Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЗАПАДНИЧЕСТВО




 

ЗАПАДНИЧЕСТВО – направление в русской общественной мысли 1-й половины XIX века.

Обычно принято считать, что главным пунктом расхождения между «славянофилами»

и «западниками» их противоположная оценка петровских преобразований. Но этот

пункт носил внешний характер. Внутренние расхождения лежали намного глубже –

они касались отношения к западноевропейской образованности, науке,

просвещению. Славянофилы также были сторонниками образованности и

просвещения, но считали необходимым искать в науке истинную народность, а не

заимствовать западноевропейские образцы. Западники же с порога отвергали

возможность существования какой-то особенной национальности или, пользуясь

терминологией славянофилов, «народной науки». Со спора о «народности науки»

дискуссия переходила в сферу принципиальных мировоззренческих проблем. Речь

шла о соотношении общечеловеческого и народного, национального в историческом

процессе. Если западники подчеркивали первенство общечеловеческого начала, то

славянофилы склонялись к преувеличению роли народного, национального фактора

в истории. Эту противоположность можно проследить и в выдвижении из

славянофильской среды идеи «мессианства» России.

Что же касается собственно западничества, то можно отметить одну его

примечательную черту, о которой писал В.С.Соловьев: западники «стояли только

на том, что великие преимущества даром не даются и что когда дело идет не о

внешнем только, но и о внутреннем духовном и культурном превосходстве, то оно

может быть достигнуто только усиленною культурною работою, при которых

невозможно обойти общих основных условий всякой человеческой культуры, уже

выработанных западным развитием». Западники желали действительного величия

России, и их девизом в борьбе против славянофильских притязаний могли служить

следующие слова Бэкона Веруламского: «Воображаемое богатство есть главная

причина бедности; довольство настоящим препятствует заботиться о насущных

потребностях будущего». В этом высказывании подмечена «действенная сторона»

западнической концепции. Следует отметить, что при сравнении

мировоззренческих установок тех, кого мы относим к западникам, можно выявить

определенные различия, доходящие иногда до прямо противоположных позиций,

причем в существенных философских вопросах. В западничестве на его раннем

этапе выделяются «левый» (или леворадикальный) лагерь (Герцен, Белинский) и

те кого можно назвать «правыми» западниками (Боткин, Корш и др.). Центральную

позицию, не примыкая ни к той, ни к другой стороне, а, наоборот, примиряя их,

занимал Грановский. Но и ему пришлось сделать выбор: в 1846 г. происходит его

ссора и разрыв с Герценом. Все это свидетельствует о неоднородном составе

западнического направления, если рассматривать его в мировоззренческом плане.

 







Дата добавления: 2015-09-06; просмотров: 76. Нарушение авторских прав

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2017 год . (0.005 сек.) русская версия | украинская версия