Пища, посуда и домашняя утварь
Пища - первейшая и основная жизненная потребность человека. Кроме своей основной роли пища у любого народа играет и огромную знаковую роль, является частью материальной культуры. Пища казахов состояла в основном из мясных и молочных продуктов. Молочная пища была разнообразной. Из кобыльего молока изготовлялся кумыс - "кымыз", из верблюжьего - "шубат". Молоко коров, коз и овец шло в основном для изготовления квашеного молока, масла, различных сыров. Одним из любимых напитков казахов было квашеное молоко - "айран". Смесь айрана с водой называлась "шалап". Из молока сбивали масло - "сары май". Для длительного хранения масла его промывали холодной водой, солили и заполняли им бараний желудок - "карын". Важное место в рационе казахов занимали сыры. Высушенный на солнце творог назывался "курт" и употреблялся в пищу зимой, растворяемый в горячем бульоне. Изготовлялись другие виды сыров: "сары иримшик", "ак иримшик" и др. Мучные продукты использовались преимущественно зимой. Основной продовольственной культурой было просо, реже -пшеница и рожь. Из проса казахи готовили пшено "тары", шедшее на приготовление пшенной похлебки "тары коже". Жареное пшено ели с молоком, маслом, приготовив из него толокно - "талкан". Из пшена мололась мука, готовились пресные просяные лепешки "тары таба нан". Из пшена готовилось также праздничное блюдо "жент". Пшеница более ценилась казахами, чем просо. Из него готовили похлебку "бидай коже", талкан и жент. Мука шла на изготовление пресных лепешек - "таба нан", лапши - "кеспе", обжаренного в сале теста - "бауырсак". Рожь и ячмень занимали в рационе казахов меньшее место. Из риса казахи южных районов готовили плов - "палау" и кашу "ботка". Основной пищей казахов были мясные блюда. Наиболее ценным мясом считалась конина, из которой приготавливали различные блюда - подкожный жир верхней части шеи - "жал", мясо и жир области крупа - "жая". Из прямой кишки изготовляли "карта", из реберного мяса с под позвоночным жиром - "казы". Колбаса из мяса, других частей туши называлась "шужык". Баранина употреблялась в основном в летнее время. Вареное мясо - "ет" - основное блюдо казахов - подавалось как с гарниром (кеспе, нан), так и без него. Бульон - "сорпа" употреблялся после мяса. Печень и мякоть, обжаренные мелкими кусками на медленном огне, назывались "куырдак,". Говядина в пищу редко употреблялась.
Устная и письменная литература
Поэзия жырау. XV-начало XIX вв. - время особенного расцвета казахской литературы - известно как эпоха жырау. Жырау были поэтами - импровизаторами, авторами песен-толгау-размышлений и наставлений в стихах. Нередко жырау были видными политическими деятелями, советниками ханов, Разделми родов, военачальниками. Одним из наиболее известных и почитаемых среди казахов жырау был Казтуган Суюншиулы. Он родился в низовьях Едиля в 20-х годах XV в. в семье бия Мангытского Йурта. Его песни - образец кочевнической поэзии, наполненной особым отношением к природе. Казтуган, будучи одним из известных ногайских военачальников, воспевал воинские подвиги, выступал за объединение степных племен под властью казахских ханов. Доспанбет жырау родился в 90-х годах XV в. в городе Азау, побывал в Бахчисарае и Стамбуле. Поэзия Доспанбета - поэзия воина и защитника Родины. Его песни рассказывают нам о походах и подвигах, чести и долге воина. Доспанбет жырау погиб в бою под Астраханью в 1523 г. Большой след в культуре казахского народа оставил Шалгез жырау Тиленшиулы (1465-1560). Во время войны в Мангытском Йурте между Жусупом и Смаилом Шалгез встал на сторону Жусупа, а после поражения последнего откочевал в пределы Казахского ханства. Поэзия Шалгеза глубоко философская, полная сложных художественных образов, патриотическая по тематике. Шалгез реформировал казахское стихосложение, был исполнителем героических эпосов. Традиции поэзии жырау продолжили и обогатили Маргаска жырау и Жиембет жырау (XVII в.) Маргаска был не только поэтом, но и воином, участвовал в боях против Турсын хана, является автором героической поэмы "Есим". Жиембет Бортогашулы из рода алшын был бием Младшего жуза при Есим хане, участвовал в войнах против ойратов и Турсын хана. За попытку отделить Младший жуз от Казахского ханства Жиембет был сослан на казахско-ойратскую границу и вернулся в родные края только после смерти Есим хана. Сохранились песни этих поэтов, обращение к хану, казахским племенам. Актамберды жырау Сарыулы.(1675-1768) родился в Южном Казахстане, в районе Каратау, и уже в детском возрасте стал известен как поэт-импровизатор. Он активно участвовал во всех антижонгарских войнах, а в 50-х годах XVIII в. возглавил движение казахов на восток, на земли, отвоеванные у Жонгарии. Похоронен Актамберды в Семипалатинской области, в местности Журек Жота. Умбетей Тулеулы (1706-1778) воспевал героическую борьбу с жонгарами, стремление народа к мирной жизни. Наиболее известно произведение Умбетея, посвященное Богенбай батыру. Особой популярностью в XVIII в. пользовался Бухар Кал-каманулы (1668-1781). Бухар жырау был одним из влиятельных биев при Тауке хане и Абылае. Он автор большого количества песен, посвященных единству государства, защите его от внешних врагов. К концу XVIII-началу XIX вв. относится творчество таких поэтов, как Татикара, Котеш, Шал. Татикара родился в местности Сарыколь на территории современной Костанайской области, участвовал в войне с Цинской империей, прославлял подвиги казахских батыров, исполнял героические эпосы. Акыны-импровизаторы Котеш (1745-1818) и Шал (Тилеуке Кулекеулы) (1748-1819) слагали песни о жизни человека, моральных и этических проблемах. Письменная литература. Кроме устной литературы, у казахов была развита письменная традиция. Основные жанры литературных произведений - религиозные и исторические труды. В XV-XVIII вв. среди казахов были распространены такие книги, как "Кысас ал-анабия", "Бадуам", "Суфи Аллаяр", "Кесик-баги" и др. Эти произведения носили религиозный характер, содержали ряд сведений этнографического и исторического характера. До нас дошли также исторические сочинения, написанные в XVI-XVII вв. Сочинение "Тарихи Рашиди" на персидском языке, посвящено истории Могулистана и Казахского ханства. Автор его Мухаммед Хайдар из племени дулат Старшего жуза. Его же перу принадлежит поэма "Жахан-Наме". Наиболее важный памятник исторической прозы казахов - "Жами ат-тауарих". Автором этой книги является Кадыргали Касымулы из рода жалаир, влиятельный бий при хане Тауекеле. В 1587 г. вместе с султаном Ораз-Мухаммедом он попал в плен к русским и долгое время жил в Москве и Касимове, где и создал свое сочинение. Книга посвящена истории казахов XV-XV1 вв. содержит в себе генеалогию, насыщена поговорками и пословицами. Книга написана на литературном староказахском языке, в котором чувствуется сильное огузское влияние. В XVI в. Отемис хаджой был написан исторический труд "Чингис-наме". Эта книга примечательна тем, что в ней отражена устная историческая традиция казахов, она была написана на основе преданий и рассказов о племенах и родах, их происхождении, о политической истории XIV-XV вв., о ханах, правивших в Улуг Улусе и Казахском ханстве. Таким образом, устная и письменная литература получает дальнейшее развитие и обогащение в период XV-начала Х1Хвв. Она была преемственно связана с культурой предыдущего времени, послужила базой, основой для дальнейшего развития казахской национальной литературы.
|