Дистилляция
Дистилляция — основной метод извлечения эфирных масел из растений. По утверждению авторитетных специалистов, это единственный метод, с помощью которого можно получить вещества, полностью соответствующие определению «эфирное масло». Вещества, получаемые другими методами, называются эссенциями или абсолютами. При дистилляции растительное сырье или погружают в воду, которую затем доводят до кипения, или кладут на сетку, расположенную над кипящей водой, так чтобы через него проходил пар. В качестве сырья могут использоваться листья, корни, плоды, цветы, ветви, стволы, кора и смолы. Когда сырье помещают в воду, то процесс получения масла называется прямой дистилляцией, а если через него пропускают пар, то это называется дистилляцией паром. И в том, и в другом случае горячая вода и пар разрывают железы растения и содержащаяся в них эссенция высвобождается в виде пара. Этот пар вместе с паром, участвующим в процессе перегонки, собирается в трубке, проходящей через охлаждающие установки, после чего вновь приобретает жидкую форму и сливается в отстойник. Пар превращается в водный дистиллят, а эссенция растения — в эфирное масло. Так как масло легче воды, оно собирается на поверхности отстойников и его легко отделить от водной фракции. Иногда водный дистиллят также бывает ценным продуктом и продается в качестве цветочной или травяной воды. Из некоторых растений путем дистилляции можно получить лишь очень незначительное количество эфирного масла, и тогда оно считается побочным продуктом при производстве, к примеру, розовой или апельсиновой воды. Для получения эфирного масла из более деликатных, нежных растений, не переносящих воздействия паром, — жасмина, розы, цветков апельсина — применяется другая технология, а именно: анфлераж или экстракция растворителями. Процесс дистилляции как метод получения эфирных масел из растений известен по крайней мере с X века н. э. Предполагается, что это метод был изобретен в Персии, где высоко ценили эфирные масла за их прекрасный аромат и использовали в качестве духов. Однако при недавних археологических раскопках в Италии были обнаружены дистилляторы простой конструкции. Это говорит о том, что древние римляне уже знали эту технологию, а персы просто усовершенствовали ее. Некоторые дистилляторы, используемые сегодня, особенно в менее развитых странах, мало отличаются от тех старинных дистилляторов, но там, где существует крупномасштабное производство эфирных масел, подобные установки отличаются значительно большим объемом и часто бывают изготовлены из нержавеющей стали, хотя в них применяется та же технология. См. также статьи «Анфлераж», «Эссенции», «Эфирные масла», «Метод холодного отжима», «Экстракция» и «Фильтрация». Духи Эфирные масла и другие растительные вещества — это самая старая формула духов. Упоминавшиеся Шекспиром «ароматы Аравии» были эфирными маслами, в основном розы, жасмина и других цветов. В арабских странах методами получения эфирных масел из растений владели уже в X веке. До этого делали настоянные масла из цветов и других душистых растений или пропитывали животные жиры растительными веществами для приготовления ароматных помад. Современный метод производства духов, при котором эфирные масла растворяют в очищенном спирте, возник в начале XVII века в Германии и Франции. К XIX веку парфюмерные фабрики в основном сосредоточивались вокруг города Граса, расположенного в середине района, где выращивается множество цветов и других ароматических растений. Поэтому Грасс также стал центром торговли эфирными маслами, используемыми как в парфюмерии, так и в ароматерапии. А те масла, которые не производятся во Франции, часто импортируются и экспортируются через Грасс. В некоторых духах высшего качества эфирные масла все еще используются в качестве основы парфюмерной композиции, в частности в тех, формула которых была разработана в конце XIX — начале XX века. Духи, созданные позднее, в значительной степени или полностью ароматизируются синтетическими веществами. Искусственные ароматические молекулы могут имитировать тысячи натуральных ароматов. Иногда ароматические молекулы извлекают из натуральных масел и объединяют в разнообразных сочетаниях. По крайней мере, хорошо уже то, что синтетические вещества почти полностью заменили экстракты животного происхождения, такие, как мускус и ибетин (пахучий секрет, вырабатываемый железами виверры — хищного млекопитающего, обитающего в Юго-Восточной Азии), которые раньше широко использовались в парфюмерии в качестве фиксаторов. Некоторые ароматы, например жасмина, невозможно воссоздать с абсолютной точностью, и при производстве духов используется очень небольшое количество натурального абсолюта жасмина с добавлением синтетического жасмина, чтобы сделать аромат более похожим на настоящий. Многие ароматерапевты любят смешивать масла специально с целью создания духов, и такие смеси не только имеют лечебные свойства, но и приятно пахнут. На самом деле многие лечебные масла имеют приятный запах, и даже те из них, которые могут не нравиться в чистом виде, в крошечных количествах воспринимаются очень хорошо. Спирт, применяемый в парфюмерии, невозможно купить, не имея лицензии, поэтому духи, изготовленные в домашних условиях, обычно состоят из смеси одних только масел. Перед готовыми духами они имеют то преимущество, что гораздо дольше сохраняют свой аромат. Только наносить их нужно на очень небольшие участки кожи. Из некоторых цветочных абсолютов получаются замечательные духи, когда они используются в неразведенном виде. В коммерческой парфюмерии конечный продукт классифицируется по содержанию ароматического материала (эфирного или другого масла) относительно содержания спирта. Духи содержат от 15 до 20%, душистая вода приблизительно 10%, туалетная вода от 4 до 6% и одеколон от 2 до 3%. Существуют разные теории относительно приготовления парфюмерных смесей. Одна из них, изобретенная в XIX веке французским парфюмером Писсе, предполагает, что ароматы следует классифицировать в соответствии с расположением нот на нотном стане. Отсюда возникли такие широко используемые в парфюмерии понятия, как верхняя, средняя и базовая нота. Верхняя нота — этот тот запах, который вы чувствуете сразу же, когда нюхаете эфирное масло, смесь или духи. Средняя нота придает маслу, смеси или духам его основные характеристики, а базовая нота — это запах, который сохраняется дольше всех. Есть несколько эфирных масел, которые можно легко распознать по базовой ноте, такие, как пачули, мирра, жасмин и сандаловое дерево, но ни ароматерапевты, ни парфюмеры не всегда едины в своем мнении по поводу того, какие эфирные масла можно отнести к имеющим верхнюю и среднюю ноту. Здесь имеют значение такие факторы, как сезонные изменения: например, масло, извлеченное из одного растения, можно описать как имеющее верхнюю ноту, если оно было собрано после солнечного сухого сезона, и как имеющее среднюю ноту, когда лето было пасмурным. Однако эти определения в значительной степени субъективны. Лучший помощник при смешивании эфирных масел — ваш собственный нос. Развивайте его чувствительность, работая с маслами очень высокого качества, и исключите из своего обихода синтетические запахи. Это не всегда легко сделать, поскольку синтетические ароматы используются фактически во всех веществах, которыми мы пользуемся в быту, начиная от шампуней, моющих средств и заканчивая косметикой. Однако все эти средства можно заменить или теми, которые не имеют аромата, или теми, которые ароматизированы натуральными растительными экстрактами. Поверьте мне, стоит поискать их в продаже и даже заплатить немного дороже. От этого выиграет и ваше здоровье, и ваша способность более тонко ощущать запахи вообще и аромат эфирных масел в частности.
|