Большое сердце.
Р оссийская Империя…, Нижегородское село Лукино…, Александр Дмитриевич Улыбышев (известный музыкальный критик и общественный деятель 19 века) – все это наше достояние! Но славная история с. Лукино еще не закончилась!... Мало кто знает о том, что на самом деле так или иначе, личность А. Д. Улыбышева, словно через зеркало истории, оказала в какой-то степени и негативное политическое влияние на судьбу России, на судьбу ее монархии. Бурная, творческая и вовлеченная в революционную интригу деятельность Улыбышева обернулась ему в конце его жизни очистительными для его же души скорбями и страданиями, благотворно повлиявшими на принятие им решения о строительстве в Лукино православного храма. Кроме того, построенная в 19 веке по завещанию Улыбышева на месте его родовой усадьбы каменная церковь, через полтора века благодатно преобразилась для нас в монастырь, которому очень скоро предстоит открыть миру еще одну удивительную историю…
«Что имеем – не храним, потерявши – плачем», гласит народная пословица. Так случилось и с нами, окаменевшими сердцем – насельниками, трудниками, гостями Покровской обители и жителями села Лукино. Милостью Божией нам было дано находиться рядом с удивительным человеком, основательницей Покровского женского монастыря с. Лукино – монахиней Варварой (в миру – Жуковой Лидией Константиновной), почившей в Боге 6 октября 2011 года. Господь сподобил матушку, впервые более чем за 100 последних лет на Нижегородской земле, основать монастырь, и удостоил ее быть первой настоятельницей этой обители. С именем матушки Варвары связано не только появление монастыря, делу становления которого она посвятила последних 18 лет своей жизни. Организация в вопросах строительства приюта для девочек при обители, богадельня, семейная община, строительство монастырского подворья в городе Богородске и хозяйственного скита в д. Андреевка, помощь другим монастырям и храмам, попечение осужденных (отправка им посылок), а с целью развития детского творчества – открытие в Лукино, при монастыре, детско-юношеского центра "Семья", освященного в честь Николая чудотворца. Все это далеко не полный перечень ее земных благодеяний. Одним из последних вкладов матушкиного милосердия в копилку духовного развития детей было благословение и оказание содействия детско-юношескому центру в проведении летних кадетских лагерей с 2011 года. «Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем» (Мф 13:57). Во время настоятельства матушки Варвары, не смотря на очевидное изобилие не только всех благ в монастыре, но и качеств ее доброй души, большого сердца, у некоторых из людей, тем не менее, складывалось мнение, что настоящей духовной жизни в монастыре не было. А ведь люди приезжали помолиться в Покровский монастырь со всех уголков нашей страны (по 2 – 3 автобуса в выходные и праздничные дни), и многие из паломников, осмотревшись, находили здесь живую веру, подходили к матушке Варваре и с восхищением говорили ей: «Матушка, как вы тут дружно живете!...» «Потому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин 13:35). Одной из добрых традиций, сложившихся в матушкиной общине, было оказание внимания каждому приезжающему паломнику. Внимание заключалось не только в том, чтобы обогреть и накормить телесно, но и, если человек сам того желал, наставить его, окормить духовно. Другими словами, главным правилом м. Варвары было – дать человеку, а не взять от него. За такое теплое гостеприимство, люди, уезжая домой, увозили с собой в своих сердцах искорку Божественной любви, которую несли в мир делами своей веры. Таким образом, молва о Лукинской обители распространялась далеко за свои пределы, притягивая к себе все больше и больше всех «труждающихся и обремененных». Количество проживающих людей в общине достигало, порой, до 140 человек. Давая шанс каждому проверить себя в условиях новой духовной жизни, матушка никому не отказывала в приюте. Она принимала здоровых не только физически и духовно, но и инвалидов, пожилых, бездомных и отчаивающихся в жизни людей, людей с криминальным прошлым, а так же страдающих от наркотической и алкогольной зависимости, словом всех, кого посылал Господь, но принимала на том условии, если они хотели исправления своей греховной жизни. Опираясь на выше приведенные слова Спасителя, сейчас смело можно сказать, что гостеприимная община матушки Варвары жила самой настоящей духовной жизнью, так как отношения между людьми были – словно в первые времена христианства, преобладал дух любви и милосердия. Многие христианские общины во время своего наивысшего духовного подъема венчались образованием монастыря, и именно этот отрезок времени, при родоначальнике обители, считался самым духовно сильным за весь период его летописи (к примеру, монастыри основанные Макарием Великим, Пименом Великим, прп. Сергием Радонежским, прп. Макарием Желтоводским и Унженским, и др.). Основываясь на эти факты из истории Церкви Христовой, нам дано видеть, что все основатели обителей, без исключения, являются Преподобными, то есть теми «святыми из монахов, кто молитвой, постом и трудами стремился быть подобным Господу Иисусу Христу» (Архиепископ Пражский Сергий (Королев)). Как правило, духовный плод от трудов Преподобных отражается в народе подъемом культуры, нравственности – подъемом духовности тех, чьи сердца воспламенились для подражания добродетельным примерам подвижников благочестия – основателей монастырей. Так неужели пример деятельности матушки Варвары, основавшей в наши дни монастырь, стал исключением для истории Церкви? Многие годы монастырская земля в Лукино орошалась матушкиными покаянными слезами. Был духовный расцвет обители, были чудеса, знамение, откровения, клевета, гонения, покушение на ее жизнь, победы и до времени сокрытые от мира духовные подвиги… Все это было! Но если все из перечисленного является исторической действительностью, то почему мы про то почти ничего не знаем, а если что-то и слышали, то не понимаем или многому из того не верим? Великий Русский писатель Федор Михайлович Достоевский (современник выше упомянутого А. Д. Улыбышева) в одном из своих литературных произведений сумел очень точно выразить суть происходящих событий на Земле: «В этой жизни дьявол борется с Богом, а поле битвы – сердце человека». Фронту истории на этом поле битвы отводится особое место, ведь подражая Преподобным, – мы прославляем имя Божие, а где история уходит в забвение, – там все происходит обратно: «Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников» (Рим 2:24; Ис 52:5). Используя весь свой арсенал, враг рода человеческого и нас торопит забыть богатую на благочестивое подражание историю о молодой Покровской женской обители. Через призму наших же страстей враг старается многое переиначить для нас, обмануть даже очень близких к присно поминаемой матушке Варваре людей, лишь бы только Мир упустил из виду столь редкие для наших дней добродетельные примеры из ее иноческой жизни, примеры равные святоотеческому благочестию. Так неужели букет из духовных соцветий, принесенный на Божий Престол матушкой Варварой для Его Славы, и во многом втайне от всех, – увянет для нас, и наша деятельная вера не отразится подъемом культуры, нравственности, духовности, – ни в истории родного Отечества, ни в истории Церкви Христовой?... «Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет. Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы» (Лк 8:16 – 17)…
|