Язычество восточных славян.
В культуре древних славян центральное место занимала языческая религия. Язычество - это прежде всего форма освоения человеком природы. Культ природы определял мироощущение древних славян. Культ наивный, часто глубоко поэтичный, рожденный непосредственной близостью человека к природе, к земле. Представления славян о мироустройстве нашли свое отражение в мифах. Древнейшей основой мифов являлось сохранявшееся тысячелетиями единство человека и природы в первобытную эпоху, начавшуюся примерно 40 - 25 тысяч лет до н. э. Природу и людей как бы охватывал общий круговорот бытия: жизнь человека была неотрывна от всеобщей жизни природы, а природа была его естественным «жилищем» и «мастерской». Свои человеческие свойства и родовые отношения первобытные люди переносили и на мир. Поэтому главнейшим принципом мифологического осмысления природы было «оживотворение». Изначально богами были сами природные силы: «живое» Небо было богом, а «живая» Вода, Земля - богинями. Например, землю называли «Мать - сыра земля», и уезжая на чужбину, брали с собой горсть земли с родины, в качестве оберега. И люди в своих ритуалах обращались к самим природным стихиям, а не к богам. Постепенно богов стали наделять человеческими качествами, они обрели способность любить, ревновать, мстить, сражаться с противниками. Несомненное отличие богов от людей заключалось в том, что они бессмертны. Но люди тоже могли стать богоподобными богатырями и даже вступить с ними в сражение, хотя при этом всегда терпели поражение. Разворачивающаяся перед человеком мифическая реальность, наполненная существами божественной и полубожественной природы, принималась за действительность, наполненную жизнью.
Кочевать – перемещаться с одного места жительства на другое в поисках пищи, зимовки Оберег - амулет, охраняющий человека от злых духов.
Привески-обереги. Х- XIII век Низшие боги древних славян. Когда- то предки славян жили только за счет охоты, рыболовства и собирательства. Значит, в поисках лучшей добычи, вели кочевой образ жизни. В ту пору древний человек очень сильно зависел от стихийных сил природы. Он обожествлял ее, пытаясь понять и объяснить природные явления. Каждый лес, ручей, колодец, даже отдельное дерево представлялись древним славянам одушевленными и почитались как священные, дающие пищу и воду. Им - колодцам, озерам, рекам, рощам - поклонялись и приносили жертвы. В славянскую древность уходят представления о действующих безликих силах, известных под названием «берегинь» и «упырей(«навьи силы»). Люди верили, что 'в мире их окружают злые и добрые духи. Они находятся в состоянии непрерывной борьбы друг с другом. К злым духам славяне относили «упырей» - вампиров, якобы нападающих на людей и сосущих их кровь, оживающих мертвецов, оборотней, способных нанести живущим на земле серьезный ущерб. «Упырям» противостояли добрые духи - «берегини», и люди всячески старались им помочь в этой борьбе путем произнесения заклинаний и ношения амулетов - оберегов. Злым духам люди также приносили жертвы, чтобы умилостивить их. Впоследствии в сознании древнего человека отделяются «живой» предмет и его покровитель. Хозяевами водоемов становятся водяной и русалки, болот – багники, лесов - лешие, непроходимых лесов – пущевики, полей - полевики, домов – домовые и т.д. При христианстве эти мифические существа были зачислены в разряд нечистой силы. Появилось предание о борьбе светлых ангелов во главе с архангелом Михаилом с могущественным ангелом Денницей и его воинством, в результате которой последние были свергнуты с небес. Денница стал Сатаной, а его соратники оказались на земле: кто в поле, кто в лесу, кто в доме, а иные остались навсегда вертеться в воздухе.
Предполагаемое изображение Даждьбога, русская вышивка. Север
Предполагаемое изображение Макоши русская вышивка. Север
|