Студопедия — Ярила Мокрый — Ярила-в-Силе (Вторые Ярилки)
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Ярила Мокрый — Ярила-в-Силе (Вторые Ярилки)






 

Празднуется 3 кресеня/июня-месяца. «Мокрым» же Ярила зовётся о сию пору потому, что Силу Свою явил — зарод Земле сотворил. Скоро (на Купалу — см. далее) Он, Старцем обратясь, на Небо уйдёт, но Сила Его Ярая всуе не пропадёт: Земля-Матушка священный Плод — добрый Урожай — во срок свой принесёт! Тако же и от веку было — всё по Закону Р о дову; тако же и мы Ярилу чествуем — всё по Искону Русскому! Во День сей люди собираются на Капище, славят Ярилу, просят у Него Силы:

 

ЯРИЛО СИЛЬНЫЙ ХОДИ ДО НЫ

ПРЕБУДИ ВО ЯРИ! ГОЙ!

ЯРИЛО СЛАВНЫЙ СТАНИ СРЕДЬ НЫ

ПРЕБУДИ ВО ЯРИ! ГОЙ!

ЯРИЛО ЖГУЧИЙ ВСПОЛЫМИ НЫ

ПРЕБУДИ ВО ЯРИ! ГОЙ!

СЛАВА ЯРИЛЕ!

ГОЙ!

 

Волхвы выносят Яруна, ставят его на рушник[211], обсыпают зерном, воскладают пред ним жертвенные дары Яриле. Жрец из особого кувшина возливает на Яруна наговорённую девятисильную воду, настоянную на девяти волшебных травах. Волхв вопрошает:

— Что Ярила?

Жрец ему ответствует:

— КОЛО ВОЗЖЁГ! — То есть воссиял Вешним Солнцем.

Затем — вновь возливает воду на Яруна. Волхв вопрошает:

— Что Ярила?

Жрец ответствует:

— НА РОСУ ПОШЁЛ! — То есть сотворил зарод Земле-Матушке.

И — в третий раз возливает на Яруна воду. Волхв вопрошает:

— Что Ярила?

Жрец ответствует:

— ЖИТОМ ВЗОШЁЛ! — То есть взошёл Урожаем.

После сего волхв обращается ко всем собравшимся и, воздев руки горе, громкогласно речёт:

— Слава Яриле-Батюшке!

Народ подхватывает славу:

— Гой!

Волхв — вдругорядь:

— Слава Яриле-Батюшке!!

Народ:

— Гой!!

Волхв — в третий раз:

— Слава Яриле-Батюшке!!!

Народ:

— Гой!!!

Затем всем миром кланяются Яриле да пускают по кругу братину с хмельным мёдом либо пивом — священным напитком Ярилы — не бесчинства ради, но на доброе веселье да на здравие. Когда братина обойдёт всех собравшихся, мужи да юноши выходят плясать обрядовый пляс, именуемый жёг: встают в коло, обхватывая друг друга за плечи, и начинают движение — один шаг противосолонь, два шага посолонь — с притопом, сначала медленно, затем постепенно ускоряясь. Колени поднимают как можно выше: чтобы жито росло высоко. При каждом шаге — единым гласом рекут: «ЯРЕ-ЯР» либо «ГОЙ». Пляс продолжается до полного изнеможения, после чего все падают на траву и в безмолвии слушают Землю...

Завершается празднество — как и на Ярилу Вешнего — честной братчиной да весёлыми игрищами.

 

 

Купала

 

Купала — один из величайших Святодней Кологода, приуроченный к Летнему Солнцевороту. Празднуется в ночь на 24 кресеня/июня-месяца, когда Солнце «на птичий нос» переходит в следующее Полуколо года, начиная «катиться вниз» — отмыкая путь своего нисхождения к зиме. Рекут, на Купалу Отец-Небо соединяется в любовном союзе с Матерью-Землёй, Явь — с Навью, Огнь — с Водой, а Муж — с Женой. Во Святодень сей Солнце находится на пике своей Огненной Мощи, Земля отдаёт людям сокрытые в ней чудесные клады, целебные травы и коренья входят в свою полную силу, а вода таит в себе великое Волшебство...

Зачин Купальскому обрядиву кладётся после полудня — ближе к вечеру, когда на Капище соберётся весь честной народ, и волхв, выйдя посередь круга да поклонившись на все-то четыре стороны света белого, речёт:

 

ЗДРАВЫ БУДЬТЕ ЛЮДИ ДОБРЫЕ!

СЕГОДНЯ У НАС СВЕТЕЛ ПРАЗДНИК ЧЕСТНА КУПАЛА!

А ЧТО СДЕЛАНО ТО ПРОПАЛО[212]

ДНЕСЬ НАМ НЕ СЕЯТИ А НЕ ЖАТИ

ДНЕСЬ НАМ ЗВОНКИ ПЕСНИ ПЕТИ ДА СЛАДКИ МЕДЫ ПИТИ

А ЧЕСТНУ КУПАЛУ СЛАВИТИ!

ГОЙ КУПАЛА! СЛАВА!

 

ПОДЫМИМСЯ МЫ НА ГОРУ ВЫСОКУ

ЗАПАЛИМ МЫ ОГНИ ГОРЮЧИ

ПОКАТИМ КОЛЕСА ОГНЕННЫ

ДА ВО БЫСТРЫ ВОДЫ БЕГУЧИ

КАКО СОЛНЦЕ УТРОМ НА ГОРУ ВЗДЫМАЕТСЯ

КАКО ВВЕЧЕРУ СО ГОРЫ СКАТАЕТСЯ

МАТУШКЕ СЫРОЙ ЗЕМЛЕ СЛАВА!

ГОСУДАРЫНЕ ВОДЕ СЛАВА!

НАИПАЧЕ ЖЕ ТРИСВЕТЛОМУ СОЛНЦУ СЛАВА!

ГОЙ КУПАЛА! СЛАВА!

 

УЖ ТЫ ЕСИ МАТЬ СЫРА ЗЕМЛЯ

БУДИ ТЫ ВОВЕК СИЛУШКОЙ ПОЛНА

БУДИ ТЫ ВОВЕК К НАМ ЩЕДРЫМ-ЩЕДРА

ЗАРОДИ ТЫ ЖИТА ВО ПОЛЮШКЕ

ВСЯКОГО КОРЕНИЯ ДА РОЩЕНЬЯ

СОХРАНИ-СБЕРЕГИ ТЫ НАС ВО СВОИХ ПАДЯХ

НА ХОЛМАХ ДА НА ПЕРЕПУТЬЯХ

НЕ ДАЖДИ В ПУТИ ОБ НЕДОБРО ПРЕТКНУТЬСЯ

ОТКРОЙ НАМ КЛАДЫ СВОИ ЗАВЕТНЫЕ

СИЛУШКУ СВОЮ ДРЕВНЮЮ ВЕЛИМОЩНУЮ

ЧТО ДОРОЖЕ ВСЕГО ЗЛАТА ДА СЕРЕБРА

ДАЖДИ НАМ ТВОИМ ДЕТЯМ ПО ПРАВДЕ ЖИТИ

ПОДОБРУ БЫТИ ДОБРО ТВОРИТИ

ВО ДОМАХ ЛАДИТИ А ДЕТЕЙ РОДИТИ

ЧЕСТНЫМ ТРУДОМ СВОЙ РОД ВЕЛИЧАТИ

ДА ТЯ НАША МАТИ ВОВЕК СЛАВИТИ!

ГОЙ КУПАЛА! СЛАВА!

 

УЖ ТЫ ЕСИ ГОСУДАРЫНЯ ВОДА

КАК БЕЖИШЬ ТЫ БЕЗ ЗАСТАВЫ ДА БЕЗ ПРЕГРАДЫ

ХЛЯБЯМИ НЕБЕСНЫМИ ДА ЗЕМНЫМИ ДА ПОДЗЕМНЫМИ

ТАКО ЖЕ К НАМ ПРЕЧИСТАЯ ПРИХОДИ

НАШИ НИВЫ ДА ЛУГА ОСВЯТИ

ПРИНОСИ С СОБОЙ ТЫ РОСЫ МЕДВЯНЫЕ

В ПОЛНУ СИЛУ ВСЯКИМ ТРАВАМ ДА РОЩЕНЬЯМ

А ПОЙДУТ ВО ТЕМНУ НОЩЬ ЖЕНЫ ВЕЩИЕ

А СБЕРУТ ТЕ ВОЛШЕБНЫ ТРАВЫ ДА РОЩЕНЬЯ

БУЙНЫМ ВЕТРАМ НА УСМИРЕНИЕ

ЯРУ ЖИТУ НА СОЗРЕВАНИЕ

КРАСНЫМ ДЕВУШКАМ ВО ЛЕПОСТЬ

А ВСЕМ ДОБРЫМ ЛЮДЯМ ВО ЗДРАВИЕ!

ГОЙ КУПАЛА! СЛАВА!

 

УЖ ТЫ ГОЙ ЕСИ КРАСНО СОЛНЫШКО

СВЕТ-ДАЖДЬБОЖУШКО ТЫ НАШ ДЕДУШКО

ХОДИШЬ ТЫ ВО СВОЕМ ДОМУ

ВО СВОЕМ ЗЛАТОВЕРХОМ ВО ТЕРЕМУ

ТЫ РАСЧЕСЫВАШЬ ЧАСТЫМ ГРЕБЕШКОМ

СВОИ КУДРИ ЗЛАТЫЕ-РУСЫЕ

А КАК ВЫЙДЕШЬ ТЫ НА ЗЛАТО КРЫЛЬЦО

ОСЕДЛАЙ КОНЯ ЗЛАТОГРИВОГО

ПОСКАЧИ НА НЕМ ПО СВЕТЛЫМ ЛУГАМ

ВОЗНЕСИСЬ НА ГОРУ ВЫСОКУЮ

А ГОРА ТА ЕСТЬ МАТИ ВСЕМ ГОРАМ

А НА НЕЙ СТАР-ДУБ ОТЕЦ ВСЕМ ДУБАМ

РАЗМЕЧИ ЛУЧИ ТЫ ВО ВСЕ КОНЦЫ

КЛИКНИ ГРОМКИЙ КЛИЧ ВО ВСЕ СТОРОНЫ

ТВОИ ВНУКИ НА КЛИЧ ТОТ ОТКЛИКНУТСЯ

НА ХОЛМЫ НА ГОРЫ ВЫСОКИ ПОДЫМУТСЯ

КО НЕБУ ВЗМЕТНУТ ДЕСНИЦЫ СО СЛАВОЮ

СВЕТУ ТВОЕМУ ВСЕ ПОКЛОНЯТСЯ!

ГОЙ КУПАЛА! СЛАВА!

 

ГОЙ ЩЕДРЫМ-ЩЕДРА ТЫ ЗЕМЛЯ-МАТУШКА!

ГОЙ КУПАЛА! СЛАВА!

ГОЙ ЧИСТЫМ-ЧИСТА ТЫ ВОДА-МАРУШКА!

ГОЙ КУПАЛА! СЛАВА!

БОЖСКОЙ СИЛОЮ СИЛЬНЫ ТРАВЫ ВЕЩИЕ!

ГОЙ КУПАЛА! СЛАВА!

БУДЬТЕ ЗДРАВЫ ДА ВОЛЬНЫ ЛЮДИ РУССКИЕ!

ГОЙ КУПАЛА! СЛАВА!

СЛАВНЫ БУДЬТЕ СВЕТЛЫЙ ЯР СО КУПАВОЮ!

ГОЙ КУПАЛА! СЛАВА!

ГОЙ ТРИСЛАВНО БУДИ СВЕТ-СОЛНЦЕ КРАСНОЕ!

ГОЙ КУПАЛА! СЛАВА! СЛАВА! СЛАВА!

 

К сему времени уже должны быть готовы — сделаны-припасены заранее: дрова да факелы для костров, венки из трав сильных да цветов, просмолённое колесо от старой телеги (либо восьмиконечное коло, сплетённое здесь же из веток и обмотанное просмолённой паклей), а тако же всевозможные верные обереги для нощного-тайного волхования и всё иное — для праздничного деяния...

После зачина волхвы прилюдно рекут славы и приносят должные требы Светлым Богам на Капище (подробнее о сём — см. наш «Урядник Малый»). Через какое-то время, уже после наступления сумерек, кто-то из волхвов, в окружении малого круга вещих дев и людей сведущих, идёт к реке либо озеру, где, обращаясь к Ящеру — Владыке Подземья, речёт:

 

РАЗЫДИТЕСЬ ТУМАНЫ СЕРЫЕ

НАД ПУЧИНАМИ ВОД ТЕМЯНЫХ

НОЩИ ВЕЩЕЙ ПУТЬ В МИР ОТВОРИТЕ

ПОД ЗЕМЛЕЙ ШЕВЕЛЬНИСЬ-ПРОБУДИСЬ

ЯЩЕР-ЗМЕЙ ВЕЛИК ЗЕМЛИ ДЕРЖАТЕЛЬ

ВЕЛИКИЙ СОТРЯСАТЕЛЬ ЯВИ СВОЙ ЛИК!

ГОЙ!

 

Затем — приносит Ему требу хлебом и зерном, речёт:

 

ЩУРОВЕ-ЯЩУРЕ ЧЕРЕН ДА ГОЕН

СОЛНЦЕ НОЩИ ВЛЕКУЩИЙ КОРНИ ДРЕВА ГРЫЗУЩИЙ

ЗЕМЛЮ ТРЯСУЩИЙ ВО НАВИ СУЩИЙ

ВОДЫ ТВОИ ГЛУБОКИ ПОЛЯ ТВОИ ШИРОКИ

ЗЕМЛИ ТВОИ ОБИЛЬНЫ БОГАТСТВА ТВОИ ДИВНЫ

ВО НОЩИ СТАВШИЙ ОТ ВЕКУ

ХРАНЯЩИЙ ОГНЕННУ РЕКУ

ЗЕМЛЕЮ ЧЕРНОЙ РАСТУЩИЙ

ВЕДУ ДРЕВНИХ БЛЮДУЩИЙ

ХРАНИ ЧТО РОДОМ ОТМЕРЕНО

ВЕРШИ ЧТО РОДОМ ПОВЕЛЕНО

ИЗ ТЛЕНА ЖИВОТ ДАРУЙ В НОВЕ

ДА МИЛУЙ В ПОСМЕРТНОЙ ДОЛЕ!

ГОЙ!

 

После чего вещие девы кланяются Ящеру женской фигуркой, вылепленной из пресного теста, рекут:

 

БАТЮШКА ЯЩЕР

ВОТ ТЕ НЕВЕСТА ДЕВА ИЗ ТЕСТА

ЛЕПА МИЛА ТЕЛОМ БЕЛА

ПРИМИ ЕЕ ВО ЧЕРТОГ СВОЙ

ЛЮБИ ЕЕ ГНЕВ СВОЙ УСПОКОЙ!

ГОЙ!

 

Народ же тем временем собирается коло Лелиной Берёзки, заранее срубленной, украшенной лентами разными да лоскутами красными, установленной посредь поляны либо иного какого ровного места — на малом-невысоком холмике. (Срубая берёзку, виноватые корятся Дедушке Лешему, непременно принося ему искупительные жертвы.) Под Берёзкой устанавливают Яруна (того самого, коего привёз в своё время Ярила Вешний), либо — тут же сплетённую из соломы куклу Ярилы с ярко выраженным мужским достоинством — гоем, искусно вырезанным из дубового сука и окрашенным в красный цвет. Водят вокруг Берёзки хороводы, поют песни, парни выкликают девушек на пляс посередь круга — коло Берёзки-Лели да Гоя-Ярилы. Внезапно кто-то из плясунов опрокидывает Яруна. Хоровод сразу же останавливается, коло размыкается, а буйное веселье сменяется притворным девичьим плачем и женскими причитаниями:

— Помер Ярила наш! Помер! Не встанет Он больше! А какой Он был хороший да пригожий, какой был справный да славный! Что же нам делать без Тебя? Без Тебя-то и жизнь не жизнь! Приподнимись хотя б на часочек! Без Ярилушки мы все — сиротинушки!.. И т.п.

