Студопедия — Черты традиционного и модернистского романа в произведении Германа Гессе
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Черты традиционного и модернистского романа в произведении Германа Гессе






«Степной волк»

 

Черты модернизма в романе «Степной волк»:

1. В центре стоит не традиционный герой, а больной, запуганный, разрываемый

в разные стороны человек.

Гарри Галлер принадлежит к поколению, жизнь которого пришлась на период

«между двумя эпохами». Он воспринимает свое время как эпоху глубокого

кризиса, как безвременье, когда утрачиваются «всякое самосознание», «всякая

нравственность». Для Гарри его эпоха - время крушения идеалов, и к этой

эпохе он испытывает отвращение:

Зрелище затмения цивилизации рождает самые мрачные настроения и выводы:

судьба культуры ассоциируется с похоронами, с кладбищем, со смертью.

Гарри отделяет себя от общества и его судьбы:

 

Но ненависть к своему веку, к обществу, неприятие мещанства –

это лишь одна сторона натуры Гарри. Она – причина его одиночества и

отверженности. Но есть в нем другое – постоянная тяга к людям, к их

обыденной жизни, спокойной и гладкой. Его умиляет раз и навсегда

установленный порядок, размеренность жизни, спокойной и гладкой,

размеренность жизни мелкобуржуазных добропорядочных домов, умиляет

основательность, с которой все делается, чистится и убирается, умиляет

точность, с которой ходят на работу.

Гарри ненавидит бюргерство и горд тем, что он не бюргер, но он все же живет

среди бюргеров, имеет сбережения в банке, платит налоги и предпочитает не

ссориться с полицией, что с отвращением и горечью сам же констатирует. Его

постоянно тянет к бюргерству, ибо по своему происхождению и воспитанию, по

своим корням он сам принадлежит к этому миру, он выходец из этого мира:

Одной частью своего существа он постоянно утверждает то, что другая его

часть постоянно отрицает. Гарри не может совсем порвать свои связи с

обществом, и в то же время он от всей души его ненавидит.

В «Степном волке» безжалостно, лоб в лоб сталкиваются два мира – мир

гуманиста и мир бюргера, мир человечности и высокой культуры и мир волчьих

законов капитализма. Синтез двух миров невозможен – это хорошо знает Гарри

Галлер, но он знает также о своей неспособности примкнуть целиком к одному

из них, стать только «волком» или только «человеком». В буржуазной

действительности идеал, к которому стремится Галлер недостижим, а другой

действительности не знает.[26]

Таким образом, как и в самой действительности, живут резко противоположные

начала, человеческое и животное. Он находится в состоянии полного отдаления

от его маленького буржуазного мира, который его постоянно притягивает, по

которому он почти по-детски тоскует.

2. Использование смены перспектив повествования.

а) Персональное повествование в предисловии издателя, написанного от имени

племянника хозяйки дома, в котором жил Степной волк. Оно представляет собой

изложение претендующих на объективность, но чрезвычайно поверхностных

впечатлений типичного «среднего бюргера». В «Предисловии» дается информация

о внешней жизни Гарри Галлера, несколькими штрихами обрисовывается

ситуация, в которой находится герой.

б) Повествование от первого лица в записках Гарри Галлера. Здесь Гарри

говорит о себе сам — и тут рядом с миром реальным возникает символический

образ магического театра —царства вечных ценностей, где обитают

бессмертные, — они предстают в образах великих художников — Гете (глубина

мысли, гуманность, юмор) и Моцарта (жизнерадостность, дерзание, юмор,

свобода), но рядом с ними и саксофонист ресторана Пабло, не признающий

условностей буржуазного общества. Здесь производится «смотр внутренних,

душевных ресурсов» человека. Повествование в этой части романа сочетает в

себе лирическую исповедь, рефлексию и аллегорические видения героя. В

поисках самого себя Гарри переступает порог «магического театра». Это

иносказательная кульминация его драматических исканий. В магическом зеркале

он видит себя во множестве обликов от младенческого до старческого, зеркало

говорит ему, что человеческое «я» — это сложный мир, «звездное небо в

миниатюре, хаос форм, ступеней и состояний, традиций и возможностей».

В театре перед ним разыгрывается эпизод «Охота за автомобилями»; машины

преследуют людей, а люди уничтожают машины. Это борьба естественной

человечности и бесчеловечной технической цивилизации. Это также борьба

бедных и богатых. Гарри включается в эту борьбу, он на стороне защитников

человечности, но он далек от мысли о возможности революционного

преобразования мира. Для Гарри неприемлемы принципы «ни американцев, ни

большевиков», к тому же его приятель по школе Густав, сражающийся рядом с

ним, вдруг обнаруживает пугающий вкус к насилию и убийствам. И Гарри

отшатывается от борьбы. На сцене театра некто, похожий на Галлера, борется

с волком, то беря верх над ним, то терпя поражение, и тогда этот человек

опускается на четвереньки и тоже становится серым хищником. Гарри, в

котором жив еще волк, набрасывается на Моцарта, убивает в порыве ревности

Гермину, ту самую девушку, которая показала ему дорогу в театр и лицо

которой он видел в зеркале среди множества собственных отражений (в ней

воплощалось одно из его бесчисленных «я»). Но в конце концов в том же

магическом зеркале Гарри видит свое собственное утомленное лицо, «не волчий

оскал, а лицо человека, с которым можно говорить по-человечески».

в) Аукториальный взгляд со стороны в «Трактате о степном волке». «Трактат»

занимает ключевое место, без него невозможно понять ни смысл «магического

театра», ни финал романа.

В «Трактате» дается характеристика противоречивой натуры Степного волка,

рассматривается его отношение к буржуазному обществу, теоретически

исследуются возможности примирения с обществом с помощью юмора и намечаются

пути к достижению состояния «бессмертных», т.е. к достижению «высшей

человечности». В нем правдиво обрисована позиция талантливого и искреннего

буржуазного художника-индивидуалиста, не способного порвать со своим

классом. Степной волк ненавидит мещанский быт, но он не связан с ним именно

своей «волчьей» частью.

В «Трактате» речь о разорванности, о противоречивости натуры Галлера

ведется прямо, без иносказаний. Гессе вносит объективные авторские поправки

в субъективно окрашенные характеристики своего героя, данные в «Предисловии

издателя» и в «Записках Степного волка».». Гарри читает этот трактат и

понимает, что на пути к подлинной человечности ему предстоит еще многое в

себе преодолеть, что цель еще не достигнута. Путь его должен быть

продолжен. И он продолжается. Об этом, собственно, говорилось еще в начале

романа, в «Предисловии издателя», где сообщалось, что Гарри Галлер ушел из

городка навстречу новым странствиям.

Главная тема дается, таким образом, в трех разных вариантах, в каждом из

них её движение проходит сквозь борьбу противоположных начал. В построении

романа разыгрывается волшебство неостановимого уничтожения перегородок,

слияний и совмещений, движения от замкнутого эгоистического мира отдельного

человека к свободным и широким горизонтам. Там, где торопливый читатель

улавливает распад, хаос, дисгармоничность, скрыты еще связи, раскрываются

единство и цельность мира.

3. Прямолинейное действие рассказа дважды прерывается: один раз -

эссеистической вставкой «Трактата», второй - монтажом картин галлюцинаций в

«Магическом театре». Магический театр – это навеянное Фрейдом путешествие в

глубины собственного «Я». Здесь уже реальное, которое на протяжении всего

романа существует рядом со своим двойником – фантастическим (встречи со

странным человеком, который дает Гарри «Трактат» и посылает его в кабачок

«Черный орел», сон в этом кабачке, таинственные светящиеся буквы на стене,

намеки на существование иной жизни - не для каждого, а только для

сумасшедших), отступает на задний план. Логическая последовательность

событий заменяется ассоциативной.

4. Роман затрагивает ряд тем, которые являются вечно актуальными. Прежде

всего это тема преодоления зла (например, возникает в разговоре героя с

Гете (разговор приснился Гарри) и в реальном разговоре Гарри с Герминой. И

Гермина и Гарри, споривший с Гете во сне, теперь повторяют мысли великого

Гете. То, в чем герой упрекал Гете, он теперь сам с жаром защищает,

утверждая, что невозможно смириться со злом, невозможно отказаться от

всякой духовности, человечности и порывов к идеалу, сколь бы безнадежной ни

казалось борьба). Дважды звучит в романе тема войны:

Катастрофа войны, угрожающей человечеству, маячит в сознании героя и

означает для него апофеоз того общественного неразумия, которое он

видел вокруг себя. Минувшая война и война предстоящая – самые веские

обвинения, брошенные автором в лицо современному миру. В описаниях

реальных событий из жизни Гарри о войне только несколько раз

упоминается: сам Гарри выступал с антивоенными статьями и попал в

опалу; некий профессор, знаток Востока, активно поддерживает

милитаристские идеи и поносит какого-то Галлера, однофамильца героя,

как он полагает, за его «непатриотические» настроения. Это факты

создают как бы временной, политический фон повествования, но не

более. В магическом же театре, где открывается душа героя, страшные

приметы эпохи слагаются в жуткую картину: машины уничтожают людей, а

люди истребляют машины. Сцена, несомненно, символична.[27]

Через весь роман проходит тема безумия.

Само слово «безумие» у Гессе приобретает оценочный характер, оно в

романе означает не «больной», а «возвышенный», «интеллигентный», «не

мещанский», ибо все это окружающему обществу как раз и кажется

безумным (точка зрения, навеянная идеалистическими направлениями

психологии и физиологии нервной деятельности тех лет, которые были

склонны отождествлять гениальность с безумием).[28]

«Трактат о степном волке» Гессе посвящен важнейшей теме не только этого

романа, но и всего своего творчества: теме бюргерства, мещанства. Между

степным волком и бюргерством – пропасть, однако мир живет по законам

мещанина: Гессе пытается с помощью научного, философского и

психологического анализа уяснить для себя природу и особенности

ненавистного бюргерства. И не случайно Гессе до сегодняшнего дня все так же

любим и читаем молодежью, именно Гарри Галлер находит отклик в душе

читателя и нередко изменяет мировоззрение, заставляя многое переосмыслить и

открывая двери в тайные уголки души и сознания.

 

Классические традиции немецкого романа в романе Гессе:

1.Мотив жизненного кризиса человека в среднем возрасте, который является

вовсе не новым (его можно обнаружить уже в 1982 году у Гете в его

произведении в «Годы путешествия Вильгельма Мейстера», 1892). В кризисе

Гарри Галлера как бы воплощена «болезнь эпохи». С одной стороны, терзаясь

«мировой скорбью», он все же любит некоторый комфорт, буржуазный уют,

склонен к обособленности и иллюзиям; с другой стороны, чувствует себя

«степным волком» и ищет как раз иного; презирая буржуа, он тянется к людям

неустроенным, деклассированным.

Гарри – отшельник и нелюдим, одинокий, несчастный человек. Он достиг

того жизненного предела, когда безысходность и отчаяние заставляют

его искать смерти. Трагедия Галлера – это трагедия расколотого,

разорванного сознания. Герой существует в обществе, законов которого

он не может принять. Критика современного общества в романе

ограничена проблемами духовной и нравственной несостоятельности мира,

окружающего героя.[29]

2. Обнаружение себя героем в общем знании.

Такой признак можно выделить на основе суждения Н. С. Павловой[30]. Она

замечает, что «Трактат» поднимает частную историю до уровня общего опыта.

Именно в «Трактате» то и дело встречаются фразы вроде: «С ним происходит

то, что происходит со всеми» или «Людей типа Гарри на свете довольно

много…». Сам факт волшебного присутствия в дешевой ярмарочной брошюрке

имени Гарри и истолкования его жизни тождествен много раз встречающемуся у

романтиков обнаружением себя героем в общем знании, в общей «книге» всего

человечества (такую книгу с собственным изображением среди начертаний

таинственного шрифта у Новалиса находит Генрих фон Офтердингер в пещере

отшельника). Трактат объективизирует судьбу и натуру героя, рассматривая

ее в масштабах структуры человеческого общества.

3. Фабула, которая несмотря на двукратное прерывание остается сохраненной,

так как внешние и внутренние события хронологически строго упорядочены. И

мы можем построит точную цепь событий, с тем лишь преимуществом, что на

разные моменты в жизни Гарри мы можем взглянуть с разных позиций.

В ответ на упреки в неровности и разорванности романа Гессе

неоднократно отмечал, что по художественной завершенности «Степной

волк» не уступает другим его произведениям. «Степной волк» построен

так же строго, как канон или фуга, и стал формой в той мере, какая

была для меня возможна», - писал он в одном из писем. И в другом: «С

чисто художественной точки зрения «Степной волк» не уступает

«Гольдмунду», он так же строго и четко построен вокруг интермеццо

трактата, как соната, и чисто разрабатывает тему.[31]

4. Отношение автора к миру – позитивное, несмотря на сломленность его

героя, так как он предполагает преодоление жизненного кризиса. Как и в

традиционном романе в «Степном волке» достижение идеального разума является

целью процесса становления личности. Моцарт как представитель бессмертных

гениев разума напоминает Гарри Галлеру в конце романа в воображаемом

диалоге о многих ошибках в его прошлой жизни и призывает его наконец

образумиться.

О правильности этого толкования говорит и послесловие, написанное автором

через 15 лет после опубликования романа, где он подчеркивает, «что история

«Степного волка» хотя и представляет собой болезнь и кризис, но не кризис,

который ведет к смерти, не гибель, а совсем наоборот: излечение».

5. Язык автора, его синтаксис остаются традиционными, хотя для модернизма

было характерно разрушение общенародной основы и коммуникативной функции

языка, его сложившихся лексических и синтаксических принципов, его

предельная субъективация.

Не то чтобы Гессе умел выражать сложное просто […]. Собственную свою

задачу писатель понимал как постижение значительности простого. От

читателя Гессе требуется сходное усилие воображения и мысли – усилие

погружения в содержательность его простоты.[33]

Сложность при чтении Гессе не в том, чтобы во время распознать

дополнительный смысл, вложенный в тот или другой эпизод […] Сложность

в том, чтобы почувствовать содержательность самих нарисованных Гессе

сцен и предметов, ибо в них изначально скрыт занимающий его смысл.

Важно кроме того, уловить переливание, перетекание отдельных образов,

их автономность, и их принадлежность к большому, целому не только

художественного замысла, но и жизни, как ее понимал писатель.[34]

Эпическая драматургия Брехта, родившаяся в эпоху соц. потрясений и революций, требовала осмыслить судьбы не отдельных, пусть и трагически великих одиночек(Король Лир, Гамлет), а человеческие судьбы в XX веке.







Дата добавления: 2015-09-06; просмотров: 876. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия