СВЯЩЕННАЯ КНИГА ГЕРМЕСА АСКЛЕПИЮ*29
"Гермес Асклепию: книга, называемая священной: Я представил тебе формы и фигуры тридцати шести деканов, принадлежащих знакам зодиака, и я показал, как нужно вычеканить каждый из них и использовать между гороскопом, Добрым Демоном*30 и домом...(?)*31 Если ты сделаешь это кольцо и будешь его носить, то ты овладеешь могущественным талисманом: ибо все воздействия, направленные на человека посредством влияния звезд, излечиваются этими деканами (тоутоис: предметами). Если ты уважишь каждого из них посредством его камня и его растения, а кроме того, и его формой, то ты овладеешь могущественным талисманом. Ибо ничего не происходит без расположения к этому деканов, ибо они охватывают Вселенную. Зодиакальный круг в своем воплощении (эдзерхетай) составлен согласно частям и членам мира: вот как он распределяется на части. Овен есть голова мира, Бык - шея, Близнецы - плечи, Рак - грудь, Лев лопатки, сердце и бока, Дева - живот, Весы - ягодицы, Скорпион лобок, Стрелец - бедра, Козерог - колени, Водолей - голени, Рыбы стопы. Таким образом, каждый знак зодиака имеет власть над своей частью и осуществляет на эту часть определенное влияние, и если ты хочешь избежать страдания, вызванного деканом, то вычекань на камнях формы и фигуры самих деканов и, поместив затем сверху (этого камня) растение каждого декана и его форму и сделав из этого талисман, носи его как могущественную и счастливую помощь для твоего тела. Овен. Первый декан. Он носит имя хенлахори и имеет представленную*32 форму: у него лицо маленького ребенка, его руки подняты вверх, над своей головой он держит жезл, его ноги закутаны в коленях. Он господствует над воздействиями на голову. Вычекань его на пористом вавилонском камне, помести сверху растение isophrin, установи это в железном кольце и носи. Остерегайся употреблять в пищу голову хряка. Так ты приобретешь благосклонность каждого декана, вычеканив его на его камне и с его именем." Второй декан. Виски, ноздри (и все их недуги) – мясо журавля. Третий декан. Уши, язычок и зубы - внутренности барана. Бык. Первый декан. Затылок - морской угорь. Второй декан. Миндалины и горло - угорь. Третий декан. Рот и гортань - угорь. Близнецы. Первый декан. Концы плеч – электрический скат. Второй декан. Руки (от плеч до кистей) - скар (рыба попугай). Третий декан. Кисти - мясо вепря. Рак. Первый декан. Бока - желудок белой свиньи. Второй декан. Легкие - вся пища, тронутая собакой. Третий декан. Селезенка - (блюдо отсутствует, но текст добавляет: "счастливое содействие"). Лев. Первый декан. Сердце - воробьиные яйца. Второй декан. Лопатки - бобы. Третий декан. Печень - тунец. Дева. Первый декан. Живот - печень белой свиньи. Второй декан. Кишечник - мясо журавля. Третий декан. Пупок - внутренности жеребенка и мясо медведя. Весы. Первый декан. Заднепроходное отверстие - селезень и горький миндаль. Второй декан. Мочеиспускательный канал, мочевые сосуды и пути тутовые ягоды. Третий декан. Анус (геморроиды, затвердения, трещины) - свиной окорок и сельдерей. Скорпион. Первый декан. Отверстие мужского члена (боли, сибиреязвенные язвы и bnqo`kemh - (отсутствие блюда). Второй декан. Гениталии (карбункул и телесные наросты) - (отсутствие блюда). Третий декан. Яички (флегмоны в одном или обоих яичках) - яички. Стрелец. Первый декан. Бедра (опухоли, называемые бубонами) - водные курицы с красными клювами и голенями. Второй декан. Кость (переломы) - морские горлицы. Третий декан. Бедра (боли и язвы) - куриный мозг. Козерог. Первый декан. Колени - угорь. Второй декан. Суставы - мурена. Третий декан. Те же органы и болезни, что и во втором декане - раки. Водолей. Первый декан. Большие берцовые кости (нарывы и язвы) - хлеб из проса, который ели мухи. Второй декан. Колени и жир бедер - свиной окорок. Третий декан. Те же органы и болезни - ослиное мясо. Рыбы. Первый декан. Стопы (нарывы) - мясо львицы. Второй декан. (Отсутствие органа) - печень барана. Третий декан. (Отсутствие органа) - голова козы (в манускрипте vindobon: не садиться на землю). РАСТЕНИЯ ДВЕНАДЦАТИ ЗНАКОВ ПО ГЕРМЕСУ" "Овен, первый знак. О шалфее. Собирать начиная с 22 Фанемофа, то есть с 18 Дистроса*34, по римлянам с пятнадцатого дня перед апрельскими календами (то есть 18 марта). Первое растение: шалфей. Оно обладает значительными достоинствами: при кровоизлияниях, туберкулезе, для упавших в обморок, для ипохондриков, при поражениях матки." Далее следуют рецепты для лечения каждого их этих недугов. Подобным образом выглядят и части, посвященные другим знакам, после чего следуют общие указания: "Знаменательно то, что Солнце есть царь всех звезд: Солнце возвышается (экзальтирует) в знаке Овна и получает в этом знаке невероятное могущество. Именно в это время растения имеют наибольшее число достоинств, не только по причине Солнца, но потому что Овен есть первая причина влияния, которое боги (звезды) осуществляют на земле... Таковы суть силы Овна, и именно когда Солнце пребывает в этом знаке, ты должен собирать вышеупомянутые растения и извлекать из них сок, но не варить их". Существует подобный, но более поздний текст Саломона (CCAG, VIII, 2, с. 159-162), предлагающий другие растения. Еще один трактат из этой серии, также из текста Фессалоса*35 в отдельном манускрипте Parisinus 2256, fol. 580*36, называется "Гермеса Трисмегиста к Асклепию: о растениях семи планет" и предлагает следующие соответствия: Солнце - цикорий (cichorea quae et girasol dicitur). Луна - пеония (аглаофантон, glycyside quae et paeonia apellatur). Сатурн семпервивум (эидзоон, semperviva). Юпитер - посконник (eupatorium). Марс - горичник (peucedanum). Венера - панацея (panacea vel callitrichos). Меркурий - коровяковые (фломос, taxusverbascus). Далее следуют описания растений и рецепты, приводить которые мы не сочли нужным. Следует также иметь в виду, что существуют несколько подобных текстов, в которых соответствующие растения не совпадают с приведенными выше, например "Золотой сборник" Флакка Африкуса, "найденный" вместе с _"Kupaнucoм" в Трое (см. "Койраниды", наст. изд.), а также тексты Александра или Гермеса*37, предлагающий следующие растения: Солнце - род хвоща (полигоном, cameleon). Венера - вербена. Меркурий лапчатка ползучая. Марс - подорожник. Юпитер - сахарное растение (алхараниос или сахарион). Сатурн - асфодель, смолевка. Луна шиповник (цветок). Иной набор растений предлагает и текст Саломона*38. * * * В манускриптах Parisinus 2419, fol. 145* 39 и Vaticanus 952, fol. 162*40 есть ботанический текст со ссылкой на "Древнюю книгу Гермеса", фрагмент из которой мы приводим: "О пеонии, называемой glycyside или alphonia. Пеония названа так потому, что ее нашел Пеон. Она названа "посвященной" в предыдущей книге, именуемой "Древняя". Вот рецепт. При ущербе Луны отправься на поиски пеонии. Да будет она расти в открытых местах и видна со всех сторон. Можешь действовать, когда Солнце войдет в знак Девы.Особенно (обильно) пеония растет в области горы Гемус и гор Таормин, в стороне Великого Вавилона, во Фракии, у Гадары, на берегах Эгейского залива. Она растет и в иных краях, но там она не имеет таких качеств по причине положения места, принадлежности его к зодиакальным знакам и влияния звезд. Ты сможешь действовать так. Поскольку необходимо, как уже сказано, чтобы это священное растение было на открытом месте, то, взяв одно семечко закрытой пеонии и другое - из открытого плода и завернув их в семь листов этого же растения в чистом виде, зарой их в возвышенном месте, где тебе будет угодно. И когда она взрастет и придет вечер, ее находят. Храни ее от ливней, ветров и волнений воздуха. И в день Луны, в начале первого часа, то есть в тот момент, когда Луна ущербна, а Солнце в Деве, перед рассветом выйди из своего дома в чистоте с приготовленной шкурой тюленя, которая также будет посвящена в момент расчленения животного, как было сказано в этой священной книге, в главе "О расчленении". Напиши эти знаки на шкуре и помести ее вместе с шелком-сырцом вокруг корня растения. Вот что ты должен написать: [магические знаки). Пока ты прикладываешь шкуру, произноси также эту молитву: "Благословен Бог неба и земли, благословенно и овеяно qk`bn~ твое первое имя. Вся природа восхваляет тебя, восхваляет тебя непрерывная сила всей вселенной. Ибо ты есть единственный совершенный, без начала, невидимый, недосягаемый, неизменный, неописанный, нерушимый, вечный, не поддающийся исследованию, безграничный, непостижимый, начало и конец. Альфа, Адонаи, Саваоф, Семимефораз, Гезераге, Амнойа, Йана, Садае. Это ты даешь бедность и богатство, низвергаешь и возвышаешь, исправляешь и излечиваешь, приносишь смерть и даешь жизнь... Ты, Господь сил, бросаешь взгляд сверху, из твоего святого обиталища и из престола твоей славы, ниспошли мне, рабу твоему, эту благосклонность, чтобы это растение стало пригодным против всякого яда, против будничной лихорадки, тройной, четверной, короче - против всякого существующего вида лихорадки, против вредительства людей, чтобы оно служило победе над всяким хозяином и хозяйкой и против всякого рода сглаза, злого влияния и воздействия. Сделай так, чтобы я был в милости этого священного растения и чтобы меня благосклонно слушали; и чтобы каждый раз, когда я буду дотрагиваться до этого растения, я привлекал к себе ту, которая мне нравится; и чтобы тот, кто возьмет это средство, был бы защищен от поражения живота, груди, печени, селезенки и того, что находится в нижней области живота, почек; и от ветра, и тени, и мигрени, подагры, артрита; и против всякой потери виноградника, поля, сада или парка; против всякого врага, входящего в дом; и чтобы вновь обрести слово, чтобы навести порчу, поразив бессилием; чтобы вновь обрести память, и для регулярного проистечения месячных. Где бы я ни шел по суше или по морю с этим растением, по какому бы то ни было делу, чтобы благодаря ему путь для меня был добрым и легким, и чтобы я дошел до базара, или распродажи, или куда бы то ни было. И, как магнит по милости божией обладает свойством притягивать к себе железо и не отпускать его, чтобы я так притягивал все к себе, мужчин и женщин, чтобы посредством этого растения они все прибегали ко мне как к богу с подарками. Чтобы по благосклонности Святого Духа, благодаря этому растению, там, куда входят воры, они были бы ослеплены и не видели больше дорогу. Чтобы это растение было в помощь и для зачатия, и для предупреждения зачатия. В какое бы средство я его ни употреблял, в пластырь или в мазь, чтобы оно очищало, зарубцовывало и вело к полному выздоровлению. Чтобы это растение помогало при родах. Чтобы оно было полезно в путешествии. Чтобы оно служило путеводителем для того, чтобы узнавать добрую дорогу. Чтобы оно присутствовало в сражениях и во всех опасностях от воды, в конных поездках и в пучинах. Короче, чтобы это растение было полезно во всех мероприятиях и действиях, какие бы я ни предпринимал, потому что имя твое благословенно и прославлено в веках. Аминь". Далее, на халдейском, сирийском и персидском языках эти слова: [варварские слова). "Аминь, аминь, аминь всегда". Далее снова эта молитва: "Бог, сидящий на Херувимах, приведи в движение свое могущество и приди спасти нас". Oepbs~ молитву произнеси семь раз, повернувшись на восток; но эту халдейскую и сирийскую только один раз. Выполнив это, приходи на это место в течение семи дней, чтобы посмотреть, все ли в порядке. Каждый день, приходя туда, произноси молитвы перед восходом Солнца. На следующий день, то есть на второй день, покинув свой дом в первом часу и взяв с собой не бывшую еще в употреблении керамику, известных и проверенных достоинств, а также магнит и берилл, окури растение в кругу, произнося две молитвы. Затем, окопав его вокруг, осторожно выкопай его и вынь так, как сейчас будет сказано, и ты будешь иметь его уже освященным. Действительно, когда ты разделишь его на части: корень, ветви, листья, плод, семена открытые и закрытые, - ты увидишь, что эти части имеют больше полезных качеств, чем все виды, упомянутые выше. Говорят, что Бог открыл Гермесу Трисмегисту это священное растение для того, чтобы смертные имели средство, успокаивающее боли и полезное в жизни, как он это обозначил в священных книгах Египта. Тому, кто владеет какой-то частью корня, если он напишет на нем невыразимые имена Всевышнего Бога [магические знаки), не будут страшны демоны; кроме того, в этом случае злые деяния не будут находить себе места в человеке. Если здесь вписать следующие знаки и значения [магические знаки), ему не будет страшен ни яд, ни какие бы то ни было иные беды. Ибо он оттолкнет далеко от себя тройную, четверную или будничную лихорадку, короче, все виды лихорадки, он отобьет сглаз, зловредное влияние и козни, это растение ниспошлет на его носителя милость всех и вызовет к нему внимание. Если кто-либо страдает эпилепсией, а ты носишь этот корень подвешенным на шее, ты излечишь его ото всех приступов. Если кем-то владеет демон, окури его частицей этого корня, и ты изгонишь демона - это божественное деяние". Далее следует иной текст о той же пеонии из того же манускрипта Vaticanum 952*41, которого нет в Parisinum 2419: "Если взяв корешок растения и измельчив его в день и час Луны, ты приготовишь напиток и дашь выпить его мужчине и женщине, которые ненавидят друг друга, они сразу же возлюбят друг друга. Тот, кто поместит корень растения на свое ухо, не будет иметь плохих снов. Владеющий им имеет хорошее средство для селезенки. В дом, в который его поместят, не войдет ни демон, ни магическое влияние. Тот, кто был отравлен и выпьет его, не будет иметь никакого вреда. Семечко, смешанное с хорошим количеством меда, полезно для всего тела, а также для животных. У женщины, съевшей корень, много молока. Это хорошее средство против укусов змей. Тот, кем владеет демон и кто съест его, будет излечен. Что касается безумного человека, который будет окурен этим растением, он будет излечен. При рождении ребенка растолки корень и смешай его с молоком - он полезен для женской груди. Тот, кто носит корень и листок, сводит на нет магические влияния, если он впишет эти невыразимые имена высшего Бога - Господина всего [магические знаки), а также Альфа, Адонаи, Элой, Саваоф. Тот, кто вдохнул дым и mnqhr корень, листок и семечко, не будет укушен змеями. Кроме того, оно лучше всех иных растений против всякого аповредного воздействия, когда указанные имена вписаны в день и час Солнца.
|