Пока девы да жёны плачут да причитают, парни да мужи приносят носилки, на кои Яруна водружают да несут «во Ино» — Велесу на помины. Несут его коло поля, а то ещё и поболе. Там, на той стороне, где несёт свои воды река, простираются Велесовы (Навьи) Луга. Там идуших встречает Бер Косматый — Сам Бог Волохатый. Вопрошает их:

— Кто вы, гости незваные? Куда и откуда идёте? Кого по-за мр о е[213] несёте?

Идущие отвечают:

— Гой Ты, Бер Косматый, Боже наш Волохатый! Несём мы Сына Твово — Ярилушку Самого!

Волохатый — грозно:

— Что же с Ним сталось?

Идущие:

— Помер Ярила!

Волохатый:

— Како ж сие приключилось?

Идущие — виноватым голосом:

— Бабы наши Его уморили!

Волохатый — гневным голосом:

— За то — нет вам пути далее!

Видя, что дальше не пройти, народ пытается откупиться от Волохатого Стража, предлагая Ему поочерёдно: злато-серебро (горсть мелких монет) — от мошны; затем ярое зерно, Семя Богово — от Родной Земли; а напоследок песню звонкую, песню славную — от чистого Сердца! Приняв сии дары, Волохатый Страж сменяет Свой гнев на милость и пропускает идущих — всех, кроме «виновниц» смерти Ярилы, кои возвращаются обратно, оставляя мужей одних завершать начатое обрядиво.

Мужи, продолжая ход коло поля, подносят Яруна к заранее приготовленной Краде, на кою и водружают его, разоблачась по пояс либо донага. Возжигают Огонь. Всем действом заправляют шутейные «волхвы», творя весь погребальный обряд как бы «задом наперёд». После того, как Крада прогорела, и от Яруна остался один лишь прах, его осторожно собирают и в особом сосуде несут «хоронить» в поле, предварительно обсыпав «могилу» зерном и облив изрядно пивом либо мёдом. Предав прах Земле, мужи чествуют Ярилу хмельным мёдом да крепким (матерным) словом, зорко следя за тем, чтобы никто из женской половины ни зрел, ни слышал сего, ни явно, ни притаившись где-нибудь невдалеке...

Пока продолжаются «похороны» Ярилы, девы вновь собираются коло Берёзки, где творят свои таинства, не допуская к оным парней, поют песни и водят хороводы. По завершении же обряда «похорон», парни, воссев друг другу на плечи, как при игре в «коняшки», совершают «набеги» на девичий хоровод (конечно, не в полную силу), стараясь отнять Берёзку, кою девы усердно защищают. Всё деется со смехом, с весельем и без чрезмерной «воинственной» ярости. Как правило, после третьей попытки парням удаётся захватить Берёзку, кою они сразу же волокут к реке — топить. При сём — рекут:

 

ХОДИЛИ ДЕВУШКИ КОЛО МАРУШКИ

КОЛО МАРУШКИ КОЛО КУПАВУШКИ

КОЛО КУПАВУШКИ СУПРОТИВ ЯРИЛУШКИ

ЯРИЛСЯ ЯРИЛА ДА СТАЛ БЕЗ СИЛ

КУПАЛСЯ КУПАЛА ДА В ВОДУ УПАЛ!

ГОЙ КУПАЛА! СЛАВА!

 

Затем все вместе собираются у приготовленного загодя Купальца (большого Купальского костра, сложенного из цельных дерев — в три и более человеческих роста, посередь коего врывается в землю, подпираемый со всех сторон рогатинами, «ост» — высоченный шест, к самой вершине коего привязан Огнич — большой пук соломы либо сухих еловых веток). По слову жрецов, рекущих заговоры-славления Огню, Купалец возжигается от Живого Огня, добываемого трением. Весь народ встаёт в хоровод коло него. Пока костёр разгорается, волхвы рекут славы Купале:

 

ГОЙ КУПАЛА КРАСЕН СТАНЬ ДО НЕБА ЯСЕН

ОГНЕЦВЕТ ИСКРЯЩИЙ ВО НОЧИ ГОРЯЩИЙ

ПАПОРОТЬ-КУПАВА ОПРЯДИСЬ ВО СЛАВУ

КОПНЫ ЖИТА ЗОЛОТОГО КОТЛЫ ПИВА ХМЕЛЯНОГО

ДЛЯ НОЧИ ЧУДЕСНОЙ ДЛЯ СЛАВЫ НЕБЕСНОЙ

КУПЫ МНОГИ СОТВОРИТЕ РОДУ ПРИБЫТОК ЧИНИТЕ

НАЧАТИ РАДЕНЬЕ РОДУ ПРОСЛАВЛЕНЬЕ

НАЧАТИ КУПАНЬЕ РОДУ ВЕЛИЧАНЬЕ!

СЛАВЬСЯ САМ КУПАЛЕЦ ВЕЛИКОЙ УДАЛЕЦ!

ГОЙ КУПАЛА! СЛАВА!

 

Если последние слова славления придутся на вспышку Огнича над разгоревшимся Купальцем — сие считается благим предзнаменованьем и чествуется всеобщим славлением, выкликаемым троекратно, как бы единым гласом:

— Гой, Купала! Слава! Слава!! Слава!!!

Здесь же в Огонь ввергают чучелко Морены-Смерти, приготовленное вещими девами заранее. После сего волхвы творят различные обережные обряды, и хоровод начинает кружиться с новой силой... Позже, уже в глубокой ночи, от Купальца возжигается Огненное Колесо, кое затем скатывается с горы либо берега реки вниз — так, чтобы оно непременно закатилось в воду:

 

КОЛО ЯР И!

МАРУ ПАЛ И!

ГОЙ КУПАЛА! СЛАВА!

 

Когда Купалец прогорит и порядком осядет, вокруг него начинаются всеобщие весёлые игры и выбор суженых. Девушки выбирают парней, хлопая своего избранника ладонью по плечу, а затем убегая от него. Если парень бросается вдогонку, значит девушка мила его Сердцу. Догнав, он ведёт её к Костру, через который они затем вместе прыгают, взявшись за руки. Если при сём прыжке их руки не расцепятся, значит их пара состоялась. Тогда они обмениваются венками и оставшуюся часть празднества проводят вместе...

Затем наступает пора песен у костра, купания в реке (как правило, купаются полностью обнажившись — п а рами), пускания венков с огнями по воде и гаданий, поиска Папоротника-Огнецвета, катания по росе — во здравие да во красу, сбора целебных трав, Любви, частных треб Родным Богам, одиночных радений и прочего...

Завершается празднество с рассветом — встречей-славлением Трисветлого Солнца:

 

НА ВОСТОКЕ СОЛНЦЕ ВСТАВАЛО

СОЛНЦЕ ВСТАВАЛО СВЕТ РАЗЛИВАЛО

НА ЛУГА НА НИВЫ НА ЛЕСА НА РЕКИ

НА СВЯТЫ КАПИ НА ГРАДЫ НА ВЕСИ

ГДЕ СОЛНЦУ СВЕТИТИ ТАМ ЗЕМЛЕ РОДИТИ

ТАМ ЛЮДЯМ ЛАДИТИ ВО ПРАВИ ХОДИТИ

ДАЖДЬБОГ ДЕД НАШ СВЕТА ДАРИТЕЛЬ

СВЕТА ДАРИТЕЛЬ ПРАВДЫ ХРАНИТЕЛЬ

ТОБОЙ СОЛНЦЕ СВЕТИТ ТОБОЙ ЗЕМЛЯ РОДИТ

ТОБОЙ ЖИТО ВОСХОДИТ А В ДОМ ЛАД ПРИХОДИТ

ОТ ТЕБЯ ПРАВДА УТВЕРДИЛАСЯ

ОТ ТЕБЯ ВСЯ РУСЬ НАРОДИЛАСЯ

СЛАВУ ПОЕМ СОЛНЦУ-ДАЖДЬБОГУ

СЛАВУ ПОЕМ ДЕДУ НАШЕМУ!

СЛАВА! ГОЙ!

 

Слава Роду!

 

[2001 – 2002]

 

Краткие Уряды празднования четырёх важнейших Солнечных Святодней Кологода

 

 

1. Масленица/Комоедица

 

Масленица — один из четырёх важнейших Святодней Кологода, приуроченный к Весеннему Равноденствию. Пора, когда отверзается Сварга, и Светлые Боги «возвращаются» в Явь — входят в силу после зимы, а души Предков прилетают на птичьих крылах из Ирия Небесного навестить нас — своих потомков. Время возрождения — весеннего воскрешения (от древнерус. крес — «огонь») Земли-Матушки и всей Природы.

Кратко — общий ход действа:

1. Подготовка праздника (построение снежной крепости, изготовление чучелка Морены[214] и т.д.). Общий сбор. Необходимые пояснения. Представление гостей и остальных участников друг другу.

2. Торжественное открытие праздника. Славление Родных Богов на Капище (Подробнее о сём — см. наш «Урядник Малый»). Принесение общей требы. Слава Родным Богам, особливо — Яриле Весеню и Деве Леле. Краткая тризна во славу Предков.

3. Заклички Весны, совершаемые девами с холма («гукание»).

4. Игра-мистерия: взятие снежной крепости, охраняемой женщинами и окрутниками в личинах, изображающими собой выходцев из Нави — слуг Мары-Морены (ибо пока не взята крепость — Весне нет ходу к людям). Захват «Ярилиной дружиной» чучелка Морены-Зимы, спрятанного в крепости.

5. Проводы Старухи Зимы (Мары)[215]. Сжигание Её чучелка на огне (вместе с окрутными личинами).

6. Встреча Девы Весны. Паление Огненного Колеса, знаменующего собой торжество победившего Солнца. Общее пожелание блага на грядущий год.

7. Велесова часть праздника: поход в лес и чествование Лесного Хозяина. Девы песнями «будят Медведя». Разбуженный Медведь шутейно «гневается», тогда девы подносят ему угощения и выбирают промеж себя «Велесову невесту». Велес-Медведь сменяет гнев на милость и благословляет народ, после чего удаляется восвояси.

8. Общая братчина — праздничный пир.

9. В завершение действа — игрища, народные гуляния.

 

 

Купала

 

Купала — один из четырёх величайших Святодней Кологода, приуроченный к Летнему Солнцевороту (Солнцестоянию). «Макушка лета». Пик Солнечной Силы.

Кратко — общий ход действа:

1. Подготовка праздника. Общий сбор. Необходимые пояснения. Представление гостей и остальных участников друг другу.

2. Торжественное открытие праздника. Славление Родных Богов на Капище. Принесение общей требы. Слава Купале.

3. Братчина — праздничный пир.

4. Шутейные действа: «Похороны Ярилы», «Проводы Берёзки» и проч. Выбор пары.

5. В сумерках — большой Купальский костёр (Купалец). Песни. Хороводы. Прыжки п а рами через огонь.

6. Скатывание в воду огненного колеса, символизирующего Солнцеворот. Пускание венков по воде. Гадания, связанные с водой.

7. Сбор волховских трав. Поиски Жар-цвета. Потаённая волшба. Перед утром девы катаются по росе, собирают её.

8. Встреча Солнца на рассвете. Слава Родным Богам!

 

 

3. Таусень/Родогощ

 

Таусень/Родогощ — один из четырёх важнейших Святодней Кологода, приуроченный к Осеннему Равноденствию. Это пора, когда «замыкается» Сварга, Светлые Боги «уходят» из мира Яви земной во Сваргу Небесную до будущей весны, а души Предков улетают на птичьих крылах в Светлый Ирий.

Кратко — общий ход действа:

1. Принеся общую требу Всебожью Р о дову, восславить особливо Рода и Рожаниц — яко Всеединого Всеотца всего сущего и Всемногих Матерей живота всякого.

2. Тако же — восславить Велеса и Макошь — Покровителей урожая. Велеса уместно почтить радетельно украшенным Снопом в Красном куту, а Макошь — обережным обходом поля (Родовой нивы) посолонь да требным короваем [216].

3. Сотворить мистериальное действо, изображающее переход Светлых Богов через Калинов мост в Ино. Тако же — проводить души Предков, улетающих на птичьих крылах в Ирий, возложив в Огонь соломенную птицу (кою уместно украсить перьями перелётных птиц).

4. Разыграть весёлую скоморошину — «похороны мухи» (муха шутейно хоронится в «домовине», представляющей собой выдолбленную изнутри морковь).

5. Почтить Предков братчиной, зачин коей положить уместно обрядовым пожеланием доброго урожая на будущий год. Вся страва складывается горкой на край стола, за ней прячется старейшина, спрашивает остальных: «Зрите ли мя, детушки?» Коли урожай был собран обильный, и горка сложена изрядная, ему отвечают: «Не зрим, отче!» Тогда старейшина распрямляется в полный рост и речёт: «Да буди так, чтобы и на следующий год не менее было!» Коли же о сём годе был недород, и горка невозможно мала — так, что спрятаться за ней никак нельзя, старейшина речёт: «Так дадут Боги, чтобы на следующий год было больше!»[217] Среди обрядовой стравы особливо уместны: яблоки, орехи, мёд.

6. В заключение празднества — лепо прославить Родных Богов весёлыми песнями да играми со всякими забавами молодецкими. А ещё — по углям горячим босиком походить, дабы на зиму силою Огня Ярого преисполниться — Богам Родным во славу, а нам во здраву!

 

 

Коляда

 

Коляда — один из четырёх величайших Святодней Кологода, приуроченный к Зимнему Солнцевороту (Солнцестоянию). Рождение Нового Солнца и Нового Года. Самое тёмное время годового Круга, переломная пора, когда во Ночи Года рождается новый День, а во Тьме — Свет.

Кратко — общий ход действа:

1. Подготовка места (избы).

2. Жданки. Брашно — горой. «Гой еси, Велесе!..» Хозяин прячется за столом, вопрошает: «Видите ли мя?» — «Не видим!» (Либо: «Видим!») — «Так чтобы и в будущем году не видели!» Кормить кутьёй Мороз (ложкой через левое плечо).

3. Приход Полазника с ряжеными — «Навьими Дедами». Перед оным — гадания на воске, бесчинство окрутников за окнами. (Каждый из окрутников действует самостийно, никто из них не знает, что делают другие.)

4. Полазник ведёт народ за Бадняком — сухим стоячим древом, украшенным заранее. Рубят Бадняк, не прикасаясь к нему голыми руками, но лишь в рукавицах, либо беря его через рушник.

5. «На крутой горе высокой горят огни ярые...» — возжигание Огня[218]. Сжигание Бадняка в общем Огнище. Волхв бьёт посохом по горящему Бадняку — сколько летит искр, столько блага будет в новом году. (Щепа от Бадняка затем приносится Огню в очаге дома — с благопожеланиями на грядущий год.) Тем временем окрутники удаляются в лес.

6. Внезапное появление окрутников с шелепугами (длинными матерчатыми «гоями», набитыми соломой). Общее бесчинство.

7. Колядки. «Водить Козу». Шествие с огненным Коловратом. Огнеколо.

8. Частные радения у Огня до рассвета (по желанию).

9. Встреча Нового Солнца поутру. Слава Родным Богам!

 

 

Слава Роду!

 

[2002]

 

Коляда

(Уряд Обрядный лета 2000 от н.х.л.)

 

 

1. Коляда: общие сведения

 

Коляда — величайший Родноверческий Святодень Кологода, ибо о сию пору рождается новое Солнце, и начинает набирать обороты новое Годовое Коло. Само слово «Коляда» происходит от слова «коло», означающего круг: Солнца, года и окружность вообще. Коло — знак не Земли, но Неба, образное выражение Божественного Совершенства. Речено мудрыми: «Где люди во коло встают — Боги им силу дают».

 

 

2. Коляда: со-бытие Общинное

 

Быти Громаде[219] в ночную пору во лесной стороне, во деревянной избе; обряды с-Правно творить, Богов Родных по Искону Русскому славить; в погремки стучать — Новый Год встречать!

 

 







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 416. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия