Cообщает что?
В популярной, развлекательной форме рассказывает о традициях празднования Нового года в Японии, их истории и трансформации до сегодняшнего дня, соотношении современной обрядовой культуры и исконной, особенностях современной атрибутики праздника.
С каким намерением? Автор хочет познакомить широкого читателя с культурной индивидуальностью страны, которая является предметом его изучения.
По какому каналу? Очерк напечатан в ежемесячно выходящем печатном издании, зарегистрированном в Комитете печати РФ, распространяющемся по территории РФ через точки продаж и почтовую подписку.
В какой ситуации? Очерк напечатан в номере, выходящем в первый месяц года (часто в конце предыдущего месяца), поэтому материал приурочен к теме новогодних праздников. Рассказать о новогодних традициях в Японии весьма логично и уместно, т.к. в этой стране, как и в других странах востока, уделяется повышенное внимание празднованию Нового года, существенно отличающемуся от привычного аудитории журнала европейского и одновременно имеющему ряд пересечений.
Кому? «Вокруг света» - научно-популярный познавательный журнал, рассчитанный на широкую аудиторию, не ограниченную по социальному и возрастному цензу. В реестре Роспечати проходит как “универсальное издание”. Журнал предназначен в первую очередь образованной публике, интересующейся страноведением, а также событиями и исследованиями в области науки, медицины, техники, мировой историей и персоналиями, сыгравшими значительную роль в ней. Помимо основного журнала, существуют дополнительные издания, посвященные той или иной конкретной сфере – естественной науке, путешествиям, и т.д. До 2013 года издавался альманах литературной фантастики «Полдень. XXI век» под редакцией Бориса Стругацкого. Журнал не несет чисто развлекательной цели, он направлен на развитие у читателей интереса к окружающему миру, природному и социокультурному наследию, предназначен не только кругу специалистов, но и широкой аудитории. Автор публикации не предполагает, что читатель осведомлен в затрагиваемой теме и полном контексте представленного явления, его предпосылках и общей культурологической картине. Его задача – приоткрыть перед читателем дверь в сложный комплекс национального японского менталитета, отражающий древние укорененные в общественной и бытовой сфере представления о мире. Именно характерное мировосприятие становится фокусом авторского рассмотрения. Вероятно, он учитывает укрепившийся в публицистике принцип изображения “таинственного Востока” как среды специфической и чуждой “традиционному” западному социуму, оказывающему влияние на бОльшую часть цивилизованного мира, включая Россию. Часто в русских (и не только, конечно) изданиях распространено именно такое отношение – отчасти насмешливое, демонстрирующее непонимание и скорее недоумевающее любопытство по отношению к “загадочному” азиатскому социуму, представление его как нечто интересное, но закрытое для понимания среднестатистического носителя европейских ценностей. В последнее время, в первую очередь, среди представителей молодежи, интерес к восточным культурам возрос уже не только на научно-исследовательской почве, и грань, предположительно отделявшая сознание западного человека от сознания японца или китайца, стирается. Часто отправной точкой для вникания в ориентальную культуру становится та ее область, что обслуживает развлекательные, сопутствующие отдыху потребности, массовая культура либо субкультуры, главным образом юношеские. Сближение с восточной цивилизацией выходит на общечеловеческий уровень (чего стоят многочисленные суши-бары и ресторанчики более-менее национальной кухни), но в основном остается поверхностным, выражаемым во внешней атрибутике, и застывшим в рамках стереотипов (разве что самих этих стереотипов становится больше). Мудрым средством популяризации иной (в данном случае японской) культуры и способом побуждения к ее более глубокому изучению может послужить как раз такое повествование, которое будет освещать явления, роднящие две культуры по происхождению и уходящие истоками в вековые, культурно-исторические реалии и мифологические представления. Статья, представляя собой краткий экскурс в одно из проявлений культурной индивидуальности, провоцирует желание узнать больше и о других сторонах жизни рассматриваемого социума.
|