ИСТОЧНИКИ ОСВЕЩЕНИЯ
Для цветной фотосъемки наиболее важны следующие свойства источников освещения: интенсивность излучения, спектральный состав света, характер освещения. Все эти факторы во многом взаимосвязаны друг с другом, но каждый из них по-разному влияет на качество цветного изображения.
Основные характеристики освещения По характеру освещения свет подразделяют на прямой, направленный, контрастный и рассеянный, мягкий, диффузный. Солнечный свет в ясную погоду — ярко выраженный направленный свет. От неба исходит рассеянный свет. Еще более мягкий свет, без теней, бывает в пасмурную погоду. Чем меньше размер нити накала у лампы накаливания, тем более направленный свет она излучает. Мягкий свет дают матовые лампы.
При съемке с искусственной подсветкой нужно иметь в виду, что форма и размеры рефлекторов влияют на направленность света. Увеличение размера рефлектора, матирование внутренней поверхности, уменьшение глубины делают свет более мягким. Очень резко направленный свет дают лампы-вспышки. Отраженный свет всегда более рассеянный, чем исходящий непосредственно от источника, поэтому для смягчения света, особенно при портретной съемке, целесообразно пользоваться отражательными экранами. Контрастный, направленный свет дает глубокие тени и, как правило, диапазон яркостей значительно больший, чем фотографическая широта цветных пленок. В этих условиях неизбежно искажение цветопередачи. При освещении объекта съемки очень мягким диффузным светом снижается контрастность изображения, исчезают тени, и фотографическое изображение получается вялым, с низкой насыщенностью цветов. Наиболее типичный пример — съемка в пасмурную погоду. Лучше всего проводить съемку при смешанном освещении. Выбор правильного соотношения направленного и рассеянного света один из важнейших факторов получения на цветном снимке желаемого художественного эффекта. Как на первый взгляд ни странно, этому требованию отвечает прямой солнечный свет. Рассеяние света в атмосфере, голубое небо, дымка, перистые облака, почти всегда имеющиеся на небе, дают достаточно рассеянного света, обеспечивая очень хорошее соотношение прямой и диффузной составляющей. Практический вывод — проводить цветную съемку на солнечном свете предпочтительнее, чем в тени или в пасмурную погоду. Влияние интенсивности излучения на экспозицию при цветной съемке такое же, как и при черно-белой. Однако нужно учитывать, что интенсивность освещения влияет на качество цветопередачи. При ярком свете цвета сочные, насыщенные; при слабом, как правило, цветное изображение вялое, малокрасочное. Ниже приведена интенсивность некоторых источников света:
Спектральный состав света — одна из самых важных характеристик освещения, при котором проводится цветная съемка. В п. 1.1.3 подробно рассматривается это свойство света и его влияние на качество цветного изображения. Человек, за редким исключением, может отличить свет от источников с различными цветовыми температурами только непосредственно сравнивая их. При съемке очень часто провести такое сравнение невозможно, и фотограф на основании своих ощущений не может достоверно судить о спектральном составе света. Приборы для определения цветовой температуры достаточно сложны и практически недоступны для фотографов, тем более для фотолюбителей. Именно поэтому современная тенденция развития цветных фотоматериалов — создание пленок, позволяющих получить доброкачественное цветное изображение при использовании освещения с достаточно широким диапазоном спектральных составов.
|