ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЦВЕТНЫЕ НЕГАТИВНЫЕ ПЛЕНКИ
В СССР выпускались негативные цветные фото пленки следующих видов: листовые форматные, катушечные перфорированные и катушечные неперфорированные. Размеры пленок: листовых форматных 6,9 Х 9, 9 X 12, 10 X 15, 13 X 18, 18 X 24, 24 X 30, 30 X 40 см; катушечных перфорированных — ширина 35 мм, длина 1,65 и 17 м; катушечных неперфорированных — ширина 16 мм, длина 0,45 и 0,96 м, ширина 61,5 мм, длина 0,815 м. Толщина основы пленок: листовых форматных 140—200 мкм, катушечных перфорированных шириной 35 мм и неперфорированных шириной 16 мм — 110 — 150 мкм, катушечных неперфорированных шириной 61,5 мм — 90 — 110 мкм. Цветные негативные кинопленки выпускаются шириной 16, 35 и 70 мм, в рулонах: 16 мм одинарные (1 Х 16 мм) с одно- и двусторонней перфорацией и двойные (2 Х 16 мм) с односторонней перфорацией; 35 и 70 мм с двусторонней перфорацией. Кинопленки изготовляются на триацетатцеллюлозной основе толщиной 135 — 150 мкм. В СССР производственные объединения «Свема» и «Тасма» выпускали следующие виды цветных негативных фото- и кинопленок: ДС-4 (ТУ 6-17-622—74) — фотопленка для съемки при дневном свете; ЦНД-32 (ГОСТ 555-4—70) — маскированная-фотопленка для съемки при дневном свете; ЦНД-65 (ТУ 6-7-886—82) — маскированная фотопленка для съемки при дневном свете, с увеличенной светочувствительностью; ЦНЛ-32 (ГОСТ 5554—70) — маскированная фотопленка для съемки при освещении лампами накаливания; ЦНЛ-65 (ТУ 6-17-441—78) и ЦНЛ-90 (ТУ 6-17-1777—82) — маскированные фотопленки для съемки при освещении лампами накаливания, с увеличенной чувствительностью; ДС-5М (ТУ 6-17-691—82) — маскированная кинопленка для съемки при дневном свете; ЛН-8 (ТУ 6-17-1109—80) — маскированная кинопленка для съемки при освещении лампами накаливания. Пленки, предназначенные для съемки при дневном свете, сбалансированы на освещение светом с цветовой температурой Тцв = 5500 К, для съемок при лампах накаливания — с Тцв = 3200 К. Если на пленках типа ЛН и ЦЛН проводятся съемки при дневном свете, рекомендуется использовать компенсирующие светофильтры НЛН или Wratten № 85 (при этом цветочувствительность уменьшается примерно в 1,5 раза). У маскированных пленок в зелено- и красночувствительные слои введены окрашенные маскирующие цветообразующие компоненты — пурпурные и голубые. Желтая компонента бесцветная. Все компоненты гидрофильные, недиффундирующие. На рис. 6.1 и 6.2 представлены характеристические кривые двух цветных негативных пленок, проэкспонированных светом с соответствующей им цветовой температурой. По уровню минимальной оптической плотности каждой кривой можно судить об оптической плотности маски — окраске компонент (голубой и пурпурной). Фотографические показатели отечественных цветных негативных пленок представлены в табл. 6.1. Сохраняемость фотографических свойств цветных негативных пленок существенно зависит от условий хранения.
Рис. 6.1. Характеристические кривые цветной негативной пленки ЦНД-32; Пленка проэкспонирована светом Тцв = 5300 К: 1, 2, 3 – зелено-, сине- и красночувствительный слои
Рис. 6.2. Характеристические кривые цветной негативной пленки ЦНЛ-32 Пленка проэкспонирована светом с Тцв =3200 К; 1, 2, 3 — сине-, зелено и красночувствительный слои
При хранении пленок при температуре не выше 10°С и относительной влажности 50 — 80% предприятия-изготовители гарантируют сохраняемость пленок в оригинальной упаковке: ДС-4 — 12 месяцев; ЦНД-32, ЦНД-65, ЦНЛ-32, ЦНЛ-65 – 9 месяцев; ДС-5М и ЛН-8 — 6 месяцев. Кратковременное хранение возможно при температуре 21°С и относительной влажности 40 — 50%.
При хранении в холодильнике (температура ниже +5°С и относительная влажность 15 — 30%) срок хранения пленок увеличивается в 2 — 2,5 раза. Следует помнить, что пленку нужно вынуть из холодильника не менее, чем за 24 ч до ее использования.
Экспонированную пленку необходимо обрабатывать в возможно короткий срок. Если по каким-либо причинам провести химико-фотографическую обработку сразу после съемки не удается, то пленку следует хранить в холодильнике. Однако и в этом случае хранение отснятой и необработанной пленки более 15 — 20 суток нежелательно.
Глава седьмая. 7.1. ЦВЕТНАЯ СЪЕМКА В цветной фотографии тесно взаимосвязаны художественные выразительные средства и сугубо технические приемы. Художественная ценность фотоотпечатка определяется такими выразительными средствами, как композиция кадра, его колорит, перспектива, планы и ракурс, динамичность и конструктивная четкость изображения и т.д. Однако, чтобы творчески использовать их на практике, необходимо овладеть техническими приемами цветной съемки. Для того чтобы правильно выбрать условия съемки, нужно отчетливо представлять себе требования к качеству цветного фотографического изображения, которое вы предполагаете получить (подчеркиваем — речъ идет о качестве с чисто технической точки зрения). При негативно-позитивном процессе цель съемки — получение такого негативного изображения, с которого можно сделать доброкачественный цветной отпечаток или слайд, достаточно точно воспроизводящий объект съемки. Иными словами: допустимы можно считать такие виды и степень разбалансировки негатива, которые поддаются исправлению при корректировке цвета в процессе печати.
Следовательно, если при печати можно будет скомпенсировать разбаланс, возникающий из-за использования при съемке освещения, не очень сильно отличающегося от рекомендованного для данной пленки, съемка на негативные материалы в подобных условиях вполне допустима. Однако в результате съемки на негативном изображении может возникнуть разбаланс, неустранимый при печати, например такой, при котором на отдельных участках негатива преобладают различные тона. Причиной этого может быть, в частности, использование негативной пленки, разбалансированной по контрастности, или освещение различных участков съемки светом с неодинаковой цветовой температурой. Условия, приводящие к подобным результатам, нельзя считать допустимыми. Цель съемки на обращаемые материалы — получение слайда. Так как в этом случае невозможно исправить цветопередачу в процессе печати, условия съемки следует подбирать еще более точно, чем при съемке на негативную пленку. В частности, съемка при освещении светом с цветовой температурой, не рекомендованной для данного материала (что в некоторых пределах допустимо для негативной пленки) неприемлема для обращаемых материалов.
В цветной, да и любой другой фотосъемке подбор оптимального освещения (в фотографии это часто называют постановка света) во многом определяет качество полученного фотографического изображения. Однако очень часто, особенно при натурных съемках, фотограф не имеет возможности изменить условия освещения. В этом случае необходимо «приспосабливаться» к ним, т.е. так подбирать светофильтры, выдержку и другие параметры съемки, чтобы получить доброкачественное изображение. Характер освещения объекта съемки в основном определяется источниками света. Именно поэтому очень важно знать их свойства и особенности.
|