Студопедия — Выводы. 8 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Выводы. 8 страница






[348] Американские психологи демонстрировали студентам картинки разного содержания, в том числе фигуры обнаженных мужчины и женщины, и изображение матери с ребенком. Степень заинтересованности регистрировалась замерами изменения величины зрачка (наименее контролируемая человеком реакция). Студенты примерно одинаково активно, расширением зрачка на 20–21 % реагировали на обнаженную фигуру представителя противоположного пола. Больше расширялся зрачок (до 28 %) лишь у девушек при созерцании изображения матери с ребенком. (Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций.— М., 1988.— С. 82–83).

[349] В знаменитом "Шестом чувстве" Н. Гумилева есть такие строки: "Как мальчик, игры позабыв свои, / Следит порой за девичьим купаньем / И, ничего не зная о любви, / Всё ж мучится таинственным желаньем..." (Русские поэты "Серебряного века": Сб. стихотворений в 2 т. Т. 2: Акмеисты.— Л., 1991.— С. 145). Берег реки, моря, пляж "естественно" облюбовывает "естественная" нудистская, натуристская нагота.

[350] Хёйзинга Й. Осень средневековья.— М., 1988.— С. 347. См. также: примеры на след. стр. указ. работы; а также: Чернова А. "... Все краски мира, кроме желтой".— М., 1987.— С. 131.

[351] См. об этом более подробно: Лелеко В. Д. Эстетика повседневности.— С. 45–48.

[352] В XIX в. фотография ню не считалась произведением искусства. Специфические "языки" жанра фотографии ню начали формироваться с 20–х гг. ХХ в. (Фотография "ню" за 140 лет // Иностр. лит-ра.— 1989.— № 1.— С. 250). О документальности, "порнографичности" и художественности в фотографии ню см. также: Фарино Е. Введение в литературоведение.— Warszawa, 1991.— C. 199.

[353] В созданной в конце XIX в. "Иллюстрированной истории эротического искусства" Э. Фукса (М., 1995) помещено около 140 репродукций графических и живописных произведений. В современном альбоме "Nues. Ню. История. Живопись. Скульптура" (М., 1999) — около 700.

[354] Roman K. Venus // Uroda.— 1989.— № 5.— S. 38, 48.

[355] Лишь один выпуск журнала "Playboy" содержит более сорока ню-фотографий. Тираж русскоязычного выпуска — 100000 экз. (См., напр.: Playboy. Россия.— 2000.— Октябрь). Подобных журналов на сегодня, примерно с такими же тиражами, только русскоязычных — около десятка.

[356] Что касается театрализованных зрелищ, то в них также мифологизированная нагота уступает место наготе эстетизированной. Речь идет прежде всего о стриптизе, который представляет собой эротическую танцевальную "драму" постепенного обнажения. Тело актрисы-танцовщицы подвергается многократной, многоступенчатой эстетизации средствами искусства танца, музыки, света, прически, грима, костюма и т. д. Тело стриптизерши — эстетический миф. Это, по словам Ж. Бодрийяра, тело без изъянов, без отверстий. Нагота обволакивает это тело наподобие второй кожи. Это нагота "целлофанированная" (Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть.— М., 2000.— С. 199, 200).

[357] Связи эротического и природы, эротического и космоса должны, по мнению известного французского философа М. Дюфренна ("К космическому Эросу" 1984), стать одной из основ "нового эротизма". Эротизм, потесненный "сексуальной революцией", не должен быть утрачен. Он важен и для современного человека для его "отличия от животного" (Юровская Э. П. "Новый эротизм" — уже прошлое или предстоящее? // Эстетика в интерпарадигмальном пространстве: Перспективы нового века.— СПб., 2001.— С.88–89.

[358] См., напр.: "историю горничной", сыгранную М. Семкиной для русского "Плейбоя" (Указ. журн.— С. 92–98.

[359] Там же.— С. 16–19.

[360] XXL. 2001. Январь.— С. 22–25, 49–55; 84–87.

[361] Левинсон А. Женщина как цель и как средство в отечественной телерекламе // Женщина и визуальные знаки.— М., 2000.— С. 59.

[362] Imielinski T. Erotyzm.— Warszawa, 1970.— S. 142.

[363] Бехтел С. Энциклопедия мужской сексуальности...— С. 105.

[364] Кавычки поставлены, чтобы показать условность такого определения. Условность, связанную с исторической изменчивостью моральных норм, отношения к сексуальности и т. п. О порнографии и эротике существует обширная научная литература. Из последних публикаций, в которых анализируются культурные реалии XIX–ХХ вв., взаимодействие массовой порно продукции и высокой культуры, в частности, творчества О. Бёрдсли, Д. Джойса, можно указать работу А Пиза (Pease A. Modernism, Mass Culture, and the Aesthetics of Obscenity.— Cambridge, 2000). Представление о современных психологических, моральных и правовых проблемах, возникающих в связи порнографией, в том числе порнографией в интернете, дают статьи: Воронина О. Проблемы эротики и порнографии с СМИ // Женщина и визуальные знаки.— М., 2000.— С. 87–106; Гощило Е. Новые члены (members) и органы: политика и порнография // Там же.— С. 107–143.

[365] См.: Каллипига // Словарь античности.— М., 1989.— С. 243. Богиня, обнажив ягодицы, сильно повернула голову назад, пытаясь увидеть то, что без помощи зеркала увидеть невозможно. Копия этой статуи в Эрмитаже долгое время стояла в дальнем углу холла, у Иорданской лестницы, так, чтобы ее не видела основная масса посетителей.

[366] Брантом, сьёр де. Галантные дамы // Эстетика Ренессанса: В 2 т. Т. 1.— М., 1981.— С. 483.

[367] "Дианы грудь, ланиты Флоры / Прелестны, милые друзья! / Однако ножка Терпсихоры / Прелестней чем-то для меня. / Она, пророчествуя взгляду / Неоцененную награду, / Влечет условною красой / Желаний своевольный рой..." (Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: В 17 т. Т. 6.— С. 18–19). Ножкам посвящены пять строф (с XXX по XXXIV) первой главы романа, в общей сложности 70 стихов. Видение женских ножек еще раз всплывает в воображении рассказчика в одном из авторских отступлений пятой главы (строфа XL): "В начале моего романа / (Смотрите первую тетрадь) / Хотелось вроде мне Альбана / Бал петербургский описать; / Но, развлечен пустым мечтаньем, / Я занялся воспоминаньем / О ножках мне знакомых дам. / По вашим узеньким следам, / О ножки, полно заблуждаться!.." (Там же.— С. 114).

[368] Руднев В. Энциклопедический словарь культуры ХХ века. М., 2001. С. 471.

[369] Байбурин А. К., Топорков А. Л. У истоков этикета.— Л., 1990.— С. 27.

[370] Wex M. "Weibliche" und "männliche körpersprache im Patriarchat // Feminismus: Inspection der Herrenkultur.— Fr. a. M., 1983.—S. 52 ff.

[371] Эйтвин Г., Бриза О. Фигурка мирового стандарта.— М., 1999.

[372] Эйтвин Г., Бриза О. Бюст мирового стандарта.— М., 2000. Они же. Ножки мирового стандарта.— М., 1999.

[373] Либин А., Парилис С. Думаем, говорим, делаем: феномены повседневного сознания.— 2-е изд, перераб. и доп.— М., 1988.— С. 21.

[374] См., в частности: Эстетика Ренессанса: В 2 т. Т. 1.— М., 1980. (Тексты Н. Кузанского, М. Фичино, А. Фиренцуолы, Б. Варки, Т. Компанеллы, П. де Бурдея).

[375] Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле...— С. 471.

[376] Приведено у П. де Бурдея. См.: Эстетика Ренессанса... Т. 1.— С. 481, а также "Комментарий" на с. 492.

[377] "Три узких: губы (и те, и другие), талия и щиколотки" (Эстетика Ренессанса... Т. 1.— С. 481).

[378] Schmerl К. Die Gewalt der Bilder: Frauenfotographie im Patriarchat // Feminismus: Inspektion...— S. 241.

[379] Schmerl K. Op. cit.— S. 240–244. См. также: Женщина и визуальные знаки.— М., 2000.

[380] Изображение женских гениталий в виде отдельной части тела встречается в анатомических, медицинских текстах, в практических руководствах по технике секса. Но это контексты принципиально иные, не сравнимые по культурному значению с указанными мужскими.

[381] Кон И. С. Указ. соч.— С. 95; Фрейденберг О. М. Миф и литература древности.— М., 1978.— С. 497.

[382] И. С. Кон ссылается на подсчеты П. Гиро во французском языке: около 600 слов. (Кон И. С. Там же).

[383] Связь женщины с луной — древнейшая, мистико-символическая связь. "... в функции плодородия каждая женщина тотемистически связывалась с луной (была одной из лун), мужчина — с солнцем (одно из солнц)..." (Фрейденберг О. М. Указ. соч.— С. 36). В большинстве религиозных верований лунное божество женского рода. В славянском фольклоре нет жесткой закрепленности луны за женским началом, женщиной. Солнце, равно как и месяц, могут персонифицироваться и в женском, и в мужском образе. См. об этом: Иванов Вяч. Вс., Топоров В. Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы (Древний период).— М., 1965.— С. 136–137; Топорков А. Л. Солнце // Славянская мифология: Энциклопедический словарь.— М., 1995.— С. 362.

[384] См. об этом более подробно: Агапкина Т. А. Месячные // Славянская мифология: Энциклопедический словарь.— М., 1995.— С. 258–260; Ее же. Славянские обряды и верования, касающиеся менструации // Секс и эротика в русской традиционной культуре.— М., 1996.— С. 103–150; Вардиман Е. Женщина в древнем мире.— М., 1990.— С. 139–141; Кабакова Г. И. Женщина // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. Т. 2.— М., 1999.— С. 205; 208; Ее же. Антропология женского тела в славянской традиции.— М., 2001.— C. 194–200; Токарев С. А. Ранние формы религии.— М., 1990.— С. 139–143; Фрэзер Д. Д. Золотая ветвь.— 2-е изд.— М., 1984.— С. 201–203; Эвола Ю. Указ. соч.— С. 230–232; Fischer-Homberger E. Neue Materialien zur "Krankheit Frau" (19. und 20. Jahrhundert) // Feminismus: Inspection….— Fr. a. M., 1983.— S. 308–320; Imielinski K. Kobieta i seks.— C. 245–248. Плутарх в "Застольных беседах" (Кн. VII, 300 F) пишет: "град можно предотвратить кровью крота или женскими повязками". Плиний (Plin. nat. XXVIII 77) передает мнение о способности последних предотвратить всякое ненастье и бурю. (Плутарх. Застольные беседы.— Л., 1990.— С. 592 [Примеч. И. И. Ковалевой)].

[385] Левинсон А. Женщина как цель и как средство в отечественной телерекламе // Женщина и визуальные знаки.— С. 62.

[386] Вардиман Е. Указ. соч.— С. 202; Фрэзер Д. Д. Там же.

[387] Рыбаков Б. А. Язычество древних славян.— С. 655.

[388] Гура А. В., Лаврентьева Л. С. Беременность, беременная женщина // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. Т. 1.— М., 1995.— С. 160–161; Сурхаско Ю. Ю. Семейные обряды и верования карел.— Л., 1985.— С. 22.

[389] Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография.— М., 1991.— С. 325.

[390] Геннеп А. фон. Обряды перехода.— М., 1999.— Гл. IV. Беременность и роды; Кабакова Г. И. Женщина.— С. 205, 208. Наиболее обстоятельно и всесторонне тема беременности в русской традиционной культуре освещена у Н. Е. Мазаловой (См.: Мазалова Н. Е. Состав человеческий…— С. 92–112). Автор показывает, что традиционные представления о связи беременной и роженицы с потусторонним миром подтверждаются и опытом современной жизни.

[391] Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле...— С. 32–34.

[392] См.: Понырко Н. В. Святочный и масленичный смех // Лихачев Д. С., Панченко А. М., Понырко Н. В. Смех в Древней Руси.— Л., 1984.— С. 201‑202. Автор приводит три варианта легенды. Один из них следующий: "Человек некий православныя веры по воскресении Христове прииде к некоему жидовину в дом... А в то время пред жидовином на обеде вареное куря лежит. И жидовин рече: "Может ли се вареное куря встати...". И се вареное куря всплеска крилома, испусти глас и изнесе яйце". (Указ. соч.— С. 201).

[393] Беременность // http/www.apress.ru/pages/greif/simbol/b/beremennost.htm.

[394] Рыбаков Б. А. Указ. соч.— С. 64, 655. Автор ссылается на работу Н. М. Гальковского "Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси" (Харьков, 1916) в которой речь идет о юго-западной Украине. По-видимому, Н. М. Гальковский сам видел такие иконы.

[395] См.: Бобров Ю. Г. Основы иконографии древнерусской живописи.— СПб., 1995.— Раздел "Основы иконографии Богоматери". При этом отмечен тип "Млекопитательницы" (Галактотрофусы) как более редкий для древнерусского искусства (с. 216–217).

[396] Беременная "Катерина" Т. Шевченко, иллюстрирующая его же одноименную поэму, является образом совсем иного содержания, образом-осуждением господской похоти.

[397] Дашкова Т. Визуальная репрезентация женского тела в советской массовой культуре 30-х годов // Логос # 11-12 (1999) 21.— С. 137. "Пафос плодовитости" — выражение В. Паперного, на работу которого (Культура Два.— М., 1996.— С. 163–165) ссылается Т. Дашкова. Автор "Визуальной репрезентации..." объясняет отсутствие внешних признаков беременности в фотоматериалах массовых изданий 30-х гг. "характерной "стыдливостью" культуры этого времени". Наверное, дело не в стыдливости самой по себе, а в том, что за нею стоит: вековые традиции отношения к беременной женщине, архетипическое "табу беременности", стойко державшееся в крестьянском сознании еще и в первой половине ХХ в. Традиционная крестьянская ментальность, несомненно, была составной частью духовной жизни СССР 30-х гг.

[398] Об истории изменений обстоятельств беременности и родов и отношения к ним в европейской культуре XVI–XIX вв. с учетом ритуальных, религиозных и т. д. аспектов см. более подробно, в частности: Labouve E. Andere Umstände: Eine Kulturgeschichte der Geburt.— Köln u. a., 1999.

[399] См., напр.: ню голливудской звезды Деми Мур (Demi Moore) на обложке журнала "Vanity Fair". Воспроизведено в: "Спид-инфо".— 2001.— № 2.— С. 28.

[400] См. об этом более подробно: Кон И. С. Указ. соч.— С. 228 и сл.; Бехтел С., Стэйнс Л. Р. Энциклопедия мужской сексуальности...— С. 220–221. Здесь, в частности, дается характеристика женских сексуальных фантазий, которые "больше напоминают "мыльную оперу", не запрещенную к показу в дневное время. По сравнению с мужскими видениями женские грезы носят более целомудренный и романтический характер, они более личные и часто относятся к конкретному человеку, которого женщина хорошо знает. В них особо подчеркиваются прикосновения, чувства и эмоции, действие в женских фантазиях развивается медленнее, больше внимания уделяется душевной заботе и негенитальным контактам". Подобным же образом женские сексуальные фантазии характеризуются в публикации: Byrne D., Osland J. A. Sexual Fantasy and Erotica… P. 287–288.

[401] Название исследовательской работы известной французской писательницы. См.: Бовуар С. де. Второй пол.— М.; СПб., 1998.

[402] См., в частности: серию книг немецкого издательства Fischer Taschenbuch Verlag "Die Frau in der Geschichte". Библиографический список серии из 55 названий по состоянию на начало 1993 г. приведен в кн.: Neumann E. Zur Psychologie des Weiblichen.— Fr. a. M., 1993.— S. 153–157.

