Особенности цветового восприятия
Изложенного в п. 1.2.2.2 упрощенного описания вполне достаточно для объяснения большинства процессов воспроизведения цвета в фотографии. Необходимо отметить некоторые особенности восприятия цвета человеком. Кроме физических (свойства излучений) и физиологических (устройство и работа глаза, механизм передачи нервных импульсов) процессов на восприятие цвета достаточно сильно влияют психологические факторы. Это означает, что ощущение цвета предмета при одинаковых условиях рассматривания может, изменяться в зависимости от состояния наблюдателя и его отношения к предмету.
В принципе ощущение цвета может возникнуть и без воздействия света — вспомните присказку «искры из глаз». Иногда ощущение определенного цвета может вызвать знакомая мелодия или запах. Если достаточно долго находиться с закрытыми глазами, надавливая на них пальцами, то «увидишь» цветные пятна, причем у разных людей цвет этих пятен различен.
Природа этих явлений, как и природа зависимости зрительного восприятия цвета от условий и обстоятельств рассмотрения предметов и психологического состояния человека пока мало изучена. Во многих случаях эти явления связаны с памятью. Одна из таких особенностей — адаптация. Сущность этого явления заключается в следующем. В реальной жизни условия освещения (высота солнца, тучи и облака, мощность электроламп и т. п.) очень часто меняются. Если бы зрительный аппарат человека подобно фотоэлементу был только объективно регистрирующим прибором, то при каждом изменении условий освещения мы воспринимали бы измененную картину мира. Естественно, в таком случае создание цветной фотографии было бы практически неосуществимо. В действительности, наш зрительный аппарат обладает способностью, благодаря которой вне сознания происходит компенсация преобладающей цветности освещения и цветовое восприятие остается неизменным даже при значительных изменениях условий освещения. Важно только, чтобы в поле зрения находился не один предмет, а группа их и чтобы все поле зрения освещалось источником с одной цветовой температурой (одной цветности). Поэтому принято говорить о константности, т.е. постоянстве цветов разноокрашенных предметов. Мы мысленно связываем цвет со знакомыми нам предметными образами (оранжевая морковь, желтый лимон и т.п.). Главное — это возможность сопоставлять один предмет с другими, нам знакомыми. Спектральная светочувствительность колбочек у разных людей не одинакова. Есть отличия и в процессах возбуждения нервных импульсов и передачи их в мозг. У людей с «нормальным зрением» эти различия незначительны и могут сказаться лишь в оценке близких цветовых оттенков. Однако больные дальтонизмом совсем не различают цвета или воспринимают лишь один или два цвета (интересный факт: примерно 96 % дальтоников—мужчины). Некоторые люди способны различать все три цвета, но их оценки смешанных цветов отличаются от оценки людей с нормальным зрением. Само понятие нормальное зрение весьма условно: люди с нормальным зрением могут различаться по способности улавливать тонкие оттенки цвета. Так, например, Гельмгольц утверждал, что он различает в спектре до 800 (!) различных оттенков. Естественно, что при разработке систем воспроизведения цвета за основу берется «нормальное зрение», которое определяется как среднестатистическое восприятие цвета большим количеством людей, не имеющих сильных аномалий в оценке цветов. Отметим еще одну особенность восприятия цвета, которая имеет очень важное значение для цветной фотографии, как впрочем и для любой системы воспроизведения цвета. Многочисленные эксперименты показали, что ощущение одного и того же цвета может быть вызвано смешением различных излучений. Например, излучение, в котором смешаны монохроматический зеленый свет с длиной волны 545 нм с монохроматическим красным (671 нм), дает такое же ощущение цвета, как и монохроматический желтый с длиной волны 589 нм. Такое же ощущение цвета может быть получено и при смешении других как монохроматических, так и излучений с достаточно широким спектром частот. Очень важно, что человек не обладает способностью распознавать, из каких составляющих состоит излучение, являющееся причиной суммарного цветового ощущения, и отличать эти излучения друг от друга. Благодаря этому возникает возможность воспроизведения исходного цвета смешением различных по цвету световых потоков (аддитивный синтез цвета) или их последовательного вычитания из белого цвета (субтрактивный синтез цвета).
1.3. ЦВЕТ
|