 135.

 

[108]Начиная со слов «Когда кто‑нибудь...» текст представляет собой скрытую цитату из Полибия (Polyb., I, 14). Провозглашение истины (αλήθεια, ακρίβεια) целью или законом историографических сочинений – общее место у античных авторов (Avenarius, Lukians Schrift..., S. 40 sq.). Приверженность истине, как правило, декларируется и византийскими историками (см., например, Theoph. Cont., р. 353; Cedr., Ι, p. 3). Заверения в приверженности истине повторяются в «Алексиаде» с гораздо большей назойливостью, чем у других авторов (см. I, 10, стр. 75; XIV, 7, стр. 391–392 и др.). Эти декларации служат писательнице своего рода ширмой для прикрытия истинной цели ее произведения – прославления царствования Алексея (см. Предисл., стр. 31–32). Обращает на себя внимание то обстоятельство, что Анна нигде не говорит, что историческое сочинение должно приносить пользу читателям. Между тем тезис о полезности исторических сочинений (χρήσιμον, ονησις) постоянно встречается у античных писателей (Scheller, De hellenistica..., р. 43). Византийские авторы, как правило, провозглашают пользу первой и главной целью исторических сочинений, что соответствует назидательному характеру византийской литературы вообще (см.: Georg. Mon., col. b. 44; Theoph., р. 6; Theoph. Cont., pp. 4–5, 211; Attal, р. 8; Nic. Chon., p. 4 sq.). «Забывчивость» Анны кажется тем более странной, что тезис о полезности историографии неоднократно декларируется Полибием, историографическим теориям которого писательница следует во многих случаях. Видимо, в представ‑ {438} лении Анны главная задача историографии не морально‑назидательная, а фактографическая.

 

[109]Никифор Вриенний, муж Анны, – сын или внук мятежника Никифора Вриенния Старшего, о котором писательница рассказывает в дальнейшем (ср. прим. 750). До замужества с Вриеннием Анна была обручена с малолетним сыном Михаила Дуки Константином (см. Предисл., стр. 11).

 

[110]Император Иоанн II Комнин (1118–1143) вел длительные войны с сербами, печенегами и венграми, но главными его врагами были норманны, владевшие Сирией. В данном случае Анна имеет в виду так называемый сирийский поход, во время которого Иоанн захватил Киликию и Антиохию. О дате этого похода см. ниже, прим. 19.

 

[111]Анна говорит о своей матери, жене Алексея – Ирине Дукене. Ирина была одной из трех дочерей протовестиария Андроника Дуки, сына кесаря Иоанна, о котором Анна неоднократно упоминает в своей истории. Алексей Комнин женился на Ирине в 1077 г. Инициатива этого брака исходила от семьи Дук, и он был заключен вопреки воле царствовавшего тогда Михаила Дуки и особенно матери Алексея, Анны Далассины, враждебно относившейся к дому Дук (Nic. Br., III, 6). Об Ирине см. Диль, Византийские портреты, вып. 2, стр. 41–65.

 

[112]Исторический труд Никифора Вриенния носит название Υλη ιστοριας, т. е. «Материал для истории». Единственная рукопись сочинения Никифора, которая легла в основу существующих изданий, ныне утеряна (см. Moravcsik, Byzantinoturcica, I, Ss. 443–444). В I и II книгах «Алексиады» Анна широко пользуется трудом своего мужа (см. Предисл., стр. 19).

 

[113]На самом деле сочинение Вриенния начинается с рассказа о первых Комниных – Мануиле и его сыновьях Исааке и Иоанне. Затем Вриенний действительно переходит к повествованию о царствовании Романа Диогена (1068–1071).

 

[114]Произведение Никифора Вриенния кончается изложением событий 1079 г. О Никифоре Вотаниате см. прим. 57.

 

[115]Климат Сирии византийцы считали непереносимым. См., например, описание путешествия в Сирию младшего современника Анны, Константина Манасси: «О дурной из дурных, всем ненавистный Тир! Какой язык ритора опишет твой тяжелый, удушливый воздух и губительный жар солнца?» (Horna, Das Hodoiporikon..., S. 335).







Дата добавления: 2015-09-06; просмотров: 441. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Гидравлический расчёт трубопроводов Пример 3.4. Вентиляционная труба d=0,1м (100 мм) имеет длину l=100 м. Определить давление, которое должен развивать вентилятор, если расход воздуха, подаваемый по трубе, . Давление на выходе . Местных сопротивлений по пути не имеется. Температура...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия