Гасанова М. Д.
(1914 - 2007) эту книгу посвящаю… [1] Славянская традиция сего умения изложена нами в книге: Влх. Богумил, влх. Велеслав «Малый Велесов сонник // Короб снов» - М.: ИОИ, 2005. [2] О таком гадании на образах-картах говорится здесь в статье «Поведай Велесе…». [3] Також сие речение творить и по радению, что вершится ради обретения пророчеств от Богов. [4] Сиречь, маска ряженного. [5] Нам, увы, более привычно другое (индийское) название – свастика. [6] Громовое колесо о шести спицах или звезда-цвет о восьми лучах. [7] Священный камень, основа основ. [8] Изображение Божества. В нынешнем просторечии – идол. [9] Женский обережный знак в виде полумесяца. [10] Сиречь, лабиринт – знак Бога Велеса. [11] Отлично от неправого счета буквицами, где иные из них принято пропускать, мы ведём счет последовательно. [12] За исключением указанных в оной книге случаев. [13] Сиречь, Божница. [14] Число упоминается и в следственных делах 17 в. «По прозбе-де ево, игуменской, он, Никита, нарезал жеребейками хлеба сорок один жеребеек и розводил…», «…видал он (Евдоким), как он (Захар) переводил бобами, и он-де Евдоким… вспомня то, нарезал из ретки (редьки) сорок один кусок…» (Смилянская Е. Б. «Волшебники. Богохульники. Еретики», М., 2003, с. 69). [15] «Сказания русского народа, собранные И. П. Сахаровым», М., 1989, с. 125.
[16] В связании тела и Чертогов, место сердца отводится, обычно, Чертогу Даждьбога (Льву), но, ради равновесного присутствия в раскладе всех четырех Уделов, на кои поделены Чертоги, предпочитание отдается Чертогу Рода и Рожаниц, с коим соотносятся верхняя часть живота и солнечное сплетение. [17] Удел Огня: Чертог Огнебога Сварожича (Овен), Чертог Даждьбога (Лев), Чертог Кощея-Корочуна (Стрелец); Удел Земли: Чертог Земун Коровы Небесной (Телец), Чертог Рода и Рожаниц (Дева), Чертог Коляды (Козерог); Удел Воздуха: Чертог Ярилы и Костромы (Близнецы), Чертог Велеса Вещего (Весы), Чертог Велеса Сивого (Водолй); Удел Воды: Чертог Купалы (Рак), Чертог Ящера (Скорпион), Чертог Лели (Рыбы). [18] Загородка между печью и полатями или ступенчатое припечье, для восхождения на печь. [19] Горы Ирийские, Мировая гора, на которой лежит белый свет. [20] Велесов сноп, завиваемый наподобие Его бороды и последним сжинаемый на поле. В нем собирается вся «житная силушка» поля, «оржаной дух». Последний сноп с песнями вносится в дом и утверждается к красном углу, где и хранится, иногда, в течении года. [21] Суббота с воскресеньем. [22] Столб при крыльце. [23] Потолочная балка. [24] Щур – дальний предок, пращур; здесь – именование высшей силы, Бога-Оберегателя Чура. [25] Основная потолочная балка. [26] Красный угол, святое место в избе, где ставились малые изображения Богов. Домашнее святилище. [27] Ибо место, лишенное человеческого присутствия становится много ближе к той стороне. [28] Тонкие пресные лепешки, иногда с начинкой наверху (наподобие шанег). [29] Часть печи. [30] Гадание, во время которого жребии участников вынимаются из чаши/блюда под песни, каждая из которых несет определенный смысл и служит предсказанием судьбы тому, чей жребий под нее был вынут. [31] «Растущий при трех дорогах», зелье Трояна, Бога здравы. [32] 14 октября. [33] Ночь с 30 октября на 1 ноября и дни в начале ноября. [34] Изображении. [35] Воскресенье. [36] Переменчива. [37] Под «ветрена», возможно следует читать «ведрена», т. е. солнечно. [38] Воинам. [39] Мор, поветрие, эпидемия. [40] Беременным. [41] Пожаров. [42] Лихорадки. [43] В этой и нижеследующих статьях приведены исконнославянские названия месяцев, от березозола–марта по лютень–февраль. [44] Правителю, властителю. [45] Толкование двоякое: князь сменится на другого, князь переменит убеждения, князю изменят. [46] Землетрясение. [47] Место, куда сносят сор со всего села. [48] Погост, кладбище. [49] Рамена – часть руки до локтя. [50] Она же «маточник», «маточная трава», «румянка», «моргун». В современном просторечии укрепилось иное ее – чужеземное – название: «ромашка», «романова трава» (Matricaria chamomilla L.).
|