Рассмотрим же самые примечательные из средств допроса, стоявших на вооружении св. Инкивзиции.
Дочь дворника (Аист)
Использование термина «аист» приписывают Римскому Суду святейшей инквизиции в период со второй половины XVI в. до приблизительно 1650 года. То же название этому орудию пытки было дано Л.А. Муратори в его книге «Итальянские летописи» (1749). Происхождение еще более странного названия «Дочь дворника» неизвестно, но оно дано по аналогии с названием идентичного приспособления в лондонском Тауэре. Каково бы ни было происхождение названия, это орудие является великолепным примером огромного разнообразия систем принуждения, которые применялись во времена Инквизиции.
Позиция жертвы была тщательно продумана. Уже через несколько минут такое положение тела приводило к сильнейшему мышечному спазму в области живота и ануса. Далее спазм начинал распространяться в район груди, шеи, рук и ног, становясь все более мучительным, особенно в месте начального возникновения спазма. По прошествии некоторого времени, привязанный к Аисту переходил от простого переживания мучений к состоянию полного безумия. Часто, в то время как жертва мучилась в этой ужасной позиции, ее дополнительно пытали каленым железом и другими способами. Железные путы врезались в плоть жертвы и становилось причиной гангрены, а иногда и смерти.
Испанский сапог.
Ну кто не слышал о знаменитом испанском сапожке? Хотя бы с этим словосочетанием, но знакомы точно все. Классический испанский сапог, сделанный из двух досок, между которыми должна была помещаться нога допрашиваемого. Эти доски были частью станка, который давил на них по мере погружения в него деревянных кольев. Их палач вбивал в специально проделанные для этого гнезда. Таким образом достигалось постепенное сжатие коленного и голеностопного суставов, мышц и голени, вплоть до их полного расплющивания.
Две доски использовались не только в Испании, но и во Франции, да и во многих других странах тоже как орудие действенное и не затратное. У испанского сапожка также существовали и другие разновидности. Например, металлический сапог. Он представлял собой железную оболочку для ноги и ступни и использовался испанской инквизицией для допросов. Пластины этого интересного приспособления сжимались с помощью кривошипного механизма, повреждая плоть и ломая кости стопы. Чем ещё хорош металл, так это тем, что железную оболочку также могли нагревать на ноге как во время пытки, так и перед пыткой.
Но и на этом история о видах сапожков не заканчивается. Их могли делать из кожи, как, например, прототип из Отёне, Франция. Они были сделаны из губчатой, пористой кожи, которую во время допроса обливали кипятком.
Стул ведьмы
Стул инквизиции, известный под названием "стул ведьмы", высоко ценился, как хорошее средство против молчаливых женщин, обвиненных в колдовстве. Этот распространенный инструмент особенно широко использовался австрийской инквизицией.
Стулья были различных размеров и форм, оснащенные шипами, с наручниками, блоками для фиксации жертвы и, чаще всего, с железными сидениями, которые в случае необходимости можно было раскалить.
При длительном применении пытка могла закончиться смертью жертвы, о чем свидетельствуют некоторые документальные источники. Так, например, в 1693 году в австрийском городе Гутенберг судья Вольф фон Лампертиш вел процесс по обвинению в колдовстве Марии Вукинец, 57 лет. Она была посажена на "стул ведьмы" на 11 дней и ночей, одновременно палачи прижигали ей ноги раскаленным железом. Мария Вукинец умерла под пытками, сойдя с ума от боли, но так и не сознавшись в преступлении.
Дыба
Это одно из наиболее распространенных орудий пытки, встречающихся в исторических описаниях. Дыбу применяли на всей территории Европы. Обычно это орудие представляло собой большой стол на ножках или без них, на который заставляли лечь осужденного, а его ноги и руки фиксировали при помощи деревянных плашек. Обездвиженную таким образом, жертву «растягивали», причиняя ей невыносимую боль, часто до тех пор, пока мускулы не разрывались.
Вращающийся барабан для натягивания цепей использовался не во всех вариантах дыбы, а только в самых хитроумных «модернизированных» моделях. Палач мог взрезать мускулы жертвы, чтобы ускорить окончательный разрыв тканей. Тело жертвы вытягивалось более чем на 30 см, прежде чем разорваться.
Иногда жертву крепко привязывали к дыбе, чтобы легче использовать другие методы истязания, такие как щипцы для зажимания сосков и других чувствительных частей тела, прижигания каленым железом и др.
Пытка водой
У пытки водой было немало разновидностей. В одной из них узника привязывали к столбу и на его темя медленно, с расстановкой, падали крупные капли воды. Через некоторое время, каждая капля отдавалась в голове адским грохотом. Равномерно падающая холодная вода вызывала спазм сосудов головы, тем больший, чем дольше продолжалась пытка. Постепенно очаг угнетения разрастался на всю кору головного мозга. В конце концов осужденный терял сознание от тяжких мучений.
В России в 1671 году такой пытке подвергали Степана Разина.
При другой разновидности этой пытки обвиняемого располагали на одной из разновидностей дыбы или на специальном большом столе с поднимающейся средней частью.
После того, как руки и ноги жертвы были привязаны к краям стола, палач приступал к работе одним из нескольких способов.
Один из этих методов заключался в том, что жертву заставляли при помощи воронки поглотить большое количество воды, затем били по надутому и выгнутому животу.
Другая форма предусматривала помещение в горло жертвы тряпичной трубки, по которой медленно вливали воду, что приводило к раздуванию и удушению жертвы. Если этого было недостаточно, трубку вытаскивали, вызывая внутренние повреждения, а затем вставляли опять и процесс повторялся.
Иногда применяли пытку холодной водой. В этом случае обвиняемый часами лежал на столе обнаженный под струей ледяной воды.
Интересно заметить, что эта разновидность мучения рассматривалась, как легкая, и признания, полученные таком способом суд принимал, как добровольные и данные подсудимым без применения пыток.
Трон
Этот инструмент был создан как позорный столб в форме стула, и саркастически назван Троном. Жертва помещалась вниз головой, а ее ноги укреплялись при помощи деревянных блоков. Подобная пытка пользовалась популярностью среди судей, желающих следовать букве закона. На самом деле, законодательство, регулировавшее применение пыток, позволяло использовать Трон только один раз в течение допроса. Но большинство судей обходило это правило, просто называя следующую сессию продолжением все той же первой. Использование Трона позволяло объявлять это одной сессией, даже если она длилась 10 дней. Поскольку использование Трона не оставляло неустранимых следов на теле жертвы, то оно очень подходило для длительного использования. Нужно отметить, что одновременно с этой пыткой заключенных «пользовали» также водой и каленым железом.
Ведьмино кресло (кресло допроса)
Это устройство широко применявшееся не только в Средние Века, но и концлагерях ХХ века, было устроено очень просто - деревянное кресло или просто опора, чье сиденье было утыкано острыми шипами. Человека привязывали к этому креслу и он пытался удерживать себя на расстоянии от шипов на сиденье, пока у него хватало сил. Затем он падал и в его ягодицы вонзались острые шипы. Боль заставляла его вновь приподниматься над сиденьем, затем очередное падение.
У более изощренных образцов, шипами были усажены еще и подлокотники и часть кресла, прилегавшая к ногам, так что если узник пытался приподняться над сиденьем, в его тело вонзались шипы подлокотников и ножек кресла, как бы он не пытался избежать уколов, ему это не удавалось.
Подвергаемого пытке на "Ведьмином" кресле человека нередко приковывали так, что находясь в крайне неудобной позе, истязуемый рано или поздно падал на шипы, боль заставляла его вновь пытаться оторваться от сиденья и так продолжалось бесконечно, пока не прерывали пытку или допрашиваемый не терял сознания.
Шипы кресла были такой длины, что вызывали сильную боль, но не причиняли серьезной травмы, угрожающей жизни допрашиваемого. Измученный длительной болью человек, чаще всего сознавался во всем, в чем его обвиняли.
Не смотря на жестокость методов, Инквизиторы были мастерами своего дела – искусными и хладнокровными. Однако по-настоящему их мастерство раскрывается именно в сонме разнообразнейших видов пыток и казней, преимущественно имевших летальные исходы, и внушающим ужас у современников при одном лишь упоминании о них.