[403] Показательной в этом отношении является публикация под названием "40 ошибок в постели" в первом русскоязычном номере журнала "Men's Health". Речь идет о выявленных в результате "опроса среди знакомых женщин" 40 моментах, "которые женщины терпеть не могут в сексе". Публикация имела широкий общественный резонанс. Ее 59 раз пиратским способом помещали в Интернете, что побудило издательский дом Independent Medien сделать 60-ю законную, официальную интернетную публикацию. См.: www.estart.ru/sex_and_relations/sex_male.

[404] Кон И. С. Там же.— С. 236.

[405] Мазалова Н. Е. Состав человеческий…— С. 40.

[406] Как, скажем, мужское / женское в архаической картине мира. В этом контексте оппозициия мужское / женское анализируется, в частности, Т. В. Цивьян. См.: Цивьян Т. В. Лингвистические основы балканской модели мира.— М., 1990.— С. 14–17.

[407] Можно напомнить в этой связи о сетованиях А. С. Пушкина: "... только вряд / Найдете вы в России целой три пары стройных женских ног" (Пушкин А. С. Евгений Онегин // Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: В 17 т. Т. 6.— М., 1997.— С. 18) или рассказанную Брантомом историю об одном дворянине, любовное влечение которого было инспирировано случайно увиденной стройной ножкой "одной достойной девицы" (Бурдей П. де. Галантные дамы...— С. 483).

[408] Панченко А. Юродивые на Руси // Панченко А. О русской истории и культуре.— СПб., 2000.— С. 340.

[409] Показательно, что "селянки" в массовых советских журналах 30-х гг. одеты в национальные костюмы, но босые. (Дашкова Т. Визуальная репрезентация...— С. 137).

[410] Байбурин А. К., Топорков А. Л. У истоков этикета. С. 82–86.

[411] См., в частности: Рабинович М. Г. Очерки материальной культуры русского феодального города. М., 1988; Традиционное жилище народов России: XIX начало ХХ в. М., 1997; Тыдман Л. В. Изба, дом, дворец. М., 2000 и др. Во всех работах имеются обширные библиографические списки. Из недавно опубликованных работ, посвященных западноевропейскому жилищу, можно указать: Dülmen R. van. Kultur und Alltag... Данилова И. Е. Мир внутри и вне стен: Интерьер и пейзаж в европейской живописи XV–ХХ вв.— М., 1999.

[412] В том числе написанная им гл. 3 "Городское жилище восточных славян" в коллективной монографии "Традиционное жилище народов России…".

[413] Традиционное жилище народов России…— С. 43

[414] Там же.— С. 80.

[415] Велишский Ф. История цивилизации: Быт и нравы древних греков и римлян.— М., 2000; Кнабе Г. С. Древний Рим — история и повседневность.— М., 1986; Кнабе Г. С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного мира.— М., 1993.

[416] Байбурин А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян.— Л., 1983; Славянская мифология: Энциклопедический словарь.— М., 1995; Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т.— М., 1995–1999.— Т. 1–2; Топоров В. Н. К символике окна в мифопоэтической традиции // Балто-славянские исследования. 1983.— М., 1984.— С. 164–186; Цивьян Т. В. Дом в фольклорной модели мира (на материале балканских загадок) // Труды по знаковым системам.— Тарту, 1978.— С. 65–85.

[417] Словарь русского языка / Сост. С. И. Ожегов.— М., 1953.— С. 148, 167. В более современном издании "Толкового словаря С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой" сохранены с небольшими изменениями эти же значения слова "дом" и добавлены в модифицированном виде те, что в издании 1953 г. закреплялись за словом "жилье", а именно: "3. Место, где живут люди, объединенные общими интересами, условиями существования. Общеевропейский дом. Родинанаш дом";. (Воспроизв. по: Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.— 5-е изд.— М., 2001. [CD-ROM].

[418] Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка: Толково-словобразовательный.— М., 2000.— С. 406.

[419] Кроме него: "Питание", "Здоровье и косметика", "Одежда и обувь" и т. д.; всего семь равных по объему разделов, каждый — около 100 стр. (Краткая энциклопедия домашнего хозяйства / Гл. ред. И. М. Терехов.— 3-е изд.— М., 1990).

[420] "Чем древнее и примитивнее народ, тем большее пространство занимает то, что он считает своим домом. Так, домом примитивнейших племен является скорее вся обширная территория племени, а не сооруженное по большей части лишь на время убежище, где семья укрывается от ветра и дождя и где она проводит ночь... Не место, случайно выбранное для стоянки, а земля племени — вот дом семьи" (Липс Ю. История древних цивилизаций.— М., 1999.— С. 9).

[421] Куклев В., Гайдук Д. Дом // Энциклопедия символов, знаков, эмблем.— М., 2000.— С. 159.

[422] "Из числа тех новых идей, которые появились у оседлых земледельцев, пожалуй, на первое место следует поставить идею священности жилища и домашнего очага... земледельческие племена... в зоне индоевропейской колонизации, сохранили целый пласт археологических документов, свидетельствующих о магических представлениях, связанных с жилищем" (Рыбаков Б. А. Указ. соч.— С. 218).

[423] Колесов В. В. Указ. соч.— С. 194, 208. Но еще в зрелом Cредневековье в сознании крестьянина дом-семья и дом-строение неразличимы: "Термин familia, — указывает один из известных французских медиевистов, — практически не используется в наших записях — он не просится на язык монтайонца, для которого семья во плоти и дом из дерева, камня или смешанной с глиной соломы — одно и то же. Разница между двумя этими понятиями, относящимися к родству и месту жительства, станет очевидной в наше время… (Ле Руа Ладюри Э. Монтайю, окситанская деревня (1294–1324).— Екатеринбург, 2001.— С. 38). См. также: Haus und Familie in der Spätmittelalterlichen Stadt.— Köln, Wien, 1984.

[424] См. об этом, в частности: Dülmen R. van. Kultur und Alltag in der Frühen Neuzeit. Bd. 1: Das Haus und seine Menschen: 16.–18. Jahrhunderts; 3. Aufl.— München, 1999.— S. 14.

[425] Это до сих пор принято, например, в Карелии. См. Лавонен Н. А. Стол в верованиях карелов.— Петрозаводск, 2000.— С. 18.

[426] Ключевский В. О. Соч. в 9 т. Т. 6.— М., 1989.— С. 194; Степанов Ю. С. Константы...— С. 701–702.

[427] Колесов В. В. Указ. соч.— С. 206.

[428] Иванов Вяч. Вс., Топоров В. Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы (Древний период).— М., 1965.— С. 169–170.

[429] Плотникова А. А. Двор // Славянские древности: Этнолингвистический словарь. Т. 2.— М., 1999.— С. 32–33.

[430] "Элементами, "закрывающими" дом, являются крыша, стены; элементами, "открывающими" дом и обеспечивающими его связь с внешним миром, — дверь, окна". (Плотникова А. А., Усачева В. В. Дом // Славянские древности...— С. 117).

[431] Выделение угла, как части, символизирующей дом, связано с сакрально-мифологической акцентированностью угла как элемента границы дома. Об этом более подробно речь еще впереди. О доме в связи с теплом и уютом см.: Степанов Ю. С. Константы... Разд. XVIII: "Дом, уют".

[432] В Руане с 1200 по 1225 г. — 6 пожаров, в Любеке в сер. XIII в. — 2 пожара, Инсбрук горел в 1390 г., Цюрих — в 1313 г., Боцен — в 1348 г. Как правило при пожарах города выгорали полностью. (Ястребицкая А. Л. Средневековая культура и город в новой исторической науке.— М., 1995.— С. 296). О 6 пожарах в Вормсе с 1221 по 1298 г. (особо разрушительных, уничтожавших до половины и более городских построек) пишет Г. фон Белов (Белов Г. фон. Городской строй и городская жизнь средневековой Германии.— М., 1912.— С. 67). Аналогичная картина и в Древней Руси. Так, по свидетельству летописцев "… во Владимире в 1183 г. "погоре мало бы не весь город… и церкви числом 32". В 1160 г. "погоре Ростов, и церкви вси, и сборна дивная великая церкви Святая Богородица, якоя же не было, николе же ни буде". В 1369 г. "весь Псков погоре, и церкви священные… Того же лета и Новгород погоре" (История русской архитектуры.— СПб., 1994.— С. 7). Пожары полностью уничтожали все постройки в Москве с 1453 по 1493 г. десять раз (Фальковский Н. И. Москва в истории техники.— М., 1950.— С. 151).

[433] Ястребицкая А. Л. Указ. соч.— С. 296–299.

[434] Dülmen R. van. Kultur und Alltag…— S. 56. Об этом также: Белов Г. фон. Городской строй и городская жизнь средневековой Германии.— М.. 1912.— С. 66–67.

[435] Рабинович М. Г. Городское жилище восточных славян // Традиционное жилище народов России…— С. 91.

[436] Гиро П. Частная и общественная жизнь греков.— М., 1994.— Гл. 4.— С. 7; Гиро П. Быт и нравы древних римлян.— Смоленск, 2000.— С. 113; Велишский Ф. История цивилизации: Быт и нравы древних греков и римлян.— М., 2000.— С. 112–116; 124–127.

[437] Велишский Ф. Там же.— С. 113–114; Гиро П. Частная и общественная...— Там же; Латышев В. В. Очерк греческих древностей. Ч. 2.— СПб., 1977.—С. 224; Лосев А. Ф. Аполлон // Мифологический словарь.— М., 1991.— С. 53; Тахо-Годи А. А. Гермес // Там же.— С. 151. Геката — древнее хтоническое божество, сохра­нившее свою силу после победы олимпийских богов над титанами. Геката среди прочего помогает людям в их повседневных делах, покро­витель­ствует охоте, пастушеству, общественным занятиям человека, охраняет детей и юношество, перекрестки дорог (Тахо-Годи А. А. Геката // Мифологический словарь.— С. 143–144). Гекате поклонялись при входе и выходе из дома. "Женщины, выходя из дому, гадали по изображениям Гекаты о благополучном совершении предпринимаемого пути" (Латышев В. В. Там же).

[438] Геннеп А. фон. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. М., 1999.— С. 24–25.

[439] Виноградова Л. Н., Толстая С. М. Дверь // Славянские древности: Этнолингвистический словарь. Т. 2.— М., 1999.— С. 25, 26.

[440] Dülmen R. van. Kultur und Alltag in der Frühen Neuzeit Bd. 1: Das Haus und seine Menschen: 16.–18. Jahrhundert.— München, 1999.— S. 12.

[441] См. подробнее об этом, а также о лечебной, очистительной магии, ритуальных бесчинствах, связанных с дверью: Там же.— С. 27–29; Байбурин А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян.— Л., 1983.— С. 136–140; Геннеп А. ван. Обряды перехода.— С. 23, 28; Лавонен Н. А. Стол в верованиях карелов.— Петрозаводск, 2000.— С. 16–17;

[442] Байбурин А. К. Указ. соч.— С. 138–139. Подобные представления типичны для мифологического сознания. Ср.: "В земледельческий период двери ‘двери’, ‘ворота’ означают материнскую утробу и вульву; "рожая", женщина отворяет и затворяет небесную дверь, и потому-то Янус, бог двери, призывался при беременности и разрешал роды... Как двери и ворота, так и окно, их разновидность, семантизируют в тот период женщину..." (Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра.— Л., 1936.— С. 211). О других вариантах обрядового обыгрывания дверного порога и дверных косяков в свадебном обряде славян см.: Сумцов Н. Ф. Символика славянских обрядов.— М., 1996.— С. 147–148; у древних римлян: Сергеенко М. Е. Жизнь Древнего Рима.— СПб., 2000.— С. 189.

[443] Байбурин А. К. Указ. соч.— С. 136–137.

[444] Классическим до настоящего времени исследованием обрядов перехода остается написанная еще в начале ХХ в. работа А. ван Геннепа О двери и пороге в обрядах входа и выхода у разных народов со ссылками на исследования XIX– начала XX вв. см.: Геннеп А. ван. Указ. соч. С. 23‑28.

[445] Ср.: "Порог. перен. разг. преддверие, начало чего-то; наименьш. величина, степень чего-л., при кот. возможно появление чего-то (т. е. то, с чего начинается или может начаться" (Ефремова Т. Ф. Новый словарь... Т. 2.— С. 231).

[446] Топоров В. Н. К символике окна в мифопоэтической традиции // Балто-славянские исследования. 1983.— М., 1984.— С. 164.

[447] Трубачев О. Н. Этногенез и культура древнейших славян.— М., 1991.— С. 195. У В. Н. Топорова уточнена этимология англ. "window": "др.-исл. uind-auga,букв. 'ветровой глаз', откуда и англ. window " (Топоров В. Н. Указ. соч.— С. 169).

[448] Топоров В. Н. Там же.— С. 166.

[449] Топоров В. Н. Там же.— С. 166–167; Рабинович М. Г. Очерки материальной культуры русского феодального города.— М., 1988.— С. 17, 34.

[450] Юсупов Э. С. Словарь терминов архитектуры.— СПб., 1994.— С. 115.

[451] Велишский Ф. Указ. соч.— С. 114–116, 136, 137.

[452] Ефремова Т. Ф. Словарь... Т. 1.— С. 1120.

[453] Топорков А. Л. Окно // Славянская мифология: Энциклопедический словарь.— М., 1995.— С. 286. Об этом также: Невская Л. Г. Семантика дома и смежных представлений в погребальном фольклоре // Балто-славянские исследования. 1981.— М., 1982.— С. 110–111; Виноградова Л. Н., Толстая С. М. Дверь // Славянские древности… Т. 2.— С. 25; Байбурин А. К. Указ. соч.— С. 141–143.

[454] Виноградова Л. Н., Толстая С. М. Там же.— С. 27. О магической защите дверей и окон в ареале традиционной славянской и балканской культуры см. также: Байбурин А. К. Указ. соч.— С. 135, 136; Цивьян Т. В. Дом в фольклорной модели мира (на материале балканских загадок) // Труды по знаковым системам Х.— Тарту, 1978.— С. 65–83.

[455] Топорков А. Л. Там же. Как показал В. Я. Пропп, принадлежностью к миру мертвых объясняется и отсутствие окон и дверей в сказочной избушке Бабы Яги. Избушка "охраняет вход в царство мертвых" и как "жилище смерти имеет вход со стороны смерти". Чтобы проникнуть в нее из мира живых, нужно избушку повернуть "лицом" к живому герою. (См.: Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки.— 2-е изд.— Л., 1986.— С. 59–61).

[456] Примеры сравнений глаза с окном (и наоборот) в поэзии и прозе (у Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Ф. Сологуба, А. А. Ахматовой, Р.-М. Рильке, Г. Аполлинера), а также более широкого параллелизма глаза-окна-солнца-неба в мифологии и фольклоре приведены в работе В. Н. Топорова (К симвлике окна…— С. 168–169; 172–175). См. также: Мазалова Н. Б. Состав человеческий: Человек в традиционных соматических представлениях русских.— СПб., 2001.— С. 23. В изобразительном искусстве такие параллели также имеют место. Можно вспомнить, напр., "всевидящее око" — огромное круглое "солнце-глаз", касающееся крыш деревенских домов, в гравюре К. Шмидта-Ротлуфа "Русский ландшафт с солнцем" (1919). Параллель глаз-окно естественна и в эссе современного ученого: "Вставить новые окна — значит сделать своему жилищу новые глаза, то есть наладить новые отношения с внешним миром" (Осорина М. Поглядев на свой дом, поймешь — кто ты // Top-manager: Журнал для руководителей.— 2000.— Декабрь.— С. 141.







Дата добавления: 2015-09-06; просмотров: 441. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия   Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия