Студопедия — Христианство в Исландии
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Христианство в Исландии






Исландия была открыта в VIII веке ирландскими монахами. Они обосновались на острове. Таким образом, Исландия – единственная в мире страна, которая была необитаема, до того момента, как туда приплыли монахи и поселились там. Ирландские монахи, несмотря на несовершенство своих судов, безбоязненно плавали по всему Скандинавскому региону. Они предпринимали опасные путешествия в поисках более спокойного места для подвижничества, а также с целью христианской проповеди народам, не слышавшим о Христе. Многочисленные топонимы христианского происхождения свидетельствуют об обширной географии их плаваний.

Исландские источники подтверждают, что ирландские монахи поселились в Исландии раньше других европейцев. Первым европейцем с континента, приплывшим в Исландию, был швед Гардар Свафарссон. Он попал в Исландию случайно, потому что его корабль во время шторма сбился с курса. Это случилось около 862 года. На обратной дороге в Швецию он поведал о новой земле норвежцам.

В 867 году норвежец Ингольф Арнасон впервые отправился в Исландию, а через три года, в 870 году он совершил свое второе путешествие. С этого момента началось массовое освоение Исландии.

Предположительно толчком к такому переселению послужило недовольство норвежцев политикой первого норвежского объединителя Харальда Прекрасноволосого (+933). Недовольство было вызвано прежде всего тем, что объединение разрозненных областей Норвегии в единое целое влекло за собой значительное ослабление власти мелких конунгов и областных правителей. Возможно, это было отчасти связано и с новыми централизованными налогами. В период с 870 по 930 около 20 000 норвежцев переселились на остров вместе со скотом и домашней утварью.

В этот же период произошло знакомство новоприбывших с жившими в Исландии ирландскими монахами. Наверное, некоторые переселенцы уже слышали о христианской вере. Можно предполагать, что были и отдельные случаи обращения в христианство среди норвежцев, переселившихся на новую землю. «Отшельники, должно быть, пользовались влиянием в некоторых областях страны, особенно на юге страны и к северу от Рейкьявика. Однако их веры было недостаточно, чтобы противостоять организованным языческим культам и связанному с ними общественному порядку», - указывает свящ. А. Филиппс. За исключением отдельных случаев, большая часть населения Исландии оставалась языческой в течение всего X века.

Обратим внимание на следующий факт: с переселением норвежцев в Исландию их связь с родиной не была утеряна. Древненорвежский язык, который был родным языком норвежцев и новых исландцев, стал своего рода фундаментом для взаимного сотрудничества. Не случайно, что именно талантливые исландские скальды служили у норвежских конунгов. Поразительно, что именно среди норвежцев, уплывших в Исландию, появились талантливейших писателей. По замечанию одного исследователя, «в этом факте всегда присутствовал момент таинственности и очарования». Именно благодаря написанным в XII-XIII вв. литературным шедеврам мы так много знаем об истории, традициях, культуре в период формирования скандинавских стран.

Христианизация Исландии прошла очень быстро. Как пишет современный историк, «обращение исландцев в христианство – одно из очень странных событий в истории христианской миссии. Без большого принуждения и помощи извне исландцы на ежегодном общем собрании, Алтинге, в 999 или 1000 году приняли решение принять христианство».

Этому предшествовала миссия, посланная архиепископом Гамбургским Адалдагом около 980 года. Затем в 997 году норвежский конунг Олав Трюггвасон предложил исландцам принять христианство. По одной версии, исландцы согласились принять христианство, но потом вернулись к язычеству. Услышав об этом, Олав Трюггвасон послал с посольством к своим соплеменникам двух знатных христиан-исландцев. Он пригрозил уничтожить всех жителей острова, если они не одумаются и не примут вновь христианство.

Эти аргументы подействовали, и исландцы окончательно перешли в христианство. Саги донесли до нас имя первого священника, присланного Олавом Трюггвасоном. Его звали Пормодр. Ему выпала нелегкая задача – совершить в одиночку крещение всех жителей Исландии. После этого на острове была устроена постоянная церковь, были присланы священники. А первый епископ в Исландии появился в 1056 году.

Подводя итог, можно отметить, что контакты скандинавов с другими народами послужили своеобразным мостиком, через который христианство осторожно вступило на скандинавскую землю задолго до официального крещения народа конунгами и установления церковной иерархии. Чаще всего именно с принятием конунгами крещения начинался полноценный процесс христианизации. Вслед за конунгами часто следовала знать и зажиточные люди, которые охотно строили в своих владениях церкви и порой содержали духовенство. В то же время захоронения в шведской Бирке свидетельствуют: нередко простолюдины принимали христианство раньше своих правителей.

 

5. Христианство в Норвегии до святого Олава
5.1. Хронология основных направлений и формы христианизации Норвегии

О христианстве в Норвегии до X века можно говорить, опираясь в большой степени на новейшие данные археологии и истории. Но чем дальше мы будем удаляться вглубь веков, тем более наше исследование будет принимать характер гипотезы, логического построения.

Собственно апостольской проповеди, проповеди I века, в этих землях не было. Соответственно, возникает вопрос: «Когда впервые слово христианской проповеди могло прозвучать на норвежской земле?» На этот вопрос ответить очень непросто в силу объективных причин, на которые указывает Стейнсленд??: «К сожалению, имеется очень мало информации о людях, которые принесли христианство в Норвегию. Хорошо известно то, что область Вика, вокруг Осло-фьорда, с древних времен имела хорошие контакты с Данией, поэтому с христианским учением здесь познакомились довольно рано».

Фритьоф Биркели, епископ Церкви Норвегии, автор нескольких работ, посвященных истории христианства в Скандинавии, справедливо замечает, что, безусловно, христианство проникло в Норвегию через другие страны Европы, расположенные по соседству. Ф. Биркели выделяет пять возможных вариантов того, через какие страны христианство могло прийти на норвежскую землю.

Возможно, впервые семя христианского благовестия заронили здесь еще в IV веке германские племена, которые познакомились с христианством в полуарианском варианте благодаря готскому епископу Вульфиле (ок. 331-38). Полуарианство, как известно, получило сильное распространение среди южно-германских племен.

Другая версия, которую выдвигает Ф. Биркели, основывается на том факте, что с IV века христианство становится сначала дозволенной, а потом государственной религией в Римской империи. Поэтому можно предположить, что новую веру в отдаленные части империи (прежде всего, в Галлию и Британию) принесли с собой римские легионеры.

Третья возможность – ирландско-кельтское христианство, имевшее ярко выраженный восточный характер, с монашеским и монастырским укладом, хотя в первое время без строгой церковной организации. Одной из характерных особенностей ирландского монашества была миссионерско-просветительская деятельность, в том числе и далеко за пределами изначальных поселений.

Четвертая версия связана с завоеванием англосаксами Британских островов. Папа Григорий Великий Двоеслов направил туда в 597 году миссионерскую группу, которая обнаружила остатки церквей более раннего периода. Англосаксонская церковь тоже отличалась большой миссионерской деятельностью во многих частях Европы.

Наконец, пятая гипотеза, предложенная епископом Фритьофом Биркели, состоит в возможной роли Франкской церкви, которая, будучи в подчинении церкви Рима, в то же время непосредственно управлялась королем и вела независимую миссионерскую деятельность среди германских племен, не обращенных в арианство. Во время правления императора Карла Великого (742-814) было организовано несколько миссионерских походов. Безусловно, отголоски этой миссионерской деятельности не могли не звучать в сопредельных с империей территориях: в Дании, Норвегии, Швеции.

Если говорить в целом о предпосылках к христианизации Норвегии, то, по единодушному мнению исследователей, уже задолго до главных событий, которые изменили ход истории Норвежского государства, на этой территории выделяется длительный период неофициальной, или, другими словами, естественной христианизации страны.

Многочисленные археологические находки, прежде всего на юге и западе Норвегии, свидетельствуют о развитых контактах, которые существовали в течение двух-трех последних веков первого тысячелетия. Путешествия викингов, речь о которых шла выше, сопровождались не только негативными явлениями и результатами. Они служили также и взаимопроникновению различных культур. Прежде всего, происходило обогащение северян духовными и культурными ценностями передовых европейских стран. Контакты с Византийской Империей, с ее богатейшей культурой, развитым христианским мировосприятием, «цивилизованным» законодательством являлись сильнейшим фактором культурного воздействия на тех, кто знакомился с этим христианским миром.

Интересно, что оценка процесса христианизации Норвегии и в целом Скандинавии у представителей различных научных школ в этих странах существенно отличается. Одни считают, что христианство своим приходом в Норвегию целиком и полностью обязано конунгам-просветителям, их личной инициативе, идеологическим воззрениям. Другие, не умаляя решительной роли конунгов, полагают, что предпосылки к христианизации существовали до них, и сама христианизация страны началась раньше. Иными словами, ко времени начала официальной христианизации, некоторые норвежцы уже приняли крещение, другие же, так или иначе, слышали о новой вере.

Рассматривая процесс христианизации Норвегии, имеет смысл провести границу между Скандинавией и Норвегией. Это необходимо в связи с тем, что некоторые явления данного процесса совершенно отсутствуют в соседних странах. Так, например, «в Норвегии были обнаружены кельтские и английские памятные камни и кресты, чего не наблюдается в соседних северных странах. Кроме того, зарубежные контакты каждой из стран уникальны и не менее уникальны внутренние географические условия. Уже эти элементы должны бы быть достаточны, чтобы понять, с какой осторожностью нужно подгонять нашу (норвежскую) историю христианства и церкви в строгую канву общей скандинавской истории», - пишет Ф. Биркели.


5.2. Святой Ансгарий

Святой Ансгарий или Ансгар, о котором мы уже не раз упоминали в контексте повествования о христианизации Дании и Швеции, именуется «Апостолом Севера». Поэтому логично рассмотреть возможность влияния его проповеди на Норвегию.

Святой Ансгарий родился около 801года во Франции. Он происходил из знатной пикардийской семьи, проживавшей недалеко от Корби (Corbie). В юном возрасте Ансгарий вступил в Бенедиктинское аббатство в Корби. С 823 года преподавал в монашеской школе в Корвее, «Новом Корби» (Corvey), в Вестфалии, после чего по просьбе датского короля Харальда Клака был направлен королем Людовиком Благочестивым для просвещения Дании. После падения Харальда, Ансгарий вернулся на родину, а затем вновь отправился в путешествие и побывал на этот раз в Швеции.

В 831 году король Людовик призвал святого Ансгария, поставил его настоятелем Корвея и определил ему быть епископом новообразованной Гамбургской епархии (до этого была единая Гамбургско-Бременская епархия). В 832 году он был посвящен в епископы и организовал миссию ко всем скандинавским народам. Затем он побывал в Риме, где папой Григорием IV был возведен в сан архиепископа и назначен папским легатом к скандинавам и славянам.

Нам достоверно известно, что святой Ансгарий проповедовал в Дании и Швеции. С высокой степенью вероятности можно говорить о том, что это была первая официальная церковная миссия в Скандинавии. Однако никаких свидетельств о возможном посещении святым в Норвегии не сохранилось. Скорее всего, таких путешествий он не предпринимал.

Хотя святой Ансгарий был назначен для проповеди всем скандинавским народам, нам не известно о его деятельности как миссионера в Норвегии. Мы лишь можем предполагать, что он посылал в Норвегию священников, хотя, к сожалению, сведений об этом также не сохранилось. С другой стороны, совершенно невозможно предполагать, что во время посещений святым Ансгарием Бирки там не находились норвежцы. Общение между шведами, датчанами и норвежцами было очень интенсивным. Норвежцы ездили торговать в Швецию, в частности, и в Бирку, которая, как уже говорилось, была крупным торговым центром. Таким образом, они могли слышать проповедь о Христе от святого Ансгария. Со всей уверенностью можно говорить и о посещении норвежцами Дании, а, возможно, и Гамбурга, в то время, когда Ансгарий пребывал на этой кафедре. Известно, что в это время в Норвегии были люди, которые принимали крещение, пополняя общины христиан.

Общая позиция ученых по вопросу взаимосвязи между проповедью святого Ансгария и христианизацией Норвегии может быть обобщенно выражена так: «Северный «апостол», Ансгарий, побывал лишь в Дании и Швеции. Его пребывания были краткими, но очень важными. Никакого прямого влияния на христианизацию в Норвегии и Исландии он не оказал. Но косвенное влияние, безусловно, было».

 







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 890. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия