Выводы. 10 страница
[590] Фридлендер Л. Указ. соч.— С. 29. [591] Сергеенко М. Е. Указ. соч.— С. 7, 66. В "Примечаниях" на с. 289–291 подробно говорится о восьми римских холмах, знаменитых римлянах, которые жили там в роскошных виллах в разное время. [592] Фридлендер Л. Картины из бытовой истории Рима…— С. 8, примеч. 3. Расстояние дано, очевидно, в римских милях, равных 1000 шагов. [593] Всеобщая история архитектуры: В 12 т. Т. 5.— М., 1967.— С. 345. Подробнее об итальянских виллах см.: Там же.— С. 345–353. [594] На материале США это показано Э. У. Бёрджессом. Типичная сегодня схема организации пространства большого города включает 5 зон, расположенных от центра к периферии в следующем порядке: 1) деловой район, 2) переходная зона, 3) зона рабочих кварталов, 4) зона фешенебельных кварталов (спальная зона), 5) зона пригорода. (Бёрджесс Э. У. [Burgess E. W.] Рост города: введение в исследовательский проект // Социальные и гуманит. науки. Отечеств. и зарубеж. лит-ра. Сер. 11. Социология.— 2000.— № 4.— С. 125 и сл. [595] Всеобщая история архитектуры. Т. 2.— М., 1973.— С. 145. В Ольвии улицы были еще уже: 2,2–3,6 м, ширина переулков и того меньше. Правда, главные улицы, ведущие к Западным и Северным воротам имели ширину, соответственно, 5 и 8–10 м (Скржинская М. В. Будни и праздники Ольвии в VI–I вв. до н. э.— СПб., 2000.— С. 21). [596] "Священная дорога в своем начале не превышает 4,8 м, а в самом широком месте достигает 6,5 м; ширина Капитолийского ввоза — 6 м, Этрусской улицы — 6,5 м, Яремной — 5,51 м. Улицы обычно были не шире 4,5–5 м... Переулки и тупики были еще уже и часто не достигали в ширину даже и 3 м" (Сергеенко М. Е. Жизнь в Древнем Риме.— С. 12). Ср. у Л. Фридлендера: "В Риме ширина главных улиц была, по-видимому, не более 5–6,5 метров... Vicus Tuscus... имела мостовую лишь в 4,48 м., а Vicus Iugarus лишь в 5,5 м" (Фридлендер Л. Картины из бытовой истории Рима...— С. 6). [597] Фридлендер Л. Указ. соч.— С. 311. [598] Велишский Ф. Быт и нравы древних греков и римлян.— М., 2000.— С. 99–100. Первая римская мостовая была проложена в 237 г. до н. э., сплошное мощение улиц было завершено, по-видимому, к концу II в. (Фридлендер Л. Цит. соч.— С. 1). [599] Всеобщая история архитектуры. Т. 2.— М., 1973.— С. 302. О вымощенных камнем улицах античной Ольвии пишет и М. Скржинская (Там же). [600] Он представлял собой невысокий конусообразный столб на постаменте, покрытый листами позолоченной бронзы. Об этом, и в целом о римских дорогах см. подробнее: Велишский Ф. Указ. соч.— С. 98–102. Наиболее полная, не утратившая свое значение до настоящего времени информация о римских дорогах, сухопутных и водных, их роли и месте в хозяйственной и культурной жизни Рима содержится в VI разделе ("Устройство путей сообщения") фундаментального исследования Л. Фридлендера. [601] Ястребицкая А. Л. Средневековая культура и город...— С. 300. [602] Перов О. В. Гигиена и санитарная техника в России 9–17 веков: Автореф. дис.... докт. мед. наук.— М., 1955.— С. 18. [603] Brinckmann E. A. Platz und Monument: Unterzuchungen zur Geschichte und Aesthetik der Stadtbaukunst in neuerer Zeit.— Berlin, 2000.— S. 150. (Рус. пер.: Бринкман А. Э. Площадь и монумент как проблема художественной формы.— М., 1936.— С. 235). [604] Бунин А. В. История градостроительного искусства. Т. 1.— М., 1953.— С. 394. [605] Средневековая Европа глазами современников и историков. Ч. 2.— М., 1995.— С. 109–110. [606] Во Флоренции — в 1241 г., в Вероне — в 1242 г., Падуе — в 1265 г. (Гюльманн К. Д. Общественная и частная жизнь в европейских городах средних веков.— СПб., 1839.— С. 32–33). [607] Очерки русской культуры XIII–XV вв. Ч. 1.— М., 1969. — С. 249; Очерки русской культуры XVI в. Ч. 1.— М., 1976.— С. 179; Очерки русской культуры XVII века. Ч. 1.— М., 1979.— С. 182; Очерки русской культуры XVIII в. Ч. 4.— М., 1990.— С. 273; Фальковский Н. И. Москва в истории техники.— М., 1950.— С. 80. О. В. Перов утверждает, что первые в Европе мостовые появились в Новгороде. С XII в. они известны в Суздале и Старой Рязани, в XIV–XV вв. — во Пскове (Перов О. В. Указ. соч. С. 17). [608] Фальковский Н. И. Указ. соч.— С. 134. [609] Иконников А. В. Смысловые значения пространственных форм средневекового города // Культура и искусство западноевропейского средневековья.— М., 1981.— С. 114–115. [610] Всеобщая история архитектуры. Т. 5.— М., 1967.— С. 327, 340; Т. 7.— М., 1969.— С. 59; Brinckmann A. E. Op. cit.— S. 66 ff. [611] История русской архитектуры.— 2-е изд, перераб. и доп.— СПб., 1994.— С. 356–357. [612] Бунин А. В. Указ. соч.— С. 98. [613] См. об этом: Brinckmann A. E. Op. cit.; Бунин А. В. Указ. соч.; Всеобщая история архитектуры: в 12 т. Т. 7.— М., 1969. [614] Фридлендер Л. Картины из бытовой истории Рима.— С. 10, 11. [615] См., в частности, рассуждения о роли площадей в пространстве Санкт-Петербурга и особой их полукруглой форме, соединяющей жесткость и искусственность прямоугольной формы с мягкостью и естественностью округлой у М. С. Кагана (Каган М. С. История культуры Петербурга.— СПб., 2000.— С. 80 и сл.). [616] Площади искусств появляются в связи со строительством общественных театральных зданий в Западной Европе XVII–XVIII вв., ростом социальной роли и престижа искусства, идеями Просвещения. [617] Как указывает А. В. Бунин, в некоторых эллинистических малоазиатских городах храмы находились непосредственно на рыночных площадях (БунинА.В. История градостроительного...— С. 64). [618] Белов Г. Городской строй...‑ С. 43, 51–52; Богодарова Н. А. Собор в средневековом городе // Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т. 3.— М., 2000.— С. 193 и сл.; Всеобщая история архитектуры. Т. 4.— С. 403–404; Ястребицкая А. Л. Указ. соч.— С. 304–308; Alltag im 16. Jahrhundert: Studien zu Lebensformen in Mitteleuropeische Städten.— München, 1987.— S. 60 ff; Brinckmann A E. Op. cit.— S. 5; Claval P. Reflections on the cultural geography of the European city // The city in cultural context.— L.; Sydney, 1984.— P. 35–36. [619] Арка наряду с куполом является, по мнению А. Ф. Лосева, воплощением "римского чувства красоты" в области архитектурных форм. См.: Лосев. А. Ф. Эллинистически-римская эстетика I–II вв. н. э.— М., 1979.— С. 42–44, 89. [620] Велишский Ф. История цивилизации: Быт и нравы...— С. 102. [621] Фридлендер Л. Картины из бытовой истории...— С. 19, 21. [622] Сергеенко М. Е. Жизнь в Древнем Риме.— С. 22. [623] Фальковский Н. И. Москва в истории техники.— С. 148. [624] Фальковский Н. И. Указ. соч.— С. 150, 437–438. [625] В мегаполисах эта приемлемость сдвигается до 60 км и 1,5 часов езды. Проблема транспорта, перемещений в пространстве и города в культурологическом плане практически не исследована. Одним из первых опытов культурологического исследования проблемы транспорта с выходом к некоторым транспортным проблемам города является канд. дис. С. Ф. Подуста (См.: Подуст С. Ф. Транспорт в поле культуры: Автореф. дис.... канд. филос. наук / Рост. гос. ун-т.— Ростов н/Д., 2001). [626] Сергеенко М. Е. Указ. соч.— С. 15. [627] Гусарова Т. П. Город и ландшафт.— С. 160. [628] Мерсье Л.-С. Картины Парижа.— М., 1995.— С. 157. "Не так давно…", по видимому, около 1780 г., т. к. первое издание книги Мерсье вышло в 1781 г. [629] Всеобщая история архитектуры. Т. 7.— С. 173. [630] Кошман Л. В. Город в общественно-культурной жизни // Очерки русской культуры XIX в. Т. 1.— М., 1998.— С. 47, 48. [631] Велишский Ф. Указ. соч.— С. 222–223. [632] Сергеенко М. Е. Указ. соч.— С. 46. Ф. Велишский говорит об использовании для уличного освещения масляных фонарей, защищенных пузырем или стеклом. Такой фонарь из бронзы найден в Геркулануме (Велишский Ф. Указ. соч.— С. 223). [633] "В Кельне в четырнадцатом столетии довольствовались тем, что зажигали от города по фонарю на Марсовых воротах, близ думы и у Св. Куниберта" (Белов Г. Городской строй...— С. 40). [634] Гюльманн К. Д. Общественная и частная жизнь в европейских городах в средние века.— СПб., 1839.— С. 16. [635] Белов Г. Городской строй….— С 41. [636] Всеобщая история архитектуры. Т. 7.— С. 173. [637] Рабинович М. Г. Город и городской образ жизни // Очерки русской культуры. Ч 4.— М., 1990.— С 274: Фальковский Н. И. Москва в истории техники.— С. 135. [638] Фальковский Н. И. Указ. соч.— С. 136–139. [639] А в Ольвии воду брали из колодцев, которые располагались либо в доме, либо на улице через каждый квартал. (См.: Скржинская М. В. Будни и праздники Ольвии в VI–I вв. до н. э.— СПб., 2000.— С. 33–34). [640] Всеобщая история архитектуры. Т. 2.— С. 122, 147, 302. [641] Словарь античности.— М., 1989.— С. 107. [642] "В Риме на душу населения приходилось от 600 до 900 л. воды" (Всеобщая история архитектуры: В 12 т. Т. 2.— 2-е изд., испр. и доп.— М., 1973.— С. 498). Для сравнения: по современным медицинским стандартам норма составляет 500 л. в сутки на человека и считается максимальной (Коммунальная гигиена.— М., 1986.— С. 34). При этом следует, однако, учитывать, что римский водопровод не имел перекрывающих ток воды кранов. [643] "В описании города в IV веке упомянуты 856 бань (не считая 11 терм) и 1352 водяных бассейна с фонтанами (при Нерве их было 591)" (Фридлендер Л. Картины из бытовой истории...— С. 13). О характере отношения римлян к воде, ее месте в комплексе ментальных представлений римлян см. более подробно: Кнабе Г. С. Древний Рим — история и повседневность.— М., 1986. [644] Лоранский Д. Н. Гигиена вчера, сегодня, завтра...— М., 1978.— С. 10. [645] Гюлльманн К. Д. Общественная и частная жизнь в европейских городах средних веков.— СПб., 1839.— С. 33. [646] Белов Г. фон. Городсокй строй….— С. 64. [647] Перов О. В. Гигиена и санитарная техника в России 9–17 веков...— С. 15; Фальковский Н. И. История водоснабжения в России.— М.; Л., 1947.— С. 7, 13, 32 и сл. [648] Фальковский Н. И. Указ. соч.— С. 188. [649] Коммунальная гигиена.— М., 1986.— С. 35, 36, 68. [650] Овсянников Ю. М. Картины русского быта: Стили. Нравы. Этикет.— М., 2000.— С. 296. [651] Российский статистический ежегодник: Стат. сб.— М., 1998.— С. 252. [652] Ястребицая А. Л. Городская Европа // Средневековая Европа глазами современников и историков. Ч. 2.— М., 1995.— С. 109. [653] Овсянников Ю. М. Там же. [654] Белов Г. фон. Городской строй...— С. 36. Там же и на след. стр. и другие подобные примеры. [655] Мерсье Л.-С. Картины Парижа.— С. 179. [656] Там же. — С. 48–49. [657] Бродель Ф. Материальная цивилизация: Экономика и капитализм XV–XVIII вв. Т. 1.— С. 332. [658] Белов Г. Городской строй...— С. 34–37; Средневековая Европа глазами современников и историков. Ч. 2...— С. 105. [659] Указ гласил: "На Москве по большим улицам и по переулкам, чтоб помету и мертвечины нигде, ни против чьего двора не было, а было б везде чисто... А буде в Москве всяких чинов людей кто станут по большим улицам и по переулкам всякий помет и мертвечину бросать, и такие люди взяты будут в земский приказ и тем людям за то учинено будет наказанье, бить кнутом, да на них же взята будет пеня" (ПСЗ.— № 1685. Цит. по: Фальковский Н. И. Москва в истории техники.— С. 133). Спустя четверть века появляется другой документ — от начальства Казенного двора, свидетельствующий о санитарном состоянии Кремля (что же говорить о других территориях?!) и о том, как мало изменилось положение дел за это время: "От Старого и Доимочного приказов всякой пометной и непотребной сор от нужников и от постою лошадей... подвергают царскую казну немалой опасности, ибо от того является смрадный дух, а от того духа Его Императорского Величества золотой и серебряной посуде и иной казне можно ожидать опасной вреды, отчегоб не почернело..." (Забелин И. Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVI столетиях. Кн. 1. Государев двор или дворец.— М., 1990.— С. 166). [660] Всеобщая история архитектуры: В 12 т. Т. 2.— 2-е изд., испр. и доп.— М., 1973.— С. 147. [661] Велишский Ф. История цивилизации: Быт и нравы…— С. 105. [662] Лоранский Д. Н. Гигиена вчера, сегодня, завтра.— С. 10. [663] Ястребицая А. Л. Городская Европа...— С. 110. [664] Перов О. В. Гигиена и санитарная техника в России 9–17 веков: Автореф. дис.... докт. мед. наук.— М., 1955.— С. 20. [665] Фальковский Н. И. История водоснабжения...— С. 89–91. [666] Пыляев М. И. Старый Петербург.— М., 1991.— С. 212. [667] Ястребицкая А. Л. Указ. соч.— С. 109. [668] Белов Г. фон. Городской строй...— С. 37–38. [669] Ковригина В. А., Сысоева Е. К., Шанский Д. И. Медицина и здравоохранение // Очерки русской культуры XVIII в. Ч. 3.— М., 1988.— С 67 и сл. Во второй половине XIX в. эпидемии (холеры, оспы, дифтерии, кори, дизентерии, тифов всех разновидностей) становятся настоящим бичом европейский стран, в том числе России, где смертность от инфекционных болезней достигала 30–40% общей смертности. Так, в 1892 г. от холеры умерло 300821 чел., в 1894 г. от перечисленных выше инфекционных болезней умерло 550500 чел. Для борьбы с эпидемиями, изучения болезней организуются эпидемические общества. Первая международная санитарная конференция 1885 г. посвящена главным образом вопросу эпидемий (Заблудовский П. Е. Медицина в России в период капитализма: Развитие гигиены. Вопросы общественной медицины.— М., 1955.— С. 14 и сл.). [670] В Англии первый закон такого рода появился в 1876 г., в Пруссии — в 1882 г. Несколько позже — во Франции и России. В СССР "Санитарные правила о спуске сточных вод" появляются в 1929 г. и перерабатываются в 1939-м и 1961-м (Коммунальная гигиена...— С. 116). [671]Фальковский Н. И. История водоснабжения...— С. 278, 279. [672] Овсянников Ю. М. Картины русского быта...— С. 297. [673] Фальковский Н. И. Указ. соч.— С. 286. [674]Фальковский Н. И. Москва в истории техники.— С. 132. [675] Российский статистический ежегодник...— С. 252. В поселках городского типа канализация имелась в 63 из 100, в сельских населенных пунктах — в 3 из 100. В небольших деревнях пищевые и другие натуральные отходы утилизуются в рамках личного хозяйства. [676] См. аналитические обзоры литературы по теме: Гудков Л. Д. "Культура повседневности" в новейших социологических теориях // Общ. пробл. культуры: Обзорн. информ.— Вып. 1.— М., 1988; он же. Проблема повседневности и поиски альтернативной теории социологии // ФРГ глазами западно-германских социологов.— М., 1989.— С. 296–329; Лелеко В. Д. Повседневность в исторических исследованиях // Историзм в культуре: Материалы Междунар. науч. конф. в СПб. 24–25 нояб. 1997 г.— СПб., 1998.— С. 160–167; он же. Социология повседневности // Культура на пороге III тысячелетия: Тез. докл. V Междунар. семинара в СПб. 1–2 июня 1998 г. ‑ СПб., 1999.— С. 47–58; Оболенская С. В. "История повседневности" в современной историографии ФРГ // Одиссей: Человек в истории. 1990.‑ М., 1990.‑ С. 84–102. [677] См., напр.: Голик Н. В. Подвижничество повседневности // Социальная реальность и социальные теории: Материалы Всерос. конф. (28–29 мая 1998; СПб) / СПбГУ.— СПб., 1998.— С. 45–48; Любимов Г. П. Повседневность как тема философии (некоторые античные вариации) // Там же. С. 142–144; Шубина М. П. Повседневность как феноменологическая модель социальной реальности // Там же. С. 140–142; Мифология и повседневность: Материалы науч. конф. 24–26 февр. 1999 г. Вып. 2.— СПб., 1999; Научная рациональность и структуры повседневности: Тез. науч. конф. СПб. 22–23 нояб. 1999 г.— СПб., 1999; Лелеко В. Д. Время повседневности // Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры: Всерос. науч. конф. 24–26 окт. 2000 г. Тез. докл. и выступл. Вып. 3.— Вел. Новгород, 2000.— С. 55; Любимов Г. П. Повседневность как тема философии ХХ века // Философия ХХ века: Школы и концепции: Материалы науч. конф. 23–25 нояб. 2000 г.— СПб., 2000.— С. 93–95; Шавелев С. П. Повседневность как новация современного философствования // Там же.— С. 135–137; Бабаева А. В. Эстетика в повседневном мире // Эстетика в интерпарадигмальном пространстве: Перспективы нового века. Материалы науч. конф. 10 окт. 2001 г. СПб.— СПб., 2001.— С. 13–15; Лелеко В. Д. Эстетизация повседневной жизни постмодерна и эстетика // Там же.— С. 34–36; Третьякова И. А. Метаморфозы языков повседневности // Там же.— С. 63–66; Alltag und Fortschritt im Mittelalter: Intern. Round-Table-Gespr. Krems an der Donau. 1. Okt. 1984.— Wien, 1986; Ästhetik im Alltag: Form und Lebensform.— Offenbach a. M., 1978; Die Ästhetik, das tägliche Leben und die Künste: Ausgew. Vortr. / 8. Intern. Kongr. für Ästhetik.— Bonn, 1984. [678] Ковалева Е. В. Структуры повседневности России 90-х годов: Автореф. дис.... канд. филос. наук / Рост. гос. ун-т.— Ростов-н/Д., 2000.— 28 с.; Круглов Д. Н. Повседневность как предмет философской рефлексии: Автореф. дис. … канд. филос. наук / СПб. гос. ун-т.— СПб., 1996; Магомедова А. А. Феномен повседневности (социально-философский анализ): Автореф. дис.... канд. филос. наук / СПб. гос. ун-т.— СПб.:, 2000; Тесля С. Н. Экзистенциальная аналитика повседневного: Автореф. дис.... докт. филос. наук / СПб. гос. ун-т.— СПб., 2001. [679] В частности, в журн.: Historische Anthropologie: Kultur. Gesellschaft. Alltag.— Köln etc. (Выходит 3 раза в год, издается с 1993 г.). [680] Из последних переизданий можно указать: Вейс Г. История цивилизации: архитектура, вооружение, одежда, утварь: Иллюстрированная энциклопедия: В 3 т.— М., 2000.— [Перв. изд. на нем. яз. вышло в 60-е гг. XIX в.; на рус. яз. — в 1873–1879 гг.]; Велишский Ф.История цивилизации: Быт и нравы древних греков и римлян.— М.:, 2000.— [Перв. изд. 1878 г.]; Виолле-ле-Дюк Э. Э. Жизнь и развлечения в средние века.— СПб., 1999.— [Публ. фрагм. "Толкового словаря франц. утвари от эпохи Каролингов до Возрождения". Перв. публ. во Фр. в 1858–1875 гг.]; Гиро П. Частная и общественная жизнь греков.— М., 1994.— [Репр. изд. 1913–1914 гг. Перв. изд. на фр. яз. вышло в 1890 г.]; он же. Быт и нравы древних римлян.— Смоленск, 2000.— [Перв. изд. на фр. яз. вышло в 90-х гг. XIX в.]; Забелин И. Е. Домашний быт русского народа в XVI и XVII столетиях.— М., 2000–2001.— Т. 1–2.— [Репр. 4-го изд. 1918 г. <Т. I, ч. 1>, изд. 1915 г. <Т. I, ч. 2>, 3-го изд. 1901 г. <Т. II>]. Из теоретических работ: Козырьков В. Г. Освоение обыденного мира.— Н. Новгород, 1999; Лотман Ю. М. Семиосфера.— СПб., 2000; Марков Б. В. Храм и рынок: Человек в пространстве культуры.— СПб., 1999; Махлина С. Т. Семиотика повседневности // Махлина С. Т. Семиотика культуры и искусства: Опыт энциклопедического словаря. Ч. II.— СПб., 2000.— С. 398–406; Топоров В. Н. Пространство и текст // Из работ московского семиотического круга.— М., 1997.— С. 455–515; Dülmen R. van. Historische Anthropologie.— Köln etc., 2000; Mikrogeschichte. Makrogeschichte: Komplementär oder inkommensurabel?— Göttingen, 1998. Из социологических и исторических работ: Лебина Н. Б. Повседневная жизнь советского города: Нормы и аномалии. 1920/1930 годы.— СПб., 1999; Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства: XVIII — начало XIX века.— [2-е изд., доп.].— СПб., 1994; Лотман Ю. М., Погосян Е. А. Великосветские обеды: панорама столичной жизни.— СПб., 1996; Нормы и ценности повседневной жизни: становление социалистичекого образа жизни в России, 1920–30-е годы.— СПб., 2000; Сергеенко М. Е. Жизнь в Древнем Риме.— [2-е изд., расш. и доп.].— СПб., 2000; Dülmen R. van. Kultur und Alltag in der Frühen Neuzeit.— München, 1994–2000.— Bd. 1–3; Ennen E. Frauen im Mittelalter.— 6. Aufl.— München, 1999; Labouvie E. Andere Umstände: Eine Kultergeschichte der Geburt.— Köln etc., 1998. Из серии "Живая история: Повседневная жизнь человечества" издательства "Молодая гвардия" (в 1999–2001 г. издано более 10 книг): Бобровникова Т. А. Повседневная жизнь римского патриция в эпоху разрушения Карфагена.— М., 2001; Монте П. Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов.— М., 2000; Поньон Э. Повседневная жизнь Европы в 1000 году.— М., 1999 и др.
|