Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Современная концепция политической культуры





Политическая культура является частью культуры социального действия. Поэтому ее нужно рассматривать не только в политичес­ком, но и в культурологическом аспекте. В отечественной культу­рологии существует давняя традиция понимания культуры как «тех­нологии деятельности», «способа деятельности» [см. Каган М. С. Че­ловеческая деятельность. М, 1974. С. 220—222; Маркарян Э.С. Тео­рия культуры и современная наука, Логико-методологический ана­лиз. М., 1983. С. 44; Китаев П.М. Культура: человеческое измере­ние. По материалам исследований в СССР в период 20—80 годов. СПб., 1997. С. 20—33]. Под влиянием данного подхода в россий­ской политической социологии и политологии сформировалось представление о культуре как о «способе осуществления полити­ческой деятельности» [Клюев, 80].

В рамках этого понимания определенный, исторически обу­словленный тип организации общества, порождает определенный тип культуры и соответствующий ему тип личности. Культура — это не просто набор человеческих качеств, но и обусловленный этими качествами тип отношений между людьми. Она воплощает­ся в характере не только социальных институтов, норм и ценнос­тей, но и межличностных отношений. С этой точки зрения поли­тическую культуру можно рассматривать как способ взаимодейст­вия людей в сфере распределения и осуществления власти. С уче­том этих методологических замечаний мы будет анализировать со­временную концепцию политической культуры в ее неразрьшнои связи с классической теорией политической культуры, изложен­ной в гл. 3.

 

[234]

Политическая культура как способ взаимодействия людей в сфере власти характеризуется отношениями между правящей (эли­той) и неправящей (рядовыми гражданами) частью населения, а также отношениями между людьми, входящими в эти части поли­тического сообщества. Особое значение характер этих взаимоотно­шений приобретает в условиях ускоренной политической модерни­зации — преобразования автократической системы власти в демо­кратическую. В данном случае судьба политической культуры в ре­шающей степени зависит от сотрудничества представителей элиты и рядовых граждан, когда последние с помощью первых приобре­тают знания и навыки, необходимые для политического участия [Алмонд и Верба, 1992, 132]. Это свидетельство того, что граж­данская политическая культура, наиболее соответствующая системе представительной демократии, представляет собой тип отношений, складывающихся между людьми в процессе распределения и осу­ществления власти, а не только тип установок и тип поведения.

Следует особо остановиться на поведенческих компонентах по­литической культуры, которые большинством современных авто­ров однозначно включаются в ее определение [см., например: Ба­талов, 1990, 25; Клюев, 80—81; Назаров, 1998, 28; Рукавишников, Халман и Эстер, 1998, 91-93, 190-191; Такер и др.]. Обобщая опыт изучения политической культуры в различных странах, М.М. Назаров предложил рассматривать политическую культуру как «совокупность... устойчивых компонент политического созна­ния и поведения» [Политическая социология, 274] и разработал систему ее показателей, содержащую, наряду с характеристиками политического сознания, такие характеристики политического по­ведения, как «уровень включенности» в деятельность политических организаций, «участие в выборах и референдумах», «опыт электо­ральных решений», участие в различных акциях протеста [Там же, 281; Назаров 1998, 281]. А. В. Клюев добавляет к этому еще и на­выки политической деятельности [Клюев, 81]. Навыки политичес­кого участия являются важным элементом гражданской полити­ческой культуры, поскольку благодаря им, в конечном счете, реа­лизуются политические установки людей. Е. Б. Шестопал отмеча­ет, что навыки, в частности, означают «стереотипы, являющиеся следствием повторения определенных политических действий» [Шестопал 2000, 126], т.е. они вырабатываются у людей на основе постоянного участия в политической жизни.

Признавая в целом правильной критику Алмонда и Вербы за то, что они в свое определение политической культуры включили только политические установки людей, следует отметить, что в ра­боте «Гражданская культура» неоднократно подчеркивается, что

 

[235]

эта культура представляет собой не только тип политических ори­ентации, но и тип политического поведения [Алмонд и Верба, 1992, 130]. Так, в ней отмечено: «Гражданское обучение в США делает упор на тот тип поведения, который ближе к рационально-активистской модели, чем к гражданской культуре. Указанный тип поведения составляет важный компонент гражданской культуры» (курсив мой. — Г. А.) (Там же, 130]. Далее авторы пишут: «Неуди­вительно, что гражданская культура не передается исключительно путем прямого обучения ей. Составляющие ее ориентации и пове­дение (курсив мой. — Г. А.) соединены сложным, запутанным об­разом...» [Там же]. В разделе, посвященном анализу проблем фор­мирования гражданской культуры в странах, которые начали пере­ход к демократии, Алмонд и Верба отмечают, что здесь «путем обучения могут быть развиты многие важные компоненты граж­данской культуры. Оно может дать индивидам навыки политическо­го участия» (курсив мой. — Г. А.) [Там же, 132].

Как уже отмечалось, современные исследователи политической культуры однозначно относят навыки участия к поведенческим ее компонентам. Поэтому можно сказать, что Алмонд и Верба в своем исследовании политической культуры фактически изучали формы ее проявления не только в сфере сознания, но и в сфере поведения.

Соглашаясь в принципе с утверждением о том, что «среди про­явлений политической культуры есть и такие, которые относятся к ^фере политического сознания, и такие, которые лежат в сфере по-гитического действия (поведения)» [Шестопал 2000, 112], нужно гсе-таки признать, что культура несводима ни к сознанию, ни к юведению. Она только проявляется в них, как проявляется и в от-юшениях между рядовыми гражданами и элитами. Причем в ре-льном сознании и поведении населения конкретных стран прояв-яется не один, а несколько исторических типов политической ультуры, органическое сочетание которых образует разнообразие мешанных культур, одной из которых является всесторонне ис-ледованная Алмондом и Вербой гражданская культура. Эта куль-ура соединяет в себе элементы патриархальной (самоуправления), одданической (подчинения) и рационально-активистской (участия) культур.

Таким образом, гражданская культура включает как «более древние ориентации» (самоуправление и подчинение), которые возникли в традиционном (первобытном, античном и средневеко->м) обществе, так и новые ориентации (участие), возникшие в ловиях современного (индустриального и постиндустриального) нщества. В этой связи Алмонд и Верба подчеркивают, что «новый

 

[236]

путь принятия политических решений — через участие граждан — не столько подменяет старый способ осуществления процесса уп­равления, сколько дополняет его» [Там же, 132]. Новые элементы культуры модифицируют старые, адаптируя их к изменившимся условиям жизни людей, сохраняя в наследии прошлых эпох то, что представляет ценность и сегодня. Отсюда разнородный характер элементов гражданской культуры, баланс активности и пассивнос­ти, согласия и разногласия, включенности и индифферентности, заинтересованности и аполитичности, приверженности и недове­рия [Там же, 129—133].

Важно также иметь ввиду, что гражданская культура — «это не единственная разновидность демократической культуры» [Там же, 130]. В прошлом существовали различные формы демократии и соответствующие им формы политической культуры. В качестве примера можно привести общинную демократию и культуру, а также сословную демократию и культуру. В современных услови­ях, наряду с представительной демократией и соответствующей ей гражданской культурой, существует «сообщественная демократия» (consociational democracy), или демократия соучастия (power-shar­ing), согласно Лейпхарту [Лейпхарт А. Демократия в многосостав­ных сообществах («Democracy in Plural Societies» в оригинале). М., 1997. С. 29].

Данному типу демократии соответствует особый тип политичес­кой культуры, которую можно назвать культурой сотрудничества [Artyomov 1999, 273; Артемов 2000, 28]. Этот способ политическо­го действия основан на сочетании таких разнородных ориентации, как автономия и партнерство, взаимное вето и компромисс, про­порциональность и приоритетность [Лейпхарт, 60—80]. Культура сотрудничества обеспечивает стабильность и эффективность демо­кратической политической системы в странах, население которых разделено по этническому, религиозному или региональному принципу. Здесь традиционная модель представительной демокра­тии не может обеспечить согласование социальных интересов и эффективность управления. В то же время следует подчеркнуть, что демократия соучастия не заменяет, а дополняет представитель­ную демократию точно так же, как культура сотрудничества не за­меняет, а дополняет гражданскую культуру.

Политическая культура как часть культуры социального дейст­вия развивается по мере накопления исторического опыта. Ро­нальд Инглхарт отмечает, что «культура — это не постоянная вели­чина. Это система, с помощью которой общество адаптируется к окружающей среде. Если изменяется окружающая среда, то через некоторое время, вероятно, изменится культура» [Inglehart, Post-

[237]

materialist Politics, 258]. Периодическое самообновление культуры происходит не только в «новых», но и в «старых» демократических странах. Всякая культура основана на сочетании новых и традици­онных элементов политического сознания и поведения людей. Именно это ее свойство позволяет обществу накапливать достиже­ния и совершенствовать способность адаптации к изменениям ок­ружающей среды. Поэтому проблема взаимодействия традицион­ных и новых элементов политической культуры существует во всех странах мира.

Рассмотрим основные характеристики политической культуры индустриальных и постиндустриальных стран.







Дата добавления: 2015-09-06; просмотров: 453. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт. ст. Влияние психоэмоциональных факторов отсутствует. Колебаний АД практически нет. Головной боли нет. Нормализовать...